Я шкала: (гипомании или отрицания тревоги) оптимистичности
Ведущий пик по 9-й шкале MMPI нормативно соответствующего профиля отражает активность личностной позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе, позитивную самооценку, высокую мотивацию достижения определенного своеобразия.
Ориентирована такая активность и мотивация в большей степени на моторную подвижность и речевую продуктивность, нежели на конкретные и практические цели.
Такие поведенческие особенности часто сопровождаются общим приподнятым настроением.
В ответ на противодействие легко вспыхивает и также легко угасает гневливая реакция.
Успех вызывает известную экзальтацию, эмоцию гордости.
Житейские трудности воспринимаются как легко преодолимые, в противном случае значимость труднодостижимого состояния или положения легко обесценивается.
У лиц такого поведенческого типа отсутствует склонность к серьезному углублению в сложные проблемы, преобладает беспечность, радостное восприятие всего окружающего мира и своего бытия, радужность надежд, уверенность в будущем, убежденность в своей счастливости.
Повышенная 9-я шкала MMPI отражает акцентуацию по гипертимному или экзальтированному типу и выявляет завышенную личностную самооценку, легкость в принятии решений, отсутствие особой разборчивости в контактах.
Такие особенности сопровождаются бесцеремонностью поведения, снисходительным отношением к своим промахам и недостаткам.
Легко возникающие эмоциональные всплески заканчиваются быстрой отходчивостью. Часто отмечается непостоянство в привязанностях, избыточная смешливость, влюбчивость, словом, характеристики, совершенно естественные для юношеского возраста, но являющиеся значимо инфантильными для взрослого человека.
В тех случаях, когда основным способом устранения фрустрирующих стимулов служит отрицание каких-либо затруднений, тревоги, своей и чужой вины (импунитивные реакции), то профиль личности обычно характеризуется пиком на 9-й шкале.
Тенденция отрицать тревогу выражается обычно отсутствием спонтанных упоминаний о каких-либо трудностях, которые могут ее вызывать, выражением пренебрежения к трудностям, о которых упоминается со стороны, декларируемым оптимизмом.
Лица с умеренными повышениями профиля на 9-й шкале характеризуются оптимистичностью, общительностью, способностью к высокой активности, непринужденностью в общении.
Они охотно вступают в контакты и при этом производят на окружающих впечатление людей приятных, веселых, отличающихся широкими интересами и энтузиазмом, охотно высказывающих свое мнение и готовых поделиться впечатлениями.
Для лиц этого типа характерны «эмоциональная яркость», умение испытывать удовольствие от жизни, реалистическое, образное мышление и отсутствие приверженности к жесткой схеме.
Они легко становятся «душой общества», хорошо приспосабливаются к переменам и даже стремятся к ним, не испытывают затруднений при необходимости перестройки жизненного стереотипа.
В ситуации стресса, лица с ведущей 9-й шкалой в профиле, проявляют избыточную, но всегда целенаправленную активность, при этом могут подражать авторитетной для них личности.
Основой таких поведенческих особенностей является не искажающая психическое развитие система личностно-объектного взаимодействия, а сама социализированная среда, выступающая как ограничитель бессознательной психической активности.
Энергетикой такого поведенческого типа является базовая темпераментная активность, соответствующая сильному, неуравновешенному типу нервной системы.
В этом случае повышенная базовая психическая активность, изначально нуждающаяся в оптимальной внешней инервации, уже на ранних стадиях развития сталкивается с проблемами, формирующими поведенческое своеобразие.
Повышенная личностная активность формирует поисковое многообразие, которое приводит в процессе взаимодействия с внешним миром к неоднократно переживаемым состояниям страха. Страх неизвестного внешнего мира и личностная активность, сплетаясь, формируют конгломерат внешней активности, являющийся отражением бессознательных личностных стремлений постоянно переживать новые впечатления.
Такая особенность психического развития трансформируется во взрослые поведенческие тенденции, адаптируется в процессе развития и принимает окончательный вид в особенностях поведения, имеющих широкий спектр проявлений, так как не присутствует объектное ограничение выражения активности.
Вернее сказать, при личностно-объектной дезадаптации личностная активность определенным образом концентрируется на механизме дезадаптации и определенным образом постоянно «вращается» вокруг него. В нашем случае такой привязанности нет, все многообразие внешней среды выполняет эту функцию и разнообразит особенности поведения и относительно редко приводит к дезадаптации клинического уровня.
Повышенная самооценка и высокая активность, отражаемые повышением профиля на 9-й шкале с одновременным снижением профиля на 2-й и 7-й шкалах могут находить свое выражение в стремлении к руководству окружающими или к возвышению над окружающими путем соперничества.
В первом случае пик на 9-й шкале и снижение на 2-й и 7-й шкале сочетаются с повышением профиля на шкале К, отражающем стремление к отрицанию собственных слабостей и эмоциональных проблем, стремление соблюдать конвенциальные нормы и нетерпимость к нарушению этих норм другими.
Лица этого типа не выносят неопределенности и колебаний, стремятся быть максимально информированными, охотно берут на себя руководство, обнаруживая большую энергию и организационные способности.
Их лидерство обычно воспринимается окружающими как естественное явление, поскольку они вызывают к себе уважение благодаря энергичности, информированности и высокой работоспособности.
Для лиц подобного типа ситуации, в которых блокируется их стремление к руководству или отсутствует достаточная, на их взгляд, информация, являются источниками психического стресса.
Если при таком же типе профиля на основных шкалах отмечается снижение профиля на шкале К, обычно отражающее склонность критически оценивать окружающих и подозрительно относиться к их мотивам, то активность и высокая самооценка реализуются в стремлении возвысится над окружающими путем соперничества, продемонстрировать свою силу и (или) подчеркнуть слабость других людей.
У мужчин такая тенденция может реализовываться путем демонстрации возможностей, обеспечиваемых физическим превосходством, у женщин — проявляться в стремлении подчеркнуть свою внешнюю привлекательность.
Лица этого типа испытывают ощущение угрозы, если попадают в ситуацию, где не могут вызывать зависть и демонстрировать свое превосходство, и, особенно, если при этом от них требуется выражение или признание зависимости.
Если повышенная активность, высокое честолюбие, и самооценка, отражающиеся в повышении профиля на 9-й шкале сочетаются с невозможностью добиться желаемого положения и реализовать актуальные стремления, а возникающая тревога относится на счет соматического состояния, то в профиле наблюдается одновременное повышение значений и 1-й шкалы.
Лица этого типа обычно считают себя соматически больными и отрицатель-но относятся к попытке трактовать их жалобы как следствие ситуационных или эмоциональных затруднений.
Их поведение характеризуется либо напряженностью и активным стремлением к соматической терапии, либо демонстративным оптимизмом и стремлением подчеркивать свою стойкость перед лицом тяжелого недуга. Последний вариант особенно вероятен, если «невротическая триада» выражена «конверсионным V».
Повышение профиля на 9-й шкале может отражать высокий уровень побуждений и активности, сформированными выраженным ощущением угрозы.
В этом случае отмечается парадоксальное сочетание подъемов профиля на 2-й и 9-й шкалах. Такой профиль может отражать сочетание ощущения собственной значимости и высоких личностных возможностей с беспокойством по по-воду признания этих качеств окружающими.
Озабоченность проблемами такого рода характерна для подростков и юношей в период становления личности, а в зрелом возрасте указывает на черты инфантильности.
Сочетание повышенной самооценки, способности игнорировать затруднения, высокой, но плохо организованной активности с высокой способностью к вытеснению отрицательных сигналов, демонстративностью, эмоциональной незрелостью и эгоизмом отражается высокими значениями 9-й и 3-й шкал.
Часто такое сочетание свойственно личностям артистического склада, чей энтузиазм, способность к длительным усилиям и эффективность деятельности возрастают в присутствии большой аудитории.
Пики на 9-й и 4-й шкалах отражают недостаточную способность внутреннего восприятия социальных норм.
Лица с подобным типом профиля испытывают постоянное влечение к переживаниям, к внешней возбуждающей ситуации. Если это влечение не удовлетворяется, у них легко возникает чувство скуки, разряжаемое в опасных, иногда разрушительных действиях, представляющихся постороннему наблюдателю бессмысленными и лишенными основания.
Их пренебрежение существующими правилами и обычаями, протест против моральной и этической нормы реализуется активно, зачастую без всякой коррекции своего поведения в связи с ситуацией, представляющей угрозу для них самих.
Лица этого типа могут совершать правонарушения, причем их социальная опасность возрастает, если описанная линия поведения проводится последовательно и ригидно, что обычно сопровождается появлением пика и на6-й шкале.
Наличие дополнительных пиков на 7-й шкале и шкалах «невротической триады» отражает менее вероятное асоциальное поведение в зависимости от выраженности этих пиков. В этом случае асоциальные установки реализуются социально приемлемыми путями.
Сочетание пиков на 9-й и 6-й шкалах MMPI указывает на определенную последовательность и целенаправленность организованного поведения вокруг определенной личностной концепции.
В этом случае аффективная ригидность и ощущение враждебности со стороны окружающих осложняют систему межличностного взаимодействия.
Лица такого типа обычно стремятся утверждать свое превосходство и использовать окружающих для достижения своих целей, считающихся ими полезными и необходимыми для всех.
В клинической дезадаптации такие особенности сопровождаются возникновением сверхценных или паранойяльных образований на фоне гипоманиакального аффекта.
Высокая активность, постоянное стремление к действию в сочетании с тревожностью могут выражаться в подъемах профиля на 7-й и 9-й шкалах.
Высокая активность обусловливает легкость совершения тех или иных, часто недостаточно продуманных поступков, а высокая тревожность приводит к последующему тщательному анализу своих действий, к постоянным сомнениям в правильности уже совершенного.
У таких лиц легко возникает чувство вины и сожаления в связи с уже минувшей ситуацией, но это не изменяет их поведения в будущем. В экстремальных условиях это может приводить к хаотическому поведению.
Если аутизация, ориентировка на внутренние критерии, затруднения межличностных контактов сочетаются с повышенной активностью, легкостью переключения внимания и оптимизмом, то в профиле это обычно отражается в повышении показателей 8-й и 9-й шкал.
Значительная выраженность повышения на этих шкалах может свидетельствовать о недостаточной способности к последовательным действиям и логическим построениям в связи с тем, что результаты таких действий и умозаключений вызывают тревогу.
Отсутствие фиксации на чем бы то ни было, отказ от четких формул или уход от законченных формулировок в этом случае имеет защитный характер.
Основная проблема для лиц рассматриваемого поведенческого типа — это постоянная «загрузка» психики оптимальным уровнем иннервации, своеобразная реализация поисковой тенденции.
Данная тенденция хорошо реализуется в социализированных системах взаимодействия, в изменении форм и мест деятельности.
Социализация взаимодействия обеспечивает общение, позволяет реализовывать стремление к доминированию, например через высокую компетентность в областях консультирования, стремление быть на виду и т.п.
При изменении форм и мест деятельности происходит избегание «пресыщения» однообразием, реализуется стремление к «новизне» и своеобразные поисковые устремления к «лучшему варианту» деятельности.
Обеспечение таких условий деятельности в комплексе гарантирует наиболее продуктивные и эффективные результаты таких специалистов.
Лучшей средой их деятельности являются условия, требующие частого переключения внимания.
Постоянная и разнообразная психическая «занятость» наиболее оптимальна для таких специалистов.
В то же время ситуации, связанные с монотонной, требующей тщательности, кропотливости, длительной фиксации внимания деятельности являются для них стрессообразующими и могут вызывать нарушения психической адаптации.