Занятие 7. Специальная оценка условий труда
Цель работы: приобретение практических навыков в организации экспертной оценки условий труда на рабочих местах
Порядок выполнения задания:
1. В процессе работы следует изучить законодательство и нормативно-правовые акты по организации проведения СОУТ: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н; Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н; Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 32н.
2.На сайте Минтруда РФ http://akot.rosmintrud.ru/ изучить реестр аккредитованных организаций по оказанию услуг в сфере охраны труда, выбрать организации на территории Забайкальского края, внести их в таблицу 6.1.
3. Изучить на сайте http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/19/ тестовые вопросы для проведения дистанционного тестирования лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (аттестационное испытание), внести в таблицу отчета по работе 18-20 вопросов (по указанию преподавателя) с обоснованием правильных ответов (Таб.6.2).
Рекомендуемые источники и нормативно-методические документы приведены в списке литературы.
Теоретическая часть:
Порядок оценки условий труда на рабочих местах установлен Федеральным законом РФ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (ФЗ о СОУТ).
Специальная оценка условий труда – единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и по оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников .
Организация и финансирование специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя, но осуществляется СОУТ работодателем совместно с привлекаемой им на основании гражданско-правового договора специализированной организацией, имеющей право проводить СОУТ (ОПСОУТ). Работодатель может одновременно привлекать несколько таких организаций. Они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством:
- в уставных документах ОПСОУТ в качестве основного вида деятельности (или одного из видов) должно быть прямо указано проведение СОУТ;
- ОПСОУТ должна располагать не менее чем пятью экспертами, работающими по трудовому договору, имеющими сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ; при этом как минимум один из этих экспертов должен иметь высшее образование по одной из следующих специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- ОПСОУТ должна иметь в своем составе в качестве структурного под-разделения испытательную лабораторию (центр), аккредитованную национальным органом РФ по аккредитации (сейчас это Федеральная служба по аккредитации, подведомственная Минэкономразвития РФ) в установленном законодательством РФ порядке. Область аккредитации – проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных п. 1-11 и 15-23 ч. 3 статьи 13 ФЗ о СОУТ.
До проведения оценки работодателю нужно выполнить следующие подготовительные мероприятия:
• создать комиссию. состоящую из нечетного количества членов. Конкретный состав комиссии и порядок ее деятельности утверждается приказом;
• утвердить перечень рабочих мест, на которых будет осуществляться оценка условий труда и график ее проведения. В перечне нужно отметить аналогичные рабочие места, то есть однотипные по условиям размещения в помещении выполняемым работниками функциям и некоторым другим факторам. Определение таких рабочих мест приведено в ч. 6 ст. 9 ФЗ о СОУТ.
Далее выполняется идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Идентификация представляет собой процедуру, которая выявляет наличие на рабочем месте факторов, указанных в классификаторе как вредные и (или) опасные. Если идентификация выявила вредные или опасные производственные факторы, то их исследуют и измеряют в порядке, установленном статьей 12 ФЗ о СОУТ.
По результатам оценки организация, которая ее проводила, составляет отчет. В него включаются сведения, определенные ст. 15 закона о СОУТ, например, перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, протоколы проведения исследований, перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников и др. Отчет подписывают все члены комиссии. После этого работодателю нужно ознакомить работников под подпись с результатами оценки и разместить сводные данные о результатах СОУТ на официальном сайте (при наличии) в интернете. На это отводится 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении оценки.
В определенных случаях работодатель до истечения указанного пятилетнего срока обязан провести внеплановую спецоценку условий труда. Перечень таких случаев установлен ст. 17 ФЗ о СОУТ. К ним относятся:
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получение работодателем предписания госинспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с нарушениями требований ФЗ о СОУТ, выявленными в ходе федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, которые содержат нормы трудового права;
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, либо изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, либо изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, если это способно повлиять на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профзаболевание, причинами которых стало воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Последний пункт перечня предоставляет профсоюзам большие возможности влиять на результаты СОУТ, если есть основания полагать, что процедура оценки выполнена некачественно и что это может повлечь необоснованное ухудшение положения работников, уменьшение или отмену гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда.
Внеплановая СОУТ должна быть проведена не позднее шести месяцев со дня наступления перечисленных случаев.
Если вредных и (или) опасных факторов не будет выявлено, то оценка условий труда заканчивается декларированием соответствия условий нормативам. При этом условия труда будут считаться допустимыми. Если вредные и (или) опасные факторы обнаружатся, то придется организовать исследования и измерения. В этом случае декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда невозможно.
ФЗ о СОУТ (ч. 6 ст. 10) предусматривает перечень рабочих мест, где идентификация вредных или опасных производственных факторов не осуществляется.
На перечисленных рабочих местах должны быть проведены исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов. Для этого эксперт ОПСОУТ должен определить перечень вредных и (или) опасных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям на таких рабочих местах в соответствии с требованиями ФЗ о СОУТ.
В ФЗ о СОУТ установлено, что исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат все без исключения вредные и (или) опасные производственные факторы, выявленные и зафиксированные при идентификации.
Согласно ч. 2 ст. 12 ФЗ о СОУТ при окончательном формировании перечня производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям, комиссия по СОУТ должна основываться на государственных нормативных требованиях охраны труда; на характеристиках технологического процесса, оборудования, материалов и сырья; на результатах ранее проводившихся исследований и измерений вредных или опасных факторов; предложениях работников. Исходя из этого, даже если эксперт ОПСОУТ необъективно оценил предложения работников, у них есть возможность направить предложения непосредственно в комиссию, где представители профсоюза смогут добиваться учета этих предложений.
Исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательными лабораториями (центрами), экспертами ОПСОУТ, иными работниками ОПСОУТ.
Кроме того, комиссия по СОУТ по представлению эксперта вправе принять решение использовать в качестве результатов исследований и измерений для целей СОУТ результаты исследований и измерений, полученные ранее при осуществлении на рабочем месте в установленном порядке производственного контроля за условиями труда. При этом могут применяться лишь те результаты, которые получены аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром) не ранее, чем за 6 месяцев до проведения СОУТ.
Исследования и измерения должны проводиться с использованием утвержденных и аттестованных в порядке, установленном Федеральным законом от 26.06.2008 № 102 «Об обеспечении единства измерений», методов исследований и методики измерений, а также соответствующих им средств измерений, прошедших поверку и внесенных в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. При этом применяемые средства измерений должны соответствовать обязательным метрологическим требованиям к измерениям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России.
Все исследования при проведении СОУТ осуществляются только в ходе штатных производственных (технологических) процессов или штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты исследований и измерений оформляются протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям и измерениям.
Процедура СОУТ призвана стать универсальным инструментом для перехода от формального подхода к предоставлению гарантий и компенсаций, к подходу, учитывающему только фактическое воздействие на организм работника вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Это обеспечит, во-первых, максимально объективное решение вопроса о том, необходимы ли компенсации за работу под воздействием ОВПФ, во-вторых, стимулирование работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда, в охрану труда.
СОУТ осуществляется в соответствии с методикой ее проведения, утвержденной Приказом Минтруда России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений .
Практическая часть:
1. Оформить список аккредитованных организаций, проводящих специальную оценку условий труда, на территории Забайкальского края(Таб. 6.1).
Таблица 6.1 – Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда
Регистрационный номер записи в реестре | Дата внесения в реестр | Полное наименование организации | Место нахождения организации | Идентификационный номер налогоплательщика | Основной государственный регистрационный номер |
2. Ответить на вопросы для подготовки экспертов(Таб. 6.2).
Таблица 6.2 Вопросы для проведения дистанционного тестирования лиц, претендующих на получение сертификата эксперта, на право выполнения работ по специальной оценке условий труда
№ п/п | Вопрос | Варианты ответов | Обоснование правильного ответа |
3. Оформить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Образцы документов представлены на эл. ресурсе [4].
Рекомендуемая литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». URL: http://www.rg.ru/2013/12/30/ocenka-dok.html
2. Приказ Минздравсоцразвития России от 9.09.2011 № 1034н «Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, и обязательных метрологических требований к ним,в том числе показателей точности».URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119301/
3 Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (ред. от 02.10.1991) «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136448/
4 Приказ Минтруда России № 33н от 24 января 2014 г. «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/
5 Постановление правительства РФ от 3 июля 2014 г. № 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования». URL: http://соут.орг/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-3-iyulya-2014-g-n-614-o-poryadke-attestacii-na-pravo-vypolneniya-rabot-po-specialnoj-ocenke-uslovij-truda-vydachi-sertifikata-eksperta-na-pravo-vypolneniya-rabot-p.html
6 Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 32н «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оцен-ке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158470/0d6856c81bbb939d9d9 6ab6eebf94c898321f230