Цели и задачи проектирования
Курсовая работа по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» выполняется после завершения изучения студентами ряда общетехнических и технологических дисциплин и еe целью является приобретение первых инженерных навыков по расчету и конструированию типовых деталей и узлов машин и механизмов на основе полученных теоретических знаний.
Основными задачами курсовой работы являются:
· ознакомление с научно-технической литературой по теме работы;
· изучение известных конструкций аналогичных механизмов с анализом их достоинств и недостатков;
· выбор наиболее оптимального варианта конструкции с учетом требований технического задания на работу;
· выполнение необходимых расчетов с целью обеспечения заданных технических характеристик проектируемого устройства;
· выбор материалов и необходимой точности изготовления деталей и узлов проектируемого устройства, шероховатости поверхностей, необходимых допусков и посадок, допусков формы и расположения;
· выполнение графической части работы в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД (Единой системы конструкторской документации);
· составление необходимых описаний и пояснений к работе.
При выполнении курсовой работы рекомендуется использовать учебные пособия «Детали машин и основы конструирования»: [2] – V семестр и [3] – VI семестр.
2.2 Общие рекомендации по проектированию
Конструирование устройства проводится в соответствии со схемой механизма, указанной в задании, на основе результатов прочностного и кинематического расчетов.
Для правильного проектирования необходимо:
· знакомство с существующими конструкциями и умение в них критически разбираться;
· знание методов изготовления деталей;
· знание условий работы проектируемого устройства;
· умение конкретно воплощать свои идеи в виде конструктивного чертежа.
Рационально спроектированное и правильно построенное устройство должно быть прочным, долговечным, возможно дешевым и экономичным в работе, а также безопасным для обслуживающих ее лиц. Этим основным требованиям должны удовлетворять не только само устройство, но и каждая его деталь.
Выполнение эскизного варианта общего вида устройства (сборочного чертежа) начинают с нанесения осевых линий с учетом диаметров и габаритов валов, зубчатых колес, подшипников. Детали механизма следует располагать в корпусе компактно, более плотно используя его пространство.
В дальнейшем прорабатывают конструкции отдельных деталей, выбирают способы соединения их с другими элементами механизма.
Конструкция проектируемого механизма должна обеспечивать возможность его сборки и разборки, свободный доступ для регулировки, настройки отдельных узлов и замены деталей. Предпочтителен узловой метод сборки, при котором отдельные детали собираются в узлы, а из них собирается механизм.
Тип и способ изготовления корпусных деталей выбирается в зависимости от объемов производства. При серийном производстве целесообразно корпуса выполнять литыми или штампованными, а при индивидуальном или мелкосерийном производстве – сварными или сборными. При проектировании разъемного корпуса необходимо предусмотреть элементы, обеспечивающие фиксацию взаимного положения корпусных деталей.
При выборе варианта конструкции необходимо изучить известные технические решения и выполнить их анализ, максимально использовать унифицированные детали и узлы. Для повышения технологичности и уменьшения трудоемкости изготовления конструкции следует сокращать номенклатуру используемых стандартных и нормализованных деталей и узлов, а также используемых материалов. Везде, где возможно, следует применять в деталях форму тел вращения, технологически более простую в изготовлении.
Для наиболее удачного размещения деталей и узлов рекомендуется рассмотреть несколько вариантов конструкции проектируемого устройства. При этом возможны существенные изменения первоначально разработанной конструкции и выполненных расчетов. В качестве окончательного варианта конструктивного решения выбирается наиболее удачная эскизная проработка проектируемого устройства, обеспечивающая минимальные массово-геометрические параметры и максимальную экономичность в эксплуатации.
При конструировании деталей следует стремиться к упрощению ее конструкции, что приводит к снижению ее себестоимости.
Содержание расчетно-пояснительной записки и чертежей
Расчетно-пояснительная записка должна содержать титульный лист, задание на курсовую работу, содержание, описание разработанной конструкции, расчетную часть, список используемой литературы.
В записку включаются окончательные данные по конструктивному решению мотор-редуктора без приведения промежуточных результатов расчетов и вариантов конструкции узлов и механизма в целом.
Расчетно-пояснительная записка должна содержать следующие разделы:
Титульный лист.
Задание. При отсутствии задания проект не принимается, при утере задания необходимо своевременно сообщить преподавателю.
Оглавление.
1 Введение.
1.1 Название и назначение проектируемого мотор-редуктора.
1.2 Краткое описание конструкции.
1.3 Условия эксплуатации.
1.4 Определение ресурса мотор-редуктора.
Кинематический расчет.
2.1 Определение требуемой мощности мотор-редуктора.
2.2 Определение КПД.
2.3 Подбор вариантов двигателя.
2.4 Определение передаточного числа редуктора.
2.5 Выбор окончательного варианта электродвигателя (с обоснованием).
2.6 Определение на каждом валу редуктора частоты вращения, угловой скорости, мощности и вращающего момента.
2.7 Таблица с результатами расчета.
3 Расчет закрытых передач (цилиндрическая зубчатая или червячная).
3.1 Выбор материала и термообработки: п. 2.9 [3] – для зубчатых и п. 3.6.1, 3.6.2 [3] – для червячных передач.
3.2 Определение допускаемых напряжений при расчете на контактную и изгибную усталостную прочность: п. 2.10 [3] – для зубчатых и п. 3.6.3 [3] – для червячных передач.
3.3 Определение геометрических параметров передачи: п. 2.6 и 2.11.1-2.11.4 [3] – для зубчатых и п. 3.3, 3.7.2 [3] – для червячных передач. По окончании расчета результаты свести в таблицу.
3.4 Определение сил в зацеплении: п. 2.7 и 2.11.4.8 [3] – для зубчатых и п. 3.4, 3.7.2.6 [3] – для червячных передач. По окончании расчета результаты свести в таблицу.
3.5 Проверочный расчет передачи на контактную и изгибную усталостную прочность: п. 2.11.5 и 2.11.6 [3] – для зубчатых и п. 3.7.3.1-3.7.3.2 [3] – для червячных передач. По окончании расчета результаты свести в таблицу.
3.6 Тепловой расчет: п. 3.7.3.3 [3] – для червячной передачи.
Предварительный расчет валов.
4.1 Проектировочный расчет валов. Эскизный проект валов. Выбор материалов, термообработки и допускаемых напряжений: п. 6.4, табл. 6.1 [3].
4.2 Предварительное определение конструкции вала.
5 Подбор соединительной муфты: п. 8.2, 8.5 [3].
Выбор подшипников.
6.1 Выбор типа и типоразмера подшипников для всех валов редуктора (привести обоснование выбора): п. 7.2.3, 7.2.5.1 [3].
6.2 Выбор схемы установки подшипников, способа их закрепления на валу и в корпусе (привести обоснование выбора): п. 7.2.6, 7.2.7 [3].
6.3 Составление расчетных схем для валов и определение реакций в опорах: п. 6.5 [3].
6.4 Проверка статической грузоподъемности: п. 7.2.5.2 [3].
6.5 Проверка долговечности подшипников: п. 7.2.5.3 [3].
7 Конструирование зубчатых колес(необходимо сконструировать все имеющиеся в приводе зубчатые, червячные колеса, вал-шестерни и червяки).
7.1 Выбор конструкции колес (с обоснованием).
7.2 Расчет размеров колес.
7.3 Выбор посадок, предельных отклонений, допусков форм и расположения поверхностей, шероховатостей.
8 Расчет шпоночных и шлицевых соединений: п.2.5, 2.6 [2].
Уточненный расчет валов.
9.1 Уточнение размеров валов. Построение эскиза вала. Выбор конструктивных элементов, определение их размеров, выбор посадок, предельных отклонений, допусков форм и расположения поверхностей, шероховатостей.
9.2 Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов. Проверка статической прочности валов: п. 6.5 [3].
9.3 Проверка усталостной прочности валов: п. 6.6 [3].