Расчёт прогнозных показателей работы предприятия на ближайшие 5 лет
Продажи продукции завода за 5 лет представлены ниже:
Таблица 2.2
Год | Продажи тыс.руб. | Среднегодовой спрос, тыс.руб. |
Если рассматривать стратегию увеличения продаж услуг предлагаемых предприятием, то можно предположить, что уровень продаж может зависеть от того метода привлечения потенциальных клиентов, который выбрало данное предприятие. В случае на рассматриваемом предприятии методами привлечения клиентов является реклама. Таким образом, можно предположить, что объемы продаж завода зависят от хорошей рекламной компании. Если предприятие будет больше проводить рекламных акций, то это послужит привлечению большого числа клиентов , в тоже время рекламные акции требуют больших затрат, поэтому установим взаимосвязь между показателями уровнем продаж продукции в денежном выражении и затратами на рекламу. Для установления зависимости между этими двумя показателями построим корреляционно-регрессионную модель. Для этого воспользуемся уравнением регрессии. Расчёт приводится в формуле 2.3:
у=а+вх (2.3)
где х – затраты на рекламу;
У – уровень продажи номеров.
Для расчетов воспользуемся данными, приведенными ниже:
Таблица 2.3
Годы | Выручка от реализации, тыс.руб(y) | Затраты на рекламу,тыс.руб. (x) | X2 | XY | Y2 | ||
10,6 | 112,36 | 26086,6 | |||||
4,91 | 24,11 | 5612,13 | |||||
1,1 | 1,21 | 860,2 | |||||
18,98 | 360,24 | 397612,02 | |||||
2015’ | 36,74 | 1349,83 | |||||
Итого | 72,33 | 1847,74 | 3565929,95 | ||||
Необходимо найти наклон линии регрессии-b.
b= (∑xy-nx̅ y̅)/(∑x2-nx̅2 ) (2.4)
Для этого рассчитаем: x̅=∑x/n=72,33/5=14,5
y̅=∑y/n=110685/5=22137.
b=(3565929,95-5*14,5*22137)/(1847,74-5*14,52 )=3565929,95 1604932,5)/(1847,74-1051,25)=1960997,45/796,49=2462,04
Вводим формулу линии регрессии:
a=y̅-bx̅. (2.5)
a= 22137-2462,04*14,5=-13562,58.
Уравнение тренда или уравнение регрессии по формуле y=a+bx.
Подставляем в формулу значения :
Y=2462,04X-13562,58.
Если затраты на рекламу на 2016 год планируется в размере 41,30тыс.руб, то прогноз продаж в 2016 году составит:
Y=2462,04*41,30 – 13562,58= 88119000.руб.
Для того чтобы подтвердить правомерность использования составленной нами модели корреляционной зависимости между продажами и затратами на рекламу, рассчитаем коэффициент корреляции. Этот показатель показывает степень линейной взаимосвязи. Его значение находится в границах от -1 до +1. коэффициент корреляции рассчитывается по следующей формуле 2.6:
(2.6)
r = (5*3565929,95-72,33*110685)/(√(5*1847,74-(72,33)2)(5*7731457595-1106852)= 0,09.
В результате произведенных расчетов, можно сделать вывод, что между продажами и затратами на рекламу, существует прямо пропорциональная зависимость. Однако связь между этими показателями слабая, поэтому в дальнейшем руководству санатория не рекомендуется использовать эту математическую модель для прогнозирования.
Глава 3. Разработка стратегии агрегатного планирования
Одной из важнейших функций менеджмента является планирование. Менеджер должен не только уметь спланировать любой производственный процесс, но знать и уметь пользоваться в своей деятельности различными методами и моделями планирования. Одним из таких видов является агрегатное планирование – связано с определением количеств и времени производства в среднесрочные периоды, в основном от 3 до 18 месяцев. Операционные менеджеры пытаются выбрать лучший путь для определения прогнозируемого спроса, чтобы как можно быстрее подготовиться и отреагировать на него регулируя скорость выпуска продукции или производства услуг, уровень затрат, необходимых для производства данной услуги (продукции), сверхурочную работу, потребность в дополнительном персонале и ряд других подающихся контролю переменных .
Главной целью всех управляющих процессов, является сокращение до минимума всех затрат, не ухудшая при этом, а наоборот улучшая качество производимой продукции.
Другими целями могут быть минимизация отклонений используемой рабочей силы, уровней запасов или получение необходимых стандартов в предлагаемом сервисе.
Задачами, которые решаются при агрегатном планировании, являются пропускная способность, уровень загрузки, последовательность выполняемых операций, связи различных подразделений предприятия между собой и согласованность работы.
Существует следующая классификация стратегий агрегатного планирования:
1. Чистые стратегии – это стратегии, когда во времени изменяется только одна переменная [12]. К таким относятся:
Управление уровнем запасов;
Варьирование численности рабочих наймов и увольнением;
Варьирование темпов производства путем использования сверхурочного времени или времени простоев;
Субподряд;
Использование временно нанимаемых рабочих;
Воздействие на спрос (реклама, приемы продвижения товаров, увеличение персональных продаж, снижение цен);
Задержка выполнения заказа в период высокого спроса;
Производство разносезонных изделий.
2. Смешанные стратегии, которые используют комбинацию переменных, позволяющую получить наиболее соответствующий действительности производственный план.
Агрегатное планирование разнообразного сервиса в санатории, основывается на планировании потребности в человеческих ресурсах и управлении спросом. При большом спросе на услуги при планировании достигается регулирование больших объемов спроса и разработкой методов более полного использования трудовых ресурсов в периоды прогнозируемого падения спроса.
Таблица 3.1