Рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки
Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, в частности по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, несогласие работника с результатами спецоценки на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия или бездействие специализированной организации, которая проводила оценку, рассматривают Роструд или трудовая инспекция по месту нахождения работодателя. Их решения могут быть обжалованы в судебном порядке (ч. 1 ст. 26 Закона N 426-ФЗ).
Шаг 6. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
В отношении тех рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы и условия труда признаны комиссией по проведению спецоценки допустимыми, оформляется декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее - декларация) (ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).
Если выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы и в ходе дальнейших исследований (испытаний) и измерений условия труда признаны оптимальными (1 класс) или допустимыми (2 класс), то декларацию соответствия оформлять не нужно. Аналогичное мнение выражено в письме Минтруда России от 17.09.2014 N 15-1/В-1157.
Составление декларации и подача ее в ГИТ по месту своего нахождения - это обязанности работодателя (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Форма декларации утверждена Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н. Рекомендации по заполнению данной формы приведены в письме Минтруда России от 23.06.2014 N 15-1/В-724. Ведомство разъясняет, что при внесении информации о юридическом лице, подающем декларацию, необходимо указать его полное наименование и фактический адрес. Эти сведения приводятся в соответствии с уставными документами юридического лица независимо от наличия у него представительств (филиалов).
При заполнении декларации в части описания рабочих мест в декларации следует учитывать следующее:
- наименование должности, профессии или специальности работника, занятого на декларируемом рабочем месте, а также численность работников указываются согласно карте специальной оценки условий труда данного рабочего места. Она приведена в разд. III Отчета о проведении специальной оценки условий труда;
- индивидуальный номер рабочего места определяется в соответствии с первой графой перечня рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда. Данный перечень содержится в разд. II Отчета о проведении специальной оценки условий труда. При наличии аналогичных декларируемых рабочих мест приводятся их порядковые номера с добавлением прописной буквы "А" согласно данным четвертой графы названного Перечня.
В строке "Реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда" указываются фамилия и инициалы эксперта, а также дата и номер вынесенного им заключения, на основании которого было принято решение о декларировании.
Порядок подачи декларации приведен в Приложении N 2 к Приказу Минтруда России от 07.02.2014 N 80н.
Подать декларацию работодатель может (п. п. 3, 4 Порядка подачи декларации):
- лично;
- почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
- с помощью электронного документа, подписанного электронной квалифицированной подписью работодателя, через официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости.
Декларацию нужно подать не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (п. 5 Порядка подачи декларации). За нарушение срока и правил подачи декларации работодателя могут привлечь к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Если после этого аналогичное административное правонарушение будет выявлено повторно, работодатель может быть подвергнут административному наказанию в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Связанные вопросы
Виды и размер наказания за непроведение спецоценки условий труда и нарушение порядка ее проведения
Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда
Срок действия декларации - пять лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Данный срок продлевается на следующие пять лет, если в этот период не возникнут обстоятельства, которые согласно ч. 5 ст. 11 Закона N 426-ФЗ могут привести к прекращению ее действия (например, несчастный случай на производстве с работником, занятым на задекларированном рабочем месте) (ч. 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). По нашему мнению, если в течение следующего пятилетнего срока указанные обстоятельства также не возникнут, декларация считается продленной еще на пять лет и так далее. Вывод основан на том, что Законом N 426-ФЗ не установлено ограничений количества таких продлений. Официальные разъяснения государственных органов по вопросу о количестве возможных продлений срока действия декларации в настоящее время отсутствуют.
В случае возникновения обстоятельств, указанных в ч. 5 ст. 11 Закона N 426-ФЗ, действие декларации в отношении рабочего места и аналогичных рабочих мест прекращается и на работодателя возлагается обязанность провести внеплановую специальную оценку (п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ). Решение о прекращении действия декларации принимает Федеральная инспекция труда на основании поступившей от работодателя информации, например о несчастном случае, произошедшем с работником на его рабочем месте (ч. 6 ст. 11 Закона N 426-ФЗ, ст. 228.1 ТК РФ).