Проектирование зубчатого мотор-редуктора
Задание на проектирование
1 – электродвигатель; 2 – зубчатый редуктор; 3 – муфта. | |
Рис. 4.1. Компоновочная схема мотор-редуктора |
Исходными данными при проектировании привода являются:
· Мощность не менее 3 кВт;
· Скорость вращения вала мотор-редуктора 150 об/мин;
· Передача – цилиндрическая зубчатая наружного зацепления, вертикальная компоновка;
· Требуемый ресурс L = 10 лет;
· Режим работы – 2 смены, со средними динамическими нагрузками, реверсивная передача;
· Требования к компактности – средние;
· Ограничения по шумности – средние;
· Крупносерийное производство.
Предварительные расчеты и анализ работы мотор-редуктора
Срок службы привода
Срок службы (ресурс) :
часов,
где L – срок службы привода, 10 лет;
– количество рабочих дней в году, = 250 рабочих дней (при пятидневной рабочей неделе);
– количество смен, = 2 смены;
– продолжительность смены, = 8 часов.
Выбор электродвигателя
4.1.2.2.1 КПД редуктора:
,
где – КПД цилиндрической зубчатой передачи;
– КПД одной пары подшипников.
4.1.2.2.2 Требуемая мощность электродвигателя:
кВт;
4.1.2.2.3 Подбор электродвигателей
По таблицам приложения выбираем электродвигатели серии 4А с кВт. Данные заносим в таблицу 4.1:
Таблица 4.1
Параметры выбранных электродвигателей
Обозначение электродвигателя | Мощность P , кВт | nэд. ном., об/мин | uред | |
4АМ100S2 | 19,2 | |||
4АМ100L4 | 9,53 | |||
4АМ112MB6 | 6,33 | |||
4АМ132S8 | 4,8 |
4.1.2.2.4 Передаточное число привода
Передаточное число привода для каждого варианта электродвигателя:
,
где – частота вращения выходного вала мотор-редуктора.
; ;
; .
Оптимальное передаточное число цилиндрической зубчатой передачи лежит в диапазоне 2,5…5,6. Из четырех вариантов первые три не попадают в указанный диапазон. Поэтому остается единственный вариант с электродвигателем 4АМ132S8.
Расчет кинематических и силовых параметров привода
4.1.2.3.1 Частота вращения и угловая скорость вала электродвигателя:
об/мин; сек-1.
Частота вращения быстроходного вала редуктора совпадает с частотой вращения вала электродвигателя:
об/мин; сек-1.
Частота вращения тихоходного вала редуктора (выходного вала мотор-редуктора):
об/мин; сек-1.
4.1.2.3.2 Мощность на валу электродвигателя:
кВт.
Мощность на быстроходном валу редуктора (с учетом потерь на трение в подшипниках вала):
кВт.
Мощность на выходном валу (с учетом потерь на трение в зубчатой передаче и подшипниках вала):
кВт.
4.1.2.3.3 Вращающий момент на валу электродвигателя:
Н∙м.
Вращающий момент на быстроходном валу редуктора:
Н∙м.
Вращающий момент на выходном валу:
Н∙м.
Результаты расчетов заносим в таблицу 4.2.
Таблица 4.2
Кинематические и силовые параметры привода
Вал | Частота вращения n, об/мин | Угловая скорость w, сек-1 | Мощность P, кВт | Вращающий момент M, Н×м |
Вал двигателя | 75,4 | 53,05 | ||
Быстроходный вал | 75,4 | 3,96 | 52,52 | |
Тихоходный вал | 15,71 | 3,803 | 242,1 |
Проектирование зубчатой передачи
Исходные данные для проектирования
· Вращающий момент на шестерне 52,52 Н∙м;
· Частота вращения шестерни =720 об/мин;
· Передаточное число u =4,8;
· Время работы передачи (ресурс) =40000 ч;
· Условия работы: реверсивность, средние динамические нагрузки.
Особые технологические и эксплуатационные требования:
· Условия смазывания – закрытая передача;
· Тип передачи – с наружным зацеплением;
· Схема механизма – одноступенчатый редуктор с симметричным расположением колес относительно опор;
· Требования к компактности – средние;
· Масштаб производства – мелкосерийное;
· Ограничения по шумности – средние;
Предварительные расчеты
Из соображений обеспечения средней компактности и средней стоимости изготовления предварительно примем:
· Твердость зубьев шестерни: H1 ³ 45 HRC, колеса: H2 £ 350 HB;
· Передача – косозубая.
4.1.3.2.1 Предварительное (в первом приближении) значение межосевого расстояния , мм:
мм,
где коэффициент K = 8.
4.1.3.2.2 Предварительные размеры заготовок шестерни и колеса:
мм,
мм.
4.1.3.2.3 Предварительная окружная скорость:
м/сек.
После анализа результатов выполненных расчетов примем:
· Марки материалов: шестерни – сталь 40Х с закалкой ТВЧ до твердости 45…50 HRC; колеса – сталь 45 с улучшением до твердости 235…262 HB.
· Тип передачи – косозубая.
· Степень точности изготовления – 8.
Допускаемые напряжения
4.1.3.3.1 Допускаемое контактное напряжение
Предел контактной выносливости:
для шестерни:
МПа;
для колеса:
МПа.
Число циклов, соответствующее перелому кривой усталости:
для шестерни ( ):
;
для колеса:
.
Требуемый ресурс в циклах:
для шестерни:
;
для колеса:
.
Коэффициент долговечности:
для шестерни:
, поэтому ;
для колеса:
, поэтому .
Коэффициент запаса прочности:
для шестерни:
,
где – минимальный коэффициент запаса;
– коэффициент запаса, учитывающий ответственность;
– коэффициент запаса, учитывающий допущения при определении напряжений.
для колеса:
,
где – минимальный коэффициент запаса;
– коэффициент запаса, учитывающий ответственность;
– коэффициент запаса, учитывающий допущения при определении действующих и допускаемых напряжений.
Допускаемые напряжения:
для шестерни:
МПа;
для колеса:
МПа.
Допускаемое контактное напряжение , принимаемое для расчетов:
МПа.
4.1.3.3.2 Допускаемое изгибное напряжение
Предел изгибной выносливости:
для шестерни:
МПа;
для колеса:
МПа.
Требуемый ресурс в циклах:
для шестерни:
;
для колеса:
.
Коэффициент долговечности:
для шестерни:
, поэтому ;
для колеса:
, поэтому .
Коэффициент запаса прочности:
для шестерни и колеса:
,
где – коэффициент запаса прочности;
– коэффициент запаса, учитывающий ответственность;
– коэффициент запаса, учитывающий допущения при определении напряжений.
Допускаемые напряжения изгиба:
для колеса:
МПа;
для шестерни:
МПа.
Коэффициент нагрузки
Коэффициенты , , учитывающие внутреннюю динамическую нагрузку:
;
.
Коэффициенты ширины:
;
.
Коэффициенты , , учитывающие неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий:
;
.
Коэффициенты , учитывающие распределение нагрузки между зубьями в связи с погрешностями изготовления шестерни и колеса для косозубых передач:
, поэтому ,
где – число, обозначающее степень точности по нормам плавности (ГОСТ 1643-81);
а = 0,25 – коэффициент, при > 350 НВ и ≤ 350 НВ.
Коэффициент нагрузки при расчетах на контактную выносливость:
.
Коэффициент нагрузки при расчетах на изгибную выносливость:
.
Проектировочный расчет
4.1.3.4.1 Межосевое расстояние (второе приближение):
мм,
где = 410 для косозубых и шевронных зубчатых колес и = 450 для прямозубых зубчатых колес;
– коэффициент ширины (выбран в п. 4.1.3.4).
Полученное значение округляем до ближайшего стандартного значения: = 140 мм.
4.1.3.4.2 Ширина венца колеса:
мм.
Ширину венца шестерни принимают большую, чем у колеса, мм:
мм.
4.1.3.4.3 Минимальный модуль (из условия изгибной прочности колеса):
мм,
где – коэффициент, равный 2800 для косозубых передач;
– коэффициент нагрузки принимаемый равным .
Максимально допустимый модуль (из условия неподрезания зубьев у основания):
.
Нормальный модуль зубчатых колес определяют (с дальнейшим округлением по ГОСТ 9563-60) из следующих соотношений:
мм;
Из стандартного ряда принимаем 2,5 мм.
;
– условие соблюдается.
4.1.3.4.4 Минимальный угол наклона зубьев (для косозубых передач):
.
Суммарное число зубьев:
.
Округляем до целого в меньшую сторону: .
Действительное значение угла наклона зубьев:
, .
4.1.3.4.5 Числа зубьев шестерни и колеса :
.
Округляем округляют до целого числа: 19.
Минимальное число зубьев для косозубых зубчатых колес:
.
– условие выполняется.
Число зубьев колеса :
.
Фактическое значение передаточного числа u с точностью до 0,01:
.
4.1.3.4.6 Определение геометрических параметров передачи:
Диаметр делительной окружности:
шестерни:
мм;
колеса:
мм;
Диаметр окружности вершин зубьев:
шестерни:
мм;
колеса:
мм;
Диаметр окружности впадин зубьев:
шестерни:
мм;
колеса:
мм;
Уточненное межосевое расстояние:
мм.
4.1.3.4.7 Силы в зацеплении (рис. 4.2):
Окружная сила:
Н;
Радиальная сила:
Н;
Осевая сила:
Н.
Проверочный расчет
4.1.3.5.1 Проверочный расчет на контактную выносливость:
МПа МПа.
где – коэффициент, равный 8400 для косозубых передач.
Условие контактной выносливости соблюдается.
4.1.3.5.2 Проверочный расчет на выносливость при изгибе:
Для шестерни:
Приведенное число зубьев:
.
– коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжения при .
Коэффициент, учитывающий наклон зуба:
.
= 0,65 – коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев.
Коэффициент, учитывающий влияние на напряжение изгиба формы зуба, перекрытия и наклона зубьев:
.
МПа МПа.
Условие прочности соблюдается.
Для колеса:
Приведенное число зубьев:
.
– коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжения при .
Коэффициент, учитывающий влияние на напряжение изгиба формы зуба, перекрытия и наклона зубьев:
.
МПа МПа.
Условие прочности соблюдается.
Результаты расчета
Таблица 4.3
Шестерня | Колесо | |
Число зубьев z | ||
Модуль m, мм | 2,5 | |
Угол наклона зубьев β | 10,8441º | |
Коэффициент смещения x | ||
Делительный диаметр d, мм | 48,36 | 231,64 |
Диаметр окружности вершин da, мм | 53,36 | 236,64 |
Диаметр окружности впадин df, мм | 42,11 | 225,39 |
Контактные напряжения σH, МПа | 487,7 | |
Изгибные напряжения σF, МПа | 55,63 | 56,84 |