Кейс 4: изготовление специальных приспособлений

На этапе анализа (аудита) существующих технологий часто возникает вопрос о целесообразности модернизации какой-либо части технологической цепочки, в результате чего выявляется необходимость проектирования и изготовления специальных устройств, способствующих выполнению поставленных целей модернизации. По конструкции специальные устройства могут представлять собой как небольшие узлы, так и солидные технологические установки.

Исходные данные. В процессе эксплуатации технологического оборудования одного из металлургических комбинатов выявился ряд проблем — низкое качество загрузки термической емкости, а также снижение надежности работы транспортного оборудования вследствие ссыпания транспортируемого материала с постоянно движущейся ленты конвейера во время его загрузки.

Вопрос: как повысить качество загрузки термической емкости и эксплуатационную надежность транспортного оборудования?

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Синица Л.М. Организация производства. – Мн., 2013

2. Сычев Н.Г.Организация производства: Учебное пособие - Мн.: ИПД, 2010. – 85 с.

3. Королько А.А Сычев Н.Г.Практикум по дисциплине «Организация производства» Пособие по проведению практических занятий. – Мн.: ИПД, 2011. – 93с.

4. Пасюк М.Ю. Долинина Т.Н. Организация производства и управление предприятием Учеб.-метод. пособие – Минск.: «ФУАинформ», 2006. – 88с.

5. Александров А.К., Неделькин А.Н. Современная стратегия развития организации производства. «Соцсфера общества: Инновационные тенденции развития», г.Краснодар, 2011г.

6. Методические рекомендации по выполнению СУРС кафедры экономики и менеджмента, http://mitso.by/component/content/article/25/1412-2009-09-11-09-17-20

7. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учеб. пособие / А.К. Александров, В.М. Круглик, А.Н. Неделькин, О.А. Савчук; под общей ред. В.М.Круглика. – Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2014. – 285 с.

ГЛОССАРИЙ.

A

Автоматизация технологических процессов –применение сил (энергии) неживой природы для выполнения этих процессов и управления ими без непосредственного участия человека.

Адаптация— приспособление системы и се компонентов к изменя­ющимся условиям внешнего окружения. Адаптация может быть актив­ной (воздействие системы па среду) и пассивной (реагирование на изменение среды).

Акции предприятия— акции, распространяемые среди других предприятий и организаций, кооперативов, банков, добро­вольных обществ.

Акционерное общество— компания, являющаяся юридическим лицом, капитал которой состоит из взносов пайщиков — ак­ционеров и учредителей. Форма организации производства основана на привлечении денежных средств путем продажи акций. Существуют закрытые и открытые акционерные об­щества.

Акционерное общество закрытого типа — компания (общество), акции которой реализуются только ее работникам и не мо­гут быть проданы посторонним лицам без согласия других ак­ционеров.

Акционерное общество открытого типа — общество, капитал которого формируется за счет открытой продажи акций.

Акционерный капитал— основной капитал акционерного обще­ства, размер которого определяется его уставом. Образуется за счет заемных средств и эмиссии (выпуска) акций.

Акция— ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом, дающая право ее владельцу — члену акционерного обще­ства участвовать в его управлении и получать дивиденды от прибыли. Денежная сумма, обозначенная на акции, со­ставляет номинальную стоимость акции; цена, по которой акции продаются, — это курс акций. Различают акции обык­новенные, привилегированные, именные, на предъявите­ля, трудового коллектива и др.

Акция именная — акция с указанием имени ее владельца. Распро­страняется в порядке открытой подписки. Может быть про­стой и привилегированной.

Акция на предъявителя— акция, не содержащая имени ее дер­жателя. Она может быть простой и привилегированной.

Акция обыкновенная— акция с нефиксированным дивидендом, размер которого определяется собранием акционеров после уплаты фиксированного процента держателям привилегиро­ванных акций.

Акция привилегированная— акция, дивиденд которой фиксиру­ется в виде твердого процента, выплачиваемого в первооче­редном порядке независимо от величины прибыли компании. Эта акция не дает права голоса, ее владелец не участвует в управлении компанией.

Акция трудового коллектива— акция, держателями которой мо­гут быть только работники данного коллектива.

Амортизационные средства — финансовые средства, выделяемые специальным назначением для сохранения и возобновления основных фондов предприятия.

Амортизационный фонд — денежные средства, предназначенные для простого и расширенного воспроизводства основных фон­дов.

Амортизация — постепенное перенесение стоимости основных фондов на производимые с их помощью продукты или услу­ги; целевое накопление средств и их последующее исполь­зование для возмещения изношенных основных фондов.

Аренда — имущественный наем, основанный на договоре о пре­доставлении имущества во временное пользование за опре­деленную плату.

Аудит— предпринимательская деятельность аудиторов (аудитор­ских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований, а также по оказанию юридических услуг. Основное назначе­ние аудиторских проверок — подтверждение достоверности проверяемой бухгалтерской отчетности предприятия и соот­ветствия совершенных им финансовых и хозяйственных опе­раций действующим нормативным актам.

Акция привилегированная— акция, дивиденд которой фиксиру­ется в виде твердого процента, выплачиваемого в первооче­редном порядке независимо от величины прибыли компании. Эта акция не дает права голоса, ее владелец не участвует в управлении компанией.

Анализ— разложение целого па элементы и последующее установ­ление взаимосвязей между ними с целью повышения качества про­гнозирования, оптимизации, обоснования, планирования и оператив­ного управления реализацией управленческого решения по развитию объекта. Задачи анализа: определение тенденций и показателей, харак­теризующих состояние и динамику изучаемого объекта и элементов, его составляющих; сравнение численных значений показателей со зна­чениями другого периода, другого объекта, с нормативным уровнем; формулирование выводов, служащих основой для принятия эффек­тивных управленческих решений.

Анализ конкурентных преимуществ— комплексный анализ, имею­щий целью выявление слабых и сильных сторон организации (стра­ны), ее возможностей и угроз, ее положению на рынке. На основе про­гнозных оценок, полученных в ходе анализа, устанавливаются цели и разрабатываются стратегии.

Анализ ресурсоемкости объекта— анализ структурных, абсолютных, относительных и удельных показателей, характеризующих расход ресурсов по стадиям жизненного цикла объекта с целью выявления факторов экономии ресурсов.

Анализ риска— разложение структуры объекта на элементы, уста­новление взаимосвязей между ними с целью выявления источников, факторов и причин возникновения различных рисков, сопоставление возможных потерь и выгод.

Анализ системы менеджмента— процесс исследования организаци­онной структуры и системы управления на предмет их жизнеспособности, обеспечения конкурентоспособности организации в целях совершенствования и повышения эффективности их воздействия на |результативность деятельности организации.

Антимонопольное законодательство— совокупность нормативных актов, направленных на поддержание конкурентной среды и противодействующих монополизму и недобросовестной конкуренции в paзличных сферах предпринимательской деятельности.

Апробация– проверка на практике, в реальных условиях теоретически разработанных методов, расчетов, схем, моделей, конструкций устройств.

Аудит— предпринимательская деятельность аудиторов (аудитор­ских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований, а также по оказанию юридических услуг. Основное назначе­ние аудиторских проверок — подтверждение достоверности проверяемой бухгалтерской отчетности предприятия и соот­ветствия совершенных им финансовых и хозяйственных опе­раций действующим нормативным актам.

Б

Баланс — система показателей, характеризующая какое-либо явление путем сопоставления или противопоставления отдель­ных его сторон. Экономические балансы обычно составля­ются в денежном выражении.

Балансовые методы менеджмента— методы, которые применяют менеджеры, специалисты по отношению к экономическим объектам. При решении почти любой задачи по любой функции управления необходимо считать приход, расход, прибыль и затраты, поступление и распределение и т.д.

Балансовый метод— метод, который позволяет менеджеру, специалисту произвести балансовые сопоставления, увязки. Например, сопоставляются приход и расход, затраты и прибыль.

Балансовая прибыль — общая сумма прибыли организации (пред­приятия) по всем видам деятельности, отражаемая в балансе.

Безопасность— создаваемые системой условия, гарантирующие предотвращение утечки конфиденциальной информации, нарушения тайны и осуществления диверсий, сохранение экосистемы и здоровья человека. В качестве объектов безопасности могут быть страна, регион, экосистема, организация, человек и др. По направлениям безопасность может быть военной, экологической, экономической, информационной, технической и др.

Безотказность— свойство товара, характеризующее способность сохранять работоспособность в течение некоторого периода времени. К показателям безотказности относятся, например, вероятность безотказной работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, интенсивность отказов.

Бенчмаркинг— внутрифирменная стандартизация качества, то есть процедура установления собственных стандартов работы ком­пании в соответствии с концепцией всеобщего контроля ка­чества, основанная на знании состояния дел в лучших ком­паниях отрасли, к которой принадлежит компания, а также в передовых компаниях в смежных отраслях во всемирном масштабе.

Бизнес— инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой страх и риск, под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли, развитие собственного дела; вид деятельности , приносящий доход.

Бизнес-план— документ, призванный определить курс организа­ции, как правило, на ближайший год в развитие его стратегии. Состав бизнес-плана рекомендуется следующий: оглавление, предисловие, описание организации, стратегия маркетинга, план обновления вы­пускаемой продукции, план производства и реализации продукции, план обеспечения производства, план обслуживания производства, план развития производства, финансовый план организации, международ­наядеятельность организации, развитие системы менеджмента, орга­низация реализации бизнес-плана, приложения.

Будущий труд— часть совокупного труда на создание и использова­ние (эксплуатацию) объекта, которую будет необходимо потратить в будущем для получения от объекта полезного эффекта. Например, после изготовления грузового автомобиля доля будущего труда в совокупном труде за его жизненный цикл равна примерно 92—96%, т. с. затраты па эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автомобиля за 10 лет его использования примерно в 20 раз превышают стоимость авто­мобиля. Такие значительные затраты па топливо, запасные части, за­работную плату, техническое обслуживание, ремонт и другие эксплу­атационные расходы вызваны низким качеством автомобиля. Доля бу­дущего труда в совокупном труде в динамике изменяется от 100% на стадии начала маркетинговых исследований до нуля — после утилиза­ции объекта. На конкретной стадии жизненного цикла товара будущий труд распадается па прошлый труд и живой труд.

В

Валовая продукция– это весь обьем изготовленной на предприятии продукции за определенный период времени (месяц, квартал, год), независимо от степени ее готовности.

Ведущее оборудование– это то, на котором выполняются важнейшие, определяющие специализацию участка, технологические операции по изготовлению продукции.

Внешнее окружение организации— совокупность различных систем или их компонентов, имеющих с организацией конкретные коммуни­кационные и (или) коммерческие связи, обеспечивающие ее функцио­нирование и развитие. Внешнее окружение включает вход, выход сис­темы, связь с внешней средой и обратную связь.

Внешние факторы— факторы, которые в меньшей степени или прак­тически не поддаются воздействию со стороны менеджеров организации, так как формируются вне организации. К ним относят: наличие капитала и рабочей силы, уровень цен и инфляции, доходы покупате­лей, финансовую и налоговую политику государства и др.

Внешняя среда организации— компоненты макросреды, инфраструктуры региона и микросреды организации, оказывающие прямое или косвенное влияние на ее устойчивость, эффективность и конкурентоспособность.

Внутренние факторы— факторы, действие которых в наибольшей степени зависит от самой организации. К ним относят: цели и стратегию развития организации, состояние системы менеджмента, качество работ, состояние портфеля заказов, структуру производства и управления и т. д.

Воспроизводственный цикл товара— динамика сменяемости выпус­каемой, проектируемой и перспективной моделей товара в координа­тах времени и программы выпуска товаров каждой модели. Воспроиз­водство товаров может осуществляться по одному из типов в зависи­мости от количества одновременно реализуемых стратегий (повышение качества, снижение цены, снижение себестоимости, увеличение про­граммы, освоение нового рынка). Типы воспроизводства товаров: про­стое воспроизводство (без инноваций), простое воспроизводство това­ров повышенного качества, простое воспроизводство по сниженной цене, простое воспроизводство нового товара, расширенное воспро­изводство нового товара по новой технологии для старых и новых рын­ков (самый сложный тип воспроизводства) и другие сочетания страте­гий организации.

Всеобщее управление качеством (TotalQualityManagement: TQM) – процесс преобразования организации, нацеленной на качество и основанный на идее его непрерывного улучшения, совокупность принципов по постоянному улучшению бизнес-процессов в организации, концепция, предусмат­ривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординирован­ное применение систем и методов управления качеством во всех сфе­рах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей.

Вспомогательный процесс— процесс, способствующий нормаль­ному протеканию основного процесса по преобразованию предмета труда путем непосредственного обеспечения его работающим обору­дованием, обрабатывающим и мерительным инструментом, топливно-энерге­тическими ресурсами и т. п.

Выбор базового рынка— стратегия, которая подразумевает разделение рынка на части, состоящие из потребителей со схожими потреб­ностями и поведенческими или мотивационными характеристиками, и фокусирование на сегментах, создающих для организации благопри­ятные маркетинговые возможности.

Выручка от реализации продукции- приток денежных средств предприятия за определенный период.

Г

Государственная научно-техническая политика— составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к науке и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной вла­сти в области науки и техники и реализации научно-технических достижений. Государственная научно-техническая политика осуществ­ляется исходя из следующих основных принципов: I) признание на­уки социально значимой отраслью; 2) гласность, экспертиза, конкурентоспособность; 3) гарантия приоритетного развития фундаментальных иссле­дований; 4) интеграция различных форм деятельности и структур; 5) поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области пауки и техники; 6) концентрация ресурсов на приоритетных направлениях; 7) стимулирование; 8) развитие науки, научно-техни­ческой и инновационной деятельности; 9) развитие международного сотрудничества.

Государственная научно-техническая программа— комплекс взаимо­связанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Д

Делегирование полномочий– передача другому лицу или звену системы управления права принятия решений.

Дерево целей— структурированная, построенная по иерархическому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, программы, плана, в которой выделены: главная цель (вершина дерева); подчиненные ей подцели первого, второго уровня и т. д. (ветви дерева).

Диверсификация— расширение сфер деятельности или номенклатуры выпускаемой продукции с целью уменьшения степени неопределенности или риска инвестиций.

Дисконтирование— метод приведения будущих затрат к расчетному или текущему периоду с учетом ставки дисконта.

Диффузия инноваций– процесс распространения уже однажды освоенных инноваций по коммуникационным каналам между потребителями и реализаторами новшеств на рынке, т. е. применение инновационных продуктов, процессов, услуг в новых местах и условиях.

Долговечность— свойство товара сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. К показателям долговечности относятся, например, нормативный срок службы (срок хранения) товара, срок службы до первого капитального ремонта и др.

Доминирующее положение— исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке' товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаром, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключе­нием тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмот­ря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положе­ние хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера доли конкурентов на рынке, возмож­ности доступа па этот рынок новых конкурентов и др. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

Дисконтирование денежных потоков— предполагает учет фактора времени в расчетах по экономическому обоснованию инно­вационных и инвестиционных проектов.

Ж

Жизненный цикл изделия— период чередования пяти различных жизненных фаз: разработки, производства, выхода на рынок, роста, насыщения рынка и морального старения.

Живой труд –часть совокупного труда, которая выражается в форме заработной платы (необходимого труда) всех работников, приходя­щейся на единицу товара на данной стадии его жизненного цикла, и прибыли (прибавочного труда). При переходе товара на следующую стадию жизненного цикла живой труд предыдущей стадии переходит в прошлый труд данной стадии. Например, на стадии производства зара­ботная плата работников, занятых ОТПП или НИОКР относится уже к прошлому труду. С повышением уровня автоматизации производства и управления доля живого труда на данной стадии жизненного цикла товара уменьшается.

Жизненный цикл продукции (новшества)— период времени от за­рождения идеи, ее практического воплощения, производства продук­ции, ее практического использования до снятия с эксплуатации и заме­ны новой моделью. Жизненный цикл продукции (новшества) принято делить на следующие этапы: 1) стратегический маркетинг; 2) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; 3) организаци­онно-технологическая подготовка нового производства; 4) производ­ство; 5) подготовка продукции к эксплуатации; 6) эксплуатация и ремонт; 7) утилизация продукции и замена ее новой моделью.

З

Заключительный этап основного процесса— процесс подготовки преобразованного предмета труда в форму товара для отправки или сдачи заказчику (комиссии).

Закон— отражение объективных и устойчивых связей между ком­понентами системы, проявляющихся в природе, обществе, человечес­ком мышлении.

Закон конкуренции— объективный процесс вытеснения с рынка некачественных товаров. Закон, в соответствии с которым в мире про­исходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения ее цены.

Закон масштаба— закон, согласно которому увеличение масштаба производства продукции за счет ее унификации или реализации других факторов ведет к снижению себестоимости

Закон наименьших –устойчивость целого определяется наименьшей его частичной устойчивостью. Например, прочность цепи определяется (при прочих равных условиях) наименее прочным звеном.

Закон онтогенеза –неизбежностьпрохождения в своем развитии каждой организацией следующих фаз жизненного цикла: становление, расцвет, угасание.

Закон пропорциональности – необходимость соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость.

Закон самосохранения –сохранение себя как целостного образования любой естественной или искусственной системы при экономном использовании своих ресурсов.

Закон экономии времени— экономия суммы затрат прошло­го, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта товара за его жизненный цикл.

Закономерность— объективно существующая устойчивая связь между явлениями, компонентами, факторами и их причинами. Закономерно­сти выявляются в результате обобщения фактов в определенной обла­сти.

Знак соответствия— зарегистрированный в установленном поряд­ке знак, который по правилам, принятым в данной системе сертифи­кации, подтверждает соответствие маркированной им продукции оп­ределенным требованиям.

Знания– селективная, упорядоченная, определенным способом полученная и оформленная информация, имеющая социальное значение.

И

Идентификация продукции— процедура, посредством которой ус­танавливается соответствие представленной на сертификацию продук­ции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) продукции (в нормативной и технической документации, информации о продук­ции).

Имидж организации— образ организации, складывающийся у кли­ентов, партнеров, общественности. Его основу составляют целенап­равленно создаваемый и поддерживаемый стиль деловых и межлично­стных отношений персонала и официальная атрибутика.

Имидж продукта— устойчивое представление об отличительных либо исключительных характеристиках продукта, придающих ему особое свое­образие и выделяющих его из ряда аналогичных продуктов.

Инвестиции— вложения средств с целью сохранения и увеличения капитала, получения дохода. По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные ин­вестиции — это вложения средств в приобретение (аренду) земли, ос­новные фонды и оборотные средства, нематериальные и другие акти­вы. Финансовые инвестиции — это покупка цепных бумаг различных эмитентов.

Инвестиционная политика— определение наиболее приоритет­ных направлений капитальных вложений, от которых зави­сят повышение эффективности экономики, обеспечение наи­большего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль.

Инвестиционный проект — план вложения капитала в целях по­лучения прибыли, система, включающая определенный на­бор организационно-правовых и расчетно-финансовых доку­ментов, необходимых для осуществления определенных це­лей, получения определенных результатов.

Инвестор — частный предприниматель, организация или государ­ство, осуществляющие долгосрочное вложение капитала в ка­кое-либо дело, предприятие с целью получения прибыли.

Издержки производства и реализации продукции— стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию продукции.

Изобретение- техническое решение, обладающее новизной (существенными отличиями от известных решений) и полезностью, зарегистрированное соответствующим образом государственным органом. Изобретение должно быть новым, неочевидным (содержать определенный уровень изобретательского творчества), применимым в производстве. К объектам изобретения относятся способы (методы, процессы), устройства (механизмы, машины, оборудование, инструмент), вещества (материалы), штаммы микроорганизмов, культуры клеток растений и животных, рецепты. Право автора на изобретение охраняется государством.

Изобретение служебное– изобретение, сделанное автором (соавторами) при исполнении своих служебных обязанностей или при получении от работодателя конкретного задания.

Имущество— совокупность имущественных прав данного лица, каждое из которых может быть по отдельности отчуждено (продано, подарено, уничтожено).

Инновационная деятельность– деятельность направленная на создание, разработку, реализацию и использование научно-технических достижений для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемых товаров (услуг), совершенствования технологических процессов их производства с последующим внедрением и эффективной реализацией на рынке. Основными видами инновационной деятельности являются: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; изобретательские работы, приобретение патентов, лицензий и ноу-хау; стандартизация и сертификация изделий и продуктов; образовательная деятельность; маркетинговые исследования и организация рынков сбыта инновационной продукции; инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов.

Инновационный климат организации– сложившиеся за определенный период времени условия во внутренней и внешней среде, влияющие на эффективность инновационной деятельности.

Инновационный проект—система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, производственных, организационных, экономических, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение научно-технической задачи (проблемы).

Инжиниринг— предоставление на коммерческой основе (в фор­ме контракта) различных инженерно-консультационных услуг.

Инкубатор — многофункциональный комплекс, предоставляю­щий разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и развития.

Инновация— конечный результат внедрения новшества с це­лью изменения объекта управления и получения экономичес­кого, экологического, научно-технического или другого вида эффекта; нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшества (нового прак­тического средства) для удовлетворения человеческих потреб­ностей, меняющихся под воздействием развития общества; это обновление основного капитала (производственных фондов)на основе внедрения достижений науки, техники и технологии, процесс совершенствования общественного производства. Инновации могут быть продуктовые (новый товар, автомобиль, велосипед и т. д.) и процессные (новый технологический процесс, новые методы организации ). Основные свойства (критерии) инновации: новизна, практическая применимость, реализуемость.

Инновационная инфраструктура—организации, предприятия, объединения,, осуществляющие весь цикл инновационной деятельности, начиная с генерации идей и кончая реализацией новшества на рынке.

Инновационная стратегия— совокупность мер в среднесрочной и долгосрочной перспективе по разработке и внедрению нов­шеств, воспроизводимых на производстве и востребованных рынком.

Инновационное предпринимательство — общественный технико-экономический процесс, направленный на создание лучших по своим свойствам товаров, услуг, технологий путем прак­тического использования нововведений.

Инновационное поведение- непрерывный поиск новшеств, разработка новых проектов и их коммерциализация, активное вовлечение в этот процесс частного финансового капитала и интеллектуального потенциала.

Инновационный процесс — совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходя­щих в процессе реализации инноваций, творческий процесс создания, преобразования и распространения научных знаний в новую продукцию, признаваемую потребителями.

Инновационный цикл— период создания, распространения и ис­пользования нововведений, включает следующие звенья: наука – производство – потребление (исследование – производство – потребление).

Инновационный лаг– период времени между возникновением идеи новшества и воплощением его в инновацию.

Инновационная политика государства– совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на внутреннюю и внешнюю среду предприятий и организаций с целью создания благоприятных условий для активной инновационной деятельности.

Инновационный потенциал– готовность и восприимчивость общества, народного хозяйства, отрасли, региона, научно – производственного комплекса, предприятия, организации, подразделения или отдела к инновациям с учетом научно-технических, производственных, трудовых, материально-ресурсных и иных возможностей, совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемых для осуществления инновационной деятельности, степень готовности предприятия к реализации новшеств.

Инновация продукции— процесс обновления и улучшения сбы­тового потенциала предприятия, обеспечивающий его выжи­ваемость, расширение доли на рынке, повышение конкурен­тоспособности, создание новых рабочих мест, повышение де­лового престижа, укрепление независимого положения и, в конечном итоге, увеличение величины прибыли.

Инновация производственная– нововведение, реализуемое в новых продуктах (товарах), технологических процессах, услугах, в первичной производственной деятельности.

Инновация управленческая– новшество, воплощенное в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах.

Инновация стратегическая– радикальное управленческое новшество.

Инновация технологии— процесс обновления и совершенство­вания производственного потенциала, направленный на не­уклонный рост производительности труда, снижение удель­ных расходов сырья, материалов, топлива и энергии, при не­пременном осуществлении мероприятий по защите окружающей среды, совершенствовании охраны труда и тех­ники безопасности, широком применении информационных технологий, что в итоге позволит увеличить объем прибы­ли предприятия.

Интеллектуальный продукт— результат деятельности в области духовного производства, предназначенный для удовлетворения потребностей его потребителей как в товарной, так и в не­товарной форме. К интеллектуальному продукту относятся:

• научно-техническая продукция — открытия, гипотезы, тео­рии, концепции, модели, изобретения, научные и конструк­торские разработки, проекты, опытные образцы новой тех­ники, новые изделия;

• продукция информатики — программный продукт, радио- и телевизионные программы и др.;

• продукты культуры.

Интеллектуальная собственность— совокупность авторских и других прав на результаты инновационной, творческой деятельности, охраняемой законодательными актами государства.

Интеллектуальная промышленная собственность – объекты интеллектуальной собственности, регистрируемые государством и используемые в производстве: изобретения, полезные модели и промышленные образцы, а также средства индивидуализации организаций и производимой ими продукции – товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания.

Интенсивное развитие экономики – применение более эффективных технологии, технологических процессов, инструмента и оборудования.

Интенсификация— процесс экономического развития за счет более интенсивного использования всей совокупности ресурсов на основе ускорения научно-технического прогресса. Интенсив­ное экономическое развитие противопоставляется экстенсив­ному, сущность которого состоит в дополнительном вовле­чении ресурсов.

Интенсивность осуществления инноваций– степень инновационности, которая равна числу инноваций, осуществляемых за определенный период времени.

Источники инноваций– условия их появления: неожиданное событие; новое знание; изменения в восприятии и настроениях потребителей; потребности производственного процесса; изменения в структуре отрасли и рынка; несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках.

К

Капиталоемкость — показатель, характеризующий отношение основного капитала к произведенной в соответствующий период продукции или ее части — национальному доходу, при­были.

Капитальное строительство— процесс создания и совершенство­вания основных фондов путем строительства новых, рекон­струкции, расширения, технического перевооружения и мо­дернизации действующих. Общий цикл капитального стро­ительства объекта составляет период времени от начала проектирования объекта до ввода его в эксплуатацию.

Капитальные вложения— затраты материальных, трудовых и де­нежных ресурсов, направленные на восстановление и прирост основных фондов. Окупаемость капитальных вложений — по­казатель их эффективности, определяемый как отношение ка­питальных вложений к экономическому эффекту, получаемому от их использования в процессе производства.

Качество— совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предпола­гаемые потребности.

Коллектив– устойчивая социальная группа, объединенная общественно значимыми целями, единство, общность коллектива определяется общностью целей, профессиональных, морально-нравственных и социально-психологических характеристик членов коллектива. Коллектив н

Наши рекомендации