Задачи и проблемные ситуации
1. На основе данных таблицы рассчитайте количество занятых, безработных, рабочую силу страны в 1999 году.
Категория населения | Количество (тыс. чел.) |
1. Занятые в материальном производстве. 2. Занятые в сфере услуг. 3. Уволенные по собственному желанию, и еще не нашедшие новую работу. 4. Выпускники школ, которые еще не нашли работу. 5. Безработные, которые прекратили поиски работы. 6. Домохозяйки. 7. Работники, уволенные по сокращению штатов, и зарегистрированные на бирже труда. 8. Работники, уволенные на пенсию. 9. Выпускники вузов, распределенные по отраслям народного хозяйства в соответствии со специальностью и приступившие к работе. 10. Выпускники школ, поступившие на дневное отделение вузов. 11. Работники, уволенные из-за спада в производстве. |
2. По данным предприятий задачи рассчитайте уровень безработицы в стране. Оцените ситуацию в стране. Представляет ли безработица серьезную экономическую проблему? Почему?
3. Занятия в стране составляли 8300, безработные 1700. Рассчитайте уровень безработицы. Представляет ли безработица в данной стране серьезную экономическую проблему? Почему?
4. В результате стимулирующей фискальной политики уровень безработицы в стране снижается. 700 безработных получили работу, 300 прекратили поиски работы по разным причинам. Одновременно с этим появились 100 фрикционно безработных и 100 потерявших работу из-за структурной перестройки экономики. Сравните уровень безработицы в предыдущем и текущем периоде учитывая данные задачи 3. Превышает ли текущий уровень безработицы естественный уровень? Наблюдается ли в стране полная занятость? Нужно ли продолжать стимулировать спрос?
5. На основе данных предыдущих задач (№ 3, № 4) определите какой объем производства недопроизведен в стране из-за безработицы, если естественный уровень безработицы 6%, естественный уровень производства – 500 млрд. долларов.
6. ВВП в 2000 году составил 75% от уровня 1990 года. Предполагается, что в 1990 году наблюдалась полная занятость. Официальный уровень безработицы в стране составил 2,8%. Каков реальный уровень безработицы в 2000 году, если естественный уровень составляет 5%?
7. На основании данных предыдущей задачи определите уровень скрытой безработицы. В чем ее особенности?
8. Фактический ВВП составил 85% от потенциального. Чему равен общий уровень безработицы в стране, если естественный уровень безработицы составляет 5% безработных?
9. Номинальный ВВП составляет 1000 млрд. долл., а реальный 1100 млрд. долл. Рассчитайте дефлятор ВВП.
10. Потенциальный уровень ЧНП = 20000 долларов. Ожидаемые потребительские расходы С = 2000 + 0,8У, инвестиции – 1000, госзакупки 2000 долларов. Рассчитайте равновесный ЧНП и определите, наблюдается ли в стране инфляция или безработица.
11. Номинальный ВВП = 650 млрд. долларов, естественный уровень безработицы 5%, фактический – 13%. Какой объем продукции в выражении недопроизведен в стране?
12. Используя данные таблицы рассчитайте индекс цен 2000 года, если базовым считается 1990 год.
Наименование | Количество | Цена (долл.) | |
х у z | |||
0,5 | 1,0 |
13. Номинальный ВВП 1929 года составил 100 млрд. долл., в 1933 году – 70 млрд., 1939 год – 92 млрд.
Определите: а) индекс цен каждого из трех лет; б) темп инфляции с 1929 по 1933 и с 1933 по 1939.
14.Попытайтесь решить приведенные ниже задачи, используя иформацию из таблицы «Номинальный и реальный ВВП»:
Номинальный и реальный ВВП
Номинальный и реальный ВВП |
Год 3 $ 5000 125 Год 4 $ 6600 150 |
1. Каков реальный ВВП в году 3? _____
2. Каков реальный ВВП в году 4? _____
3. Каков реальный темп экономического роста между годом 3 и годом 4? ____
15. При всех моих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить меры государственного регулирования рынка.
Государство устанавливает «правила экономической игры».
Одним из исправлений государственного вмешательства в экономику является налоговая политика.
Вопрос.Какую политику должно проводить государство в области налогов налогов, чтобы уменьшить цены (снизить инфляцию) и увеличить число занятых.
16. Упражнение.В экономической теории существует правило «величина 70», которое помогает определить, через сколько лет произойдет удвоение уровня цен в стране при данном ежегодном темпе увеличения цен.
Но почему это правило 70, а не правило 100. Ведь удвоение означает рост цен на 100%, а не на 70%.
17. Как отличить инфляцию от гиперинфляции? Где эта грань? Егору Гайдару приписывают забавный способ отличия этих двух понятий:
Допустим, вы в условиях все нарастающих темпов инфляции, получили в виде зарплаты большую корзину с деньгами. По дороге домой Вы зашли в телефон-автомат позвонить знакомой девушке, а корзину с деньгами оставили на асфальте, рядом с телефоном-автоматом.
Если после разговора с девушкой, выйдя из кабины, Вы обнаружили пустую корзину, то это еще инфляция. А если на асфальте валяется вся Ваша куча денег, а украли корзину, то это гиперинфляция».
Дайте научный комментарий этого анализа с точки зрения экономической теории.
18. И при инфляции спроса, и при инфляции издержек наблюдается повышение общего уровня цен в стране.
Существует ли какой-либо способ разграничения этих двух разновидностей инфляции?
19. Что чему предшествует при развертывании инфляционных процессов:
1). Рост денежной массы предшествует росту цен.
2). Рост цен – росту денежной массы.
20. Известный французский экономист А. Столярю в своей книге «Равновесие и экономический рост «пишет»: «Как часто говорят, инфляция – это прежде всего «вера в инфляцию».
Согласны ли Вы с такой трактовкой инфляции?
21. Скольжение вдоль кривой Филипс означает альтернативный выбор между инфляцией и безработицей. А возможно ли при помощи этой кривой показать одновременный рост цен и безработицы?
Как называется такая ситуация в экономике?
22. Что является зеркальным «отражением» кривой Филипса, если в качестве оси симметрии используется вертикальная линия.
23. Всемирно известный американский футуролог О. Тоффлер, автор книги «Экоспазм» отмечал: «если психика неустойчива, то инфляция делает ее еще более неустойчиво. Какие основания имелись у Тоффлера для таких утверждений? Действительно ли инфляция воздействует на психику людей?
24. Многие экономисты считают, что современная рыночная экономика в принципе инфляционна. Связано это с тремя видами монополизма:
– монополия государства на эмиссию денег;
– монополизм профсоюзов в области установления ставок зарплаты;
– монополизм фирм в области ценообразования.
Возможна ли ликвидация трех видов монополизма для успешной борьбы с инфляцией?
МОДЕЛИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
5.1. Основные термины и понятия по теме «Инфляция»
а) Кривая Филлипса | 1. Нормы инфляции |
б) Стагфляция | 2. Повышение уровня цен |
в) Стагнация | 3. Рост индекса цен |
г) Гиперинфляция | 4. Инфляция, сопровождаемая стагнацией производства и высоким высоким уровнем безработицы |
д) Инфляция избыточного спроса | 5. Кривая, показывающая связь между уровнем безработицы и годовым темпом роста цен |
е) Инфляция издержек производства | 6. Резкое изменение уровня цен на определенные группы товаров, которое сдвигает кривую совокупного предложения влево и способствует одновременному повышению уровня инфляции и безработицы |
ж) Шоки предложения | 7. Спад экономической активности |
з) Дефлятор ВНП | 8. Рост цен 50% в недели |
и) Инфляция | 9. Инфляция, вызываемая увеличением совокупного спроса |
к) Темп инфляции | 10. Инфляция, вызываемая сокращением совокупного предложения в результате повышения зарплаты и цен на сырье |
л) Уровень инфляции | 11. Индекс цен для данного года |
Используя данные право колонки, дайте правильное толкование понятий и показателей, приведению в левой колонке.
Виды безработицы
Существует четыре вида безработицы.
· Фрикционная безработица включает людей, временно находящихся между работами. Они могли уйти с одной работы, чтобы найти себе другую, или же они могут находиться в процессе поиска лучшего варианта после окончания средней школы или колледжа.
· Циклическая безработица растет в периоды спада. Например, она может быть вызвана слишком низким уровнем расходов в экономике. Люди не покупают большого количества товаров и услуг, поэтому работников увольняют.
· Структурная безработица предполагает несовпадение между теми, кто ищет работу, и имеющимися вакансиями. Безработные, у которых отсутствует необходимая квалификация или которые имеют низкий образовательный уровень, являются структурно безработными.
· Сезонная безработица затрагивает работников, проработавших часть года, но безработных в течение остальных частей года по причине изменения погодных условий.
Для каждой из приведенных ниже ситуаций перед примером поставьте соответствующую букву.
Ф –если это пример фрикционной безработицы
Ц –если это пример циклической безработицы
Ст – если этопример структурной безработицы
С –если это примерсезонной безработицы
– 1. Строительный рабочий из Минска не может найти работу зимой.
– 2. Сталелитейный рабочий уволен из-за длительного спада.
– 3. Программист компьютеров уходит с работы в Гродно с целью поиска новой работы в Минске.
– 4. Продавец магазина теряет работу из-за того, что во время спада экономической активности количество продаж невелико.
– 5. Ученик, бросивший среднюю школу, подал заявления о приеме на работу в несколько мест, но везде получил отказ, мотивированный его низкой квалификацией.
– 6. Безработный выпускник колледжа ищет свою первую работу.
– 7. Безработный рабочий автомобильной промышленности был заменен на робота.
– 8. Человек отказывается от предложения о поступлении на работу, поскольку заработная плата слишком низка.
Подчеркните ключевые слова в п. 1– 8.
Приведите собственные примеры четырех видов безработицы.
Рынок труда
Спрос на труд является производным от спроса на товары и услуги, производимые с использованием этого труда.
При циклическом спаде в экономике спрос на товары и услуги снижается.
Спрос на труд уменьшается с DL1 до DL2.
Величина спроса на труд снижается с Q1 до Q2, а величина заработной платы уменьшается с W1 до W2.
Предположим, что величина заработной платы не снизилась, а осталась на уровне W1 до W2.
Предположим, что величина заработной платы не снизилась, а осталась на уровне W1.
Какова теперь величина спроса на труд?
Что представляет собой расстояние от Q1 до Q3?