Занятие 7. Специальная оценка условий труда

Цель работы: приобретение практических навыков в организации экспертной оценки условий труда на рабочих местах

Порядок выполнения задания:

1. В процессе работы следует изучить законодательство и нормативно-правовые акты по организации проведения СОУТ: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н; Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н; Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 32н.

2.На сайте Минтруда РФ http://akot.rosmintrud.ru/ изучить реестр аккредитованных организаций по оказанию услуг в сфере охраны труда, выбрать организации на территории Забайкальского края, внести их в таблицу 6.1.

3. Изучить на сайте http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/19/ тестовые вопросы для проведения дистанционного тестирования лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (аттестационное испытание), внести в таблицу отчета по работе 18-20 вопросов (по указанию преподавателя) с обоснованием правильных ответов (Таб.6.2).

Рекомендуемые источники и нормативно-методические документы приведены в списке литературы.

Теоретическая часть:

Порядок оценки условий труда на рабочих местах установлен Федеральным законом РФ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (ФЗ о СОУТ).

Специальная оценка условий труда – единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и по оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников .

Организация и финансирование специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя, но осуществляется СОУТ работодателем совместно с привлекаемой им на основании гражданско-правового договора специализированной организацией, имеющей право проводить СОУТ (ОПСОУТ). Работодатель может одновременно привлекать несколько таких организаций. Они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством:

- в уставных документах ОПСОУТ в качестве основного вида деятельности (или одного из видов) должно быть прямо указано проведение СОУТ;

- ОПСОУТ должна располагать не менее чем пятью экспертами, работающими по трудовому договору, имеющими сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ; при этом как минимум один из этих экспертов должен иметь высшее образование по одной из следующих специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

- ОПСОУТ должна иметь в своем составе в качестве структурного под-разделения испытательную лабораторию (центр), аккредитованную национальным органом РФ по аккредитации (сейчас это Федеральная служба по аккредитации, подведомственная Минэкономразвития РФ) в установленном законодательством РФ порядке. Область аккредитации – проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных п. 1-11 и 15-23 ч. 3 статьи 13 ФЗ о СОУТ.

До проведения оценки работодателю нужно выполнить следующие подготовительные мероприятия:

• создать комиссию. состоящую из нечетного количества членов. Конкретный состав комиссии и порядок ее деятельности утверждается приказом;

• утвердить перечень рабочих мест, на которых будет осуществляться оценка условий труда и график ее проведения. В перечне нужно отметить аналогичные рабочие места, то есть однотипные по условиям размещения в помещении выполняемым работниками функциям и некоторым другим факторам. Определение таких рабочих мест приведено в ч. 6 ст. 9 ФЗ о СОУТ.

Далее выполняется идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Идентификация представляет собой процедуру, которая выявляет наличие на рабочем месте факторов, указанных в классификаторе как вредные и (или) опасные. Если идентификация выявила вредные или опасные производственные факторы, то их исследуют и измеряют в порядке, установленном статьей 12 ФЗ о СОУТ.

По результатам оценки организация, которая ее проводила, составляет отчет. В него включаются сведения, определенные ст. 15 закона о СОУТ, например, перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, протоколы проведения исследований, перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников и др. Отчет подписывают все члены комиссии. После этого работодателю нужно ознакомить работников под подпись с результатами оценки и разместить сводные данные о результатах СОУТ на официальном сайте (при наличии) в интернете. На это отводится 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении оценки.

В определенных случаях работодатель до истечения указанного пятилетнего срока обязан провести внеплановую спецоценку условий труда. Перечень таких случаев установлен ст. 17 ФЗ о СОУТ. К ним относятся:

- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

- получение работодателем предписания госинспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с нарушениями требований ФЗ о СОУТ, выявленными в ходе федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, которые содержат нормы трудового права;

- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, либо изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, либо изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, если это способно повлиять на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

- произошедший на рабочем месте несчастный случай (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профзаболевание, причинами которых стало воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Последний пункт перечня предоставляет профсоюзам большие возможности влиять на результаты СОУТ, если есть основания полагать, что процедура оценки выполнена некачественно и что это может повлечь необоснованное ухудшение положения работников, уменьшение или отмену гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда.

Внеплановая СОУТ должна быть проведена не позднее шести месяцев со дня наступления перечисленных случаев.

Если вредных и (или) опасных факторов не будет выявлено, то оценка условий труда заканчивается декларированием соответствия условий нормативам. При этом условия труда будут считаться допустимыми. Если вредные и (или) опасные факторы обнаружатся, то придется организовать исследования и измерения. В этом случае декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда невозможно.

ФЗ о СОУТ (ч. 6 ст. 10) предусматривает перечень рабочих мест, где идентификация вредных или опасных производственных факторов не осуществляется.

На перечисленных рабочих местах должны быть проведены исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов. Для этого эксперт ОПСОУТ должен определить перечень вредных и (или) опасных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям на таких рабочих местах в соответствии с требованиями ФЗ о СОУТ.

В ФЗ о СОУТ установлено, что исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат все без исключения вредные и (или) опасные производственные факторы, выявленные и зафиксированные при идентификации.

Согласно ч. 2 ст. 12 ФЗ о СОУТ при окончательном формировании перечня производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям, комиссия по СОУТ должна основываться на государственных нормативных требованиях охраны труда; на характеристиках технологического процесса, оборудования, материалов и сырья; на результатах ранее проводившихся исследований и измерений вредных или опасных факторов; предложениях работников. Исходя из этого, даже если эксперт ОПСОУТ необъективно оценил предложения работников, у них есть возможность направить предложения непосредственно в комиссию, где представители профсоюза смогут добиваться учета этих предложений.

Исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательными лабораториями (центрами), экспертами ОПСОУТ, иными работниками ОПСОУТ.

Кроме того, комиссия по СОУТ по представлению эксперта вправе принять решение использовать в качестве результатов исследований и измерений для целей СОУТ результаты исследований и измерений, полученные ранее при осуществлении на рабочем месте в установленном порядке производственного контроля за условиями труда. При этом могут применяться лишь те результаты, которые получены аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром) не ранее, чем за 6 месяцев до проведения СОУТ.

Исследования и измерения должны проводиться с использованием утвержденных и аттестованных в порядке, установленном Федеральным законом от 26.06.2008 № 102 «Об обеспечении единства измерений», методов исследований и методики измерений, а также соответствующих им средств измерений, прошедших поверку и внесенных в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. При этом применяемые средства измерений должны соответствовать обязательным метрологическим требованиям к измерениям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России.

Все исследования при проведении СОУТ осуществляются только в ходе штатных производственных (технологических) процессов или штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты исследований и измерений оформляются протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям и измерениям.

Процедура СОУТ призвана стать универсальным инструментом для перехода от формального подхода к предоставлению гарантий и компенсаций, к подходу, учитывающему только фактическое воздействие на организм работника вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Это обеспечит, во-первых, максимально объективное решение вопроса о том, необходимы ли компенсации за работу под воздействием ОВПФ, во-вторых, стимулирование работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда, в охрану труда.

СОУТ осуществляется в соответствии с методикой ее проведения, утвержденной Приказом Минтруда России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений .

Практическая часть:

1. Оформить список аккредитованных организаций, проводящих специальную оценку условий труда, на территории Забайкальского края(Таб. 6.1).

Таблица 6.1 – Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда

Регистрационный номер записи в реестре Дата внесения в реестр Полное наименование организации Место нахождения организации Идентификационный номер налогоплательщика   Основной государственный регистрационный номер
           
           

2. Ответить на вопросы для подготовки экспертов(Таб. 6.2).

Таблица 6.2 Вопросы для проведения дистанционного тестирования лиц, претендующих на получение сертификата эксперта, на право выполнения работ по специальной оценке условий труда

№ п/п Вопрос Варианты ответов Обоснование правильного ответа
       
       

3. Оформить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Образцы документов представлены на эл. ресурсе [4].

Рекомендуемая литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». URL: http://www.rg.ru/2013/12/30/ocenka-dok.html

2. Приказ Минздравсоцразвития России от 9.09.2011 № 1034н «Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, и обязательных метрологических требований к ним,в том числе показателей точности».URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119301/

3 Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (ред. от 02.10.1991) «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136448/

4 Приказ Минтруда России № 33н от 24 января 2014 г. «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/

5 Постановление правительства РФ от 3 июля 2014 г. № 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования». URL: http://соут.орг/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-3-iyulya-2014-g-n-614-o-poryadke-attestacii-na-pravo-vypolneniya-rabot-po-specialnoj-ocenke-uslovij-truda-vydachi-sertifikata-eksperta-na-pravo-vypolneniya-rabot-p.html

6 Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 32н «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оцен-ке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158470/0d6856c81bbb939d9d9 6ab6eebf94c898321f230

Наши рекомендации