Сроки проведения специальной оценки условий труда

1.3.1. Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда: впервые (в переходный период) и повторно >>>

1.3.2. Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда >>>

1.3.1. Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда: впервые (в переходный период) и повторно

Для проведения специальной оценки условий труда впервые в связи с принятием Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения о сроках.

Оценка условий труда должна быть проведена:

1) на ранее аттестовывавшихся рабочих местах - не позднее пяти лет с даты последней аттестации (ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).

Однако, если истек срок действия результатов последней аттестации, по итогам которой условия труда на рабочих местах были признаны вредными и (или) опасными, спецоценку условий труда на таких рабочих местах необходимо провести безотлагательно. В отсутствие действующих результатов аттестации или спецоценки работодатель рискует быть привлеченным к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Аналогичную позицию занимает Минтруд России (см. письмо от 20.10.2015 N 15-1/ООГ-5597);

2) на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, которые не включены в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ и введены в эксплуатацию до 01.01.2014.

В Законе N 426-ФЗ нет прямого указания на срок проведения спецоценки в отношении таких рабочих мест. Полагаем, что она может быть проведена поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г. Данный вывод следует из анализа ч. 6 ст. 27, ч. 1 ст. 28 Закона N 426-ФЗ. Аналогичного мнения придерживается Минтруд России в письме от 20.10.2015 N 15-1/ООГ-5597 и суды (см., например, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 11.11.2014 по делу N 11-11698/2014).

Следует отметить, что судебная практика по данному вопросу противоречива. Есть решения, согласно которым в отношении ранее не аттестовывавшихся рабочих мест ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ не применяется, в частности, см. Апелляционное определение Московского городского суда от 26.02.2015 по делу N 33-5865/15;

3) на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, включенных в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, - в кратчайшие сроки со дня вступления в силу этого Закона. К таким рабочим местам относятся:

а) рабочие места работников, профессии (должности, специальности) которых входят в Список N 1 и Список N 2 и другие списки, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости;

б) рабочие места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (например, на основании Списка).

Отметим, что напрямую Законом N 426-ФЗ срок проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах не установлен. Вместе с тем рекомендуем провести спецоценку в кратчайшие сроки. Это обусловлено следующим. Условия труда на указанных рабочих местах относятся к заведомо вредным и (или) опасным. Представляется, что вероятность проверки контролирующими органами условий труда на таких рабочих местах значительно выше по сравнению с проверкой условно безопасных рабочих мест (т.е. не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ). На необходимость безотлагательного проведения спецоценки на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, включенных в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, указывается в том числе в письме Минтруда России от 20.10.2015 N 15-1/ООГ-5597.

За непроведение специальной оценки условий труда работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. В случае выявления повторного аналогичного нарушения работодатель может быть подвергнут административному наказанию в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Виды и размер наказания за непроведение спецоценки условий труда и нарушение порядка ее проведения

Повторная плановая оценка условий труда проводится в частности в отношении рабочих мест, на которых по итогам предыдущей оценки выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Срок проведения повторной плановой оценки - не позднее пяти лет с даты утверждения отчета о проведении последней оценки. Это следует из ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ.

1.3.2. Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда

Внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена в течение шести месяцев (ст. 17 Закона N 426-ФЗ):

1) на введенных в эксплуатацию новых рабочих местах (как в уже существующей организации, так и при регистрации новой).

Отметим, что срок, в течение которого необходимо проводить оценку при создании организации (регистрации индивидуального предпринимателя), законом специально не регламентирован. Однако все случаи возникновения новых рабочих мест отнесены к случаям проведения внеплановой оценки;

2) на тех рабочих местах, в отношении которых имеется предписание ГИТ о проведении спецоценки;

3) на тех рабочих местах, на которых изменяется технологический процесс, производится замена производственного оборудования, меняются состав применяемых материалов и (или) сырья, средства индивидуальной и коллективной защиты, что может повлиять на уровень воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов;

Продолжение перечня

4) на рабочем месте, на котором в связи с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов с работником произошел несчастный случай (не по вине третьих лиц);

5) на рабочем месте работника, у которого выявлено профессиональное заболевание, возникшее в связи с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;

6) на рабочих местах, в отношении которых имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организаций (другого представительного органа работников) о проведении спецоценки.

Поскольку исключений из правил проведения внеплановых проверок на переходный период в законодательстве не предусмотрено, полагаем, что они применяются непосредственно со дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ.

Наши рекомендации