Этапы управления деловой карьерой.
Процесс планирования деловой карьеры сотрудника начинается в момент его найма. Новому сотруднику необходимо определить перспективы его развития в данной организации, возможности карьерного роста. Это и естьпервый этапуправления его деловой карьерой.
Второй этап - составление плана индивидуального развития карьеры сотрудника. Другими словами, составляется перечень тех позиций, которые сотрудник может занимать в процессе карьерного роста. Стоит отметить, что карьера в организации - это не обязательно непрерывное восхождение вверх. Она подразумевает и перемещения по горизонтали - из одного структурного подразделения в другое. На этом этапе происходит сопоставление возможностей сотрудника с требованиями, предъявляемыми к той или иной должности. Нельзя забывать о том, что каждый сотрудник - личность. При составлении планов карьерного роста следует учитывать индивидуальные особенности каждого. И здесь требуется самое активное вмешательство непосредственного руководителя. Именно он может наиболее объективно оценить достоинства и недостатки претендента, его потенциал.
Логично было бы предположить, что следующим этапом управления деловой карьерой сотрудника станет реализация плана развития карьеры. Такой план подразумевает ротацию по должностям, различные стажировки и индивидуальное наставничество (коучинг). На этом этапе предполагается постоянно оценивать результаты работы. Сотрудник должен не только получать новые знания и навыки, но и успешно использовать их в своей ежедневной работе. Следовательно, нужны некие инструменты контроля за этим процессом. Оценку можно проводить параллельно с обычной аттестацией или как отдельное мероприятие. Полученные результаты показывают, насколько сотрудник был успешен за истекший период времени, на что стоит обратить внимание, планируя его дальнейшую карьеру. Как правило, оценка проводится совместно непосредственным руководителем и службой управления персоналом. Периодическая оценка продвигаемого сотрудника позволяет понять, какие дополнительные знания и навыки ему необходимы. Следовательно, более эффективным становится и формирование учебных программ. Главное при формировании программ обучения - это четко сформулировать его цели. Иначе трудно избежать неоправданных затрат времени персонала и денег организации. Существует множество методик и форм обучения. Главным критерием выбора здесь является их соответствие поставленным ранее целям.
Каждый процесс в организации должен оцениваться с точки зрения его эффективности и управление карьерой-не исключение. Последний этап управления деловой карьерой сотрудника - оценка эффективности данного процесса.
Оценивать эффективность управления деловой карьерой сотрудника можно, используя следующие показатели:
• повышение эффективности управления компанией;
• повышение производительности;
• снижение текучести персонала;
• соотношение сотрудников, принятых на ключевые должности извне, с теми, кто "вырос" до такой должности в стенах организации;
• работа над новыми проектами, как фактор создания инновационной атмосферы в организации.
36. Бизнес-планирование.
Бизнес-план— план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Бизнес-план — программный продукт, вырабатываемый в ходе бизнес-планирования. Иногда бизнес-план отождествляют с техпромфинпланом, который был основным плановым документом деятельности предприятий в СССР.
Планирование бизнеса — это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.
Планирование— это непрерывный процесс, имеющий целью привести деятельность предприятия в соответствие с условиями рынка.
Виды планирования:
• стратегическое (долгосрочное);
• среднесрочное;
• краткосрочное.
Стратегические планы отображают перспективы развития предприятия в будущем (свыше 5 лет).
Среднесрочные планы (3-5 лет).
Краткосрочные планы (1 год) — увязывают объём продукции с имеющимися ресурсами (производственные фонды, численность работников).
Планы составляют как в количественных, так и в качественных показателях.
Количественные — характеризуют объёмы продаж, увеличение прибыли, снижение себестоимости.
К качественным планам относятся повышение престижа предприятия, охрана окружающей среды, повышение культурного и образовательного уровня работников предприятия.
План развития предприятия включает следующие разделы:
• план производства и реализации продукции (производственная программа);
• план развития науки и техники;
• план повышения экономической эффективности производства;
• план материально-технического обеспечения (МТО);
• план капитального строительства и капитальных вложений;
• план по труду и кадрам;
• план по издержкам, прибыли, рентабельности производства;
• финансовый план;
• план социального развития коллектива;
• план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.
Бизнес-план служит двум основным целям:
• Он даёт инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
• Служит источником информации для лиц, непосредственно реализующих проект.
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
• определить конкретные направления деятельности фирмы,
• целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
• сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.
• определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.
• оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
• выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
• определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
• оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Задачи и методы ОПП.
Завершающим этапом системы прогнозов и планов является оперативно-производственное планирование. ОПП обеспечивает конкретизацию и детализацию производственной программы, своевременное ее доведение до исполнителей (цехов, участков, рабочих мест) и достижение слаженной работы всех подразделений предприятия.
Цели ОПП — обеспечение равномерного выпуска продукции в заданных количествах и в намеченные сроки при высоком качестве и наилучшем использовании производственных фондов.
Основные функции ОПП:
- разработка календарно-плановых нормативов (заделов, длительности производственного цикла, размера партии деталей и т.д.);
- объемные расчеты (загрузки оборудования и площадей);
- составление оперативных программ выпускающих, обрабатывающих и заготовительных цехов основного производства;
- оперативный учет и контроль за ходом производства;
- контроль за состоянием незавершенного производства в цехах и межцеховых складах;
- оперативное регулирование хода производства, выявление отклонений и осуществление мер по их устранению;
- контроль за обеспечением цехов дефицитными материалами, инструментом, тарой, конкретными изделиями, транспортом.
Этапы ОПП
Первый этап - разработка на основе производственной программы оперативных планов изготовления продукции. Этот этап называется оперативно-календарным планированием.
Второй этап — диспетчирование — состоит в непрерывном оперативно-производственном учете, контроле и регулировании выполнения планов посредством оперативного устранения возникающих в процессе производства отклонений от заданного режима.
Системы ОПП — это определенная совокупность элементов планово-учетной работы, ее форм, методов и приемов.
Задачей ОПП является организация равномерной, ритмичной и слаженной работы всех производственных подразделений предприятия для обеспечения своевременного выпуска продукции в установленном объеме и номенклатуре при наиболее эффективном использовании всех производственных ресурсов.
В содержание ОПП входят следующие виды работ:
-Выполнение этих функций обеспечивает четкую, ритмичную работу всех структурных подразделений и равномерный выпуск готовой продукции. Организация оперативно-производственного планирования включает следующие вопросы:
-Оперативно-производственное планирование призвано обеспечить эффективное функционирование производственного процесса, способствовать достижению высоких конечных результатов. Оно осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям - календарное планирование и диспетчирование.
Центральной задачейоперативно-производственного планирования является формирование сводного объемно-циклового графика подготовки производства и изготовления изделий.
Календарноепланирование включает: расчеты загрузки оборудования по цехам и по его видам; определение календарных нормативов движения процесса производства; разработку календарных графиков запуска и выпуска изделий; составление оперативных планов по бригадам, сменам, цехам и оперативную подготовку производства (обеспечение заготовками, инструментом, техдокументацией, комплектующими изделиями).
Диспетчированиепредставляет собой непрерывный учет, контроль и регулирование хода производства в соответствии с календарными графиками производства.