Выбор способа смазки и смазочного материала для всех узлов мотор-редуктора
2.4.8.1 Смазывание зубчатых и червячных передач
Смазывание зубчатых и червячных передач служит для: уменьшения потерь мощности на трение, снижения скорости износа трущихся поверхностей передач, предохранения от заедания, защиты от коррозии, отвода теплоты и продуктов износа от трущихся поверхностей, уменьшения шума.
Для смазки передач при окружных скоростях до 12,5 м/сек применяют преимущественно картерное смазывание: в картер заливают масло, образующее масляную ванну.
Вязкость масла выбирают тем выше, чем больше нагрузка и меньше скорость. В таблицах 2.11 и 2.12 приведены рекомендуемые сорта индустриальных масел соответствующей вязкости. Объем масляной ванны редукторов при картерной смазке обычно принимают из расчета 0,5…0,8 литров масла на 1 кВт передаваемой мощности (меньшие значения – для крупных редукторов).
Таблица 2.11
Рекомендуемая кинематическая вязкость масел для смазки зубчатых передач
Контактное напряжение , МПа | Рекомендуемая кинематическая вязкость, мм2/с, при окружной скорости, м/сек | ||
до 2 | 2…5 | свыше 5 | |
до 600 | И-Г-А-68 | И-Г-А-46 | И-Г-А-32 |
600…1000 | И-Г-С-100 | И-Г-С-68 | И-Г-С-46 |
свыше 1000 | И-Г-С-150 | И-Г-С-100 | И-Г-С-68 |
Таблица 2.12
Рекомендуемая кинематическая вязкость масел для смазки червячных передач
Контактное напряжение , МПа | Рекомендуемая кинематическая вязкость, мм2/с, при скорости скольжения, м/сек | ||
до 2 | 2…5 | свыше 5 | |
до 200 | И-Т-Д-220 | И-Т-Д-100 | И-Т-Д-68 |
200…250 | И-Т-Д-460 | И-Т-Д-220 | И-Т-Д-100 |
свыше 250 | И-Т-Д-680 | И-Т-Д-460 | И-Т-Д-220 |
Обозначение индустриальных масел состоит из четырех знаков:
· первый: И – индустриальное масло;
· второй – принадлежность к группе по назначению: Г – для гидравлических систем; Т – для тяжелонагруженных узлов;
· третий – принадлежность к подгруппе по эксплуатационным свойствам: А – масло без присадок; С – масло с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками; Д – масло с антиокислительными, антикоррозионными, противоизносными и противозадирными присадками;
· четвертый (число) – кинематическая вязкость при температуре 40ºС, мм2/с (сСт).
Зубчатые колеса рекомендуют погружать в масло на глубину 4…5 модулей. При низких скоростях допускается погружение до 0,25 диаметра колеса.
В червячных редукторах: при окунании в масляную ванну колеса, глубина погружения – от m до 0,25 диаметра колеса; при окунании червяка – глубина погружения , но не менее .
2.4.8.2 Смазывание подшипников
Смазывание подшипников качения редуктора наиболее просто осуществляется разбрызгиванием масла зубчатыми колесами (масляным туманом). Масло попадает в подшипники непосредственно, при этом желательно, чтобы уровень масла доходил до центра нижнего тела качения. Возможна смазка подшипников стекающим по стенкам редуктора маслом через маслособирательные желобки. Для сохранения в подшипнике небольшого запаса масла полезно предусматривать козырьки.
Если смазывание разбрызгиванием невозможно из-за малых окружных скоростей зубчатых колес (менее 4 м/сек) или наличия в масляной ванне продуктов изнашивания, применяют пластичную смазку, например ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74, ЛИТОЛ-24 ГОСТ 21150-87. При этом виде смазки подшипников в подшипниковых узлах предусматривают некоторое пространство для заполнения смазкой (примерно 1/4 ширины подшипника) и маслоудерживающие шайбы. Смазочный материал набивают в подшипник вручную при снятой крышке подшипникового узла на несколько лет работы. Смену смазочного материала производят при ремонте.