Человеческий фактор” в развитии менеджмента
Человеческий фактор — это реальная, действующая живая производительная сила, личность, которая работает. Сущностный признак «личного фактора», раскрывающий его функциональное назначение, состоит в том, что он соединяется с вещественным фактором, приводит в движение средства производства. За пределами процесса труда строго говоря, нет человеческого фактора. Может быть только индивид, обладающий рабочей силой, то есть потенциальный работник.
В развитии личного фактора общественного производства можно выделить две ступени: первая, когда работник, выполняя от начала до конца весь набор операций по изготовлению продукта, выступал как единичный; вторая, когда с появлением подетального и пооперационного разделения труда его производственная деятельность становилась лишь частью общего труда по созданию готовых изделий и услуг, а сам он при этом превращался в часть совокупного работника.
Для развития фирмы имеет первоочередное значение умение менеджера работать с людьми, добиваться их заинтересованности в постоянном и последовательном повышении экономических результатов функционирования предприятия. Для этого менеджер должен использовать различные материальные и социально-психологические методы. Материальное стимулирование предполагает зависимость части заработка от эффективности работы предприятия, а также различные способы вознаграждения работников в случае роста прибылей фирмы. При такой системе оплаты труда работник будет заинтересован в оптимальных результатах, так как это принесёт ему дополнит. материальную выгоду. Эффективной является также продажа работникам акций предприятия, дивиденды по которым прямо и непосредственно зависят от прибыли, т. е. концентрированного конечного результата совместной деятельности коллектива, всех вместе и каждого в отдельности. Социально-политическое регулирование достигается за счёт расширения участия работника в делах фирмы. Это предполагает делегирование части управленческих полномочий на места, обеспечение осознания работником цели своих действий, чтобы он не чувствовал себя винтиком в непонятной ему машине, а ощущал значимость своей работы для общего дела, а также обеспечение по возможности стабильности занятости, отсутствие которой порождает у работника отношение к фирме как ко временному источнику получения доходов.
Существует так называемая матрица человеч. ресурсов. По горизонтали - потенциал человека, по вертикали - работа, кот-ю может выполнить человек. I - “звезды” - могут много работать, талантливы. II - “рабочие лошадки” - могут много работать, хотя природа их обделила талантами. III - проблемные работники - высокий потенциал, но ленивы. IV - низкий потенциал, ленивы.
Исходя из того, что любая организация – это прежде всего её люди, то менеджмент – это такая организация труда работников, где люди (персонал) является важнейшим элементом производственного процесса. Важнейшим потому, что найти компетентных сотрудников в сегодняшних условиях весьма и весьма трудно. Следовательно, успехи и неудачи организации – это, в первую очередь, успехи и неудачи менеджера. Хорош тот хозяин, который при нерентабельном производстве меняет руководство, а не рабочих, таким образом, менеджмент означает, прежде всего, организацию работы коллектива. Менеджер должен организовывать работу таким образом, чтобы она содействовала способностям сотрудников, позволяла им реализовать все свои идеалы, которые они хотели бы видеть в работе.
Менеджер, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять работу. Яркие персонажи и обалденная графика
Поэтому менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что смысл их деятельности состоит в большинстве случаев в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации. Здесь менеджер использует принципы мотивации, то есть побуждает людей, работающих в фирме, к деятельности для достижения целей организации.
Современный менеджмент должен всесторонне учитывать существующий рост значения «человеческого капитала» в деятельности фирм и одновременно – радикальные изменения качества этого капитала. Высшее руководство предприятия больше уже не имеет исключительной власти в принятии решений. Объем и сложность работы вынуждают делегировать многие полномочия сотрудникам и возлагать на них персональную ответственность, изменяется также и отношение наемного работника к руководителю.
Обращение к человеческому фактору - это революционный переворот в науке управления и менеджмента. Под человеческим фактором понимают личность, группу , коллектив, общество, включенные в управленческую систему. В более конкретном понимании - это внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т.д.
Именно человеческий фактор ныне определяет конкурентоспособность и эффективность организации. Поэтому в последние годы затраты на человека стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которые надо правильно использовать. В деятельности сегодняшнего менеджера вместо традиционных административных преобладают социально-экономические и психологические методы управления. Взаимоотношения менеджера, большей частью неформальные, со множеством людей составляют специфику его работы. Вот высказывание крупного японского менеджера Акио Мориты: “Качество дают не станки, а люди”.
Пожалуй, самое наглядное представление о роли и значении человеческих отношений в решении разнообразных практических задач дает известная книга Дейла Карнеги “Как обрести друзей и оказывать влияние на людей”. Он формулирует основные методы обращения с людьми: как понравиться человеку, как склонить человека к вашей точке зрения, как воздействовать на людей не огорчая их и не вызывая у них чувства обиды и др. По моему мнению, данная книга должна быть настольной книгой менеджера.
Суть системы человеческих отношений характеризуют так называемые менеджерские заповеди - правила и предписания, которым должен следовать менеджер в своей практической деятельности. Каждая фирма разрабатывает, как правило, свои менеджерские заповеди. Например, вот список заповедей для менеджеров из компании “Дженерал Моторс”:
- будь внимателен к критике и улучшающим предложениям, даже если они не касаются непосредственно тебя;
- будь внимателен к чужому мнению, даже если оно неверно;
- имей бесконечное терпение;
- будь справедлив, особенно по отношению к подчиненным;
- будь вежлив, никогда не демонстрируй раздражение;
- всегда благодари подчиненного за хорошую работу;
- не делай замечаний подчиненному в присутствии третьего лица;
- не делай сам ту работу, которую могут сделать твои подчиненные;
и другие.
Менеджмент - психологически насыщенная система управления, главные функции которой непосредственно связаны с психологией. Поэтому для эффективного осуществления этих функций менеджеру нежно овладеть психологическими компонентами менеджерского мастерства: уметь взаимодействовать с людьми, выступать перед аудиторией, убеждать и т.д.