Суть специальной оценки условий труда

Суть специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ; далее - Закон N 426-ФЗ).

Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 ТК РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на работника может привести к заболеванию или травме.

Если на рабочих местах выявлены вредные и (или) опасные факторы, эксперты специализированной организации проводят инструментальные замеры для определения уровня влияния этих факторов на работников и установления класса условий труда (ч. 2 ст. 3, ч. 5 ст. 10 Закона N 426-ФЗ). Условия труда подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 1 - 5 ст. 14 Закона N 426-ФЗ).

От того, к какому классу условий труда относится рабочее место, зависит сумма дополнительного страхового тарифа, которую работодателю нужно вносить в ПФР за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных и (или) опасных видах производства (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Чем лучше условия труда, тем меньше размер отчислений.

Класс условий труда влияет также на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредном и (или) опасном производстве (например, дополнительный ежегодный отпуск (ч. 1 ст. 117 ТК РФ), сокращенная продолжительность рабочего времени (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ), повышенный размер оплаты труда (ч. 1 ст. 147 ТК РФ)).

Все рабочие места, на которых выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, каждые пять лет подлежат повторной процедуре специальной оценки (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ), что увеличивает расходы работодателя.

Улучшение условий труда и снижение вредных и (или) опасных факторов ведет к уменьшению дополнительного тарифа (может опустить его даже до нуля), снижает размер компенсационных выплат и иных гарантий льготной категории работников, а значит, уменьшает издержки работодателя.

Если на рабочих местах не выявлены вредные и (или) опасные факторы, никакие измерения и исследования не проводятся, а соответствие рабочих мест установленным нормативам фиксируется в декларации соответствия, которую работодатель подает в ГИТ по месту своего нахождения (ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Если в дальнейшем на этих рабочих местах безопасные условия труда сохраняются, то срок действия декларации автоматически продлевается на следующие пять лет (ч. 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Это минимизирует дополнительные затраты работодателя (как временные, так и материальные), связанные с периодичностью проведения специальной оценки. По нашему мнению, если в течение следующего пятилетнего срока не возникнут обстоятельства, при которых действие декларации прекращается, она считается продленной еще на пять лет и так далее. Вывод основан на том, что Законом N 426-ФЗ не установлено ограничений количества таких продлений. Официальные разъяснения государственных органов по вопросу о количестве возможных продлений срока действия декларации в настоящее время отсутствуют.

Можно ли на основании редакции Трудового кодекса РФ, вступившей в силу 01.01.2014, уменьшить объем гарантий (компенсаций), которые установлены в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по итогам проведенной в 2013 г. аттестации рабочих мест?

Ответ: Да, можно при условии, если условия труда на данных рабочих местах улучшились, что подтверждено результатами спецоценки.

Обоснование: Если до 01.01.2014 рабочие места были аттестованы и работникам, условия труда которых были признаны вредными и (или) опасными, установлены на основании действовавших норм Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов гарантии и компенсации, они должны быть сохранены. При этом условия труда на указанных рабочих местах должны оставаться прежними. Такой вывод следует из анализа ч. 3 ст. 15 Закона N 421-ФЗ.

Пересмотр предоставляемых работникам гарантий и компенсаций возможен только после проведения специальной оценки условий труда. В случае, когда по ее итогам будет определено, что условия труда на ранее аттестованных рабочих местах улучшились, работодатель вправе уменьшить объем гарантий и компенсаций. О недопустимости, в том числе, снижения компенсаций отдельным категориям медицинских работников без подтверждения улучшения условий труда результатами спецоценки упоминается также в Правительственной телеграмме Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.12.2014 года N 15-0/10/П-7498. Отметим, что улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Такой вывод содержится в информации Минтруда России "Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда"); далее - информация Минтруда России.

Гарантии и компенсации работникам в таком случае должны быть предоставлены в соответствии с действующими нормами Трудового кодекса РФ, а именно: абз. 5 ч. 1, ч. 2 ст. 92, ст. ст. 117, 147 ТК РФ.

Если в ходе спецоценки условия труда на ранее аттестованных рабочих местах будут признаны безопасными, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются. Такой вывод следует из содержания ч. 4 ст. 219 ТК РФ.

Снижение или отмена гарантий и компенсаций повлечет изменение обязательных условий трудового договора. Оно возможно по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ) либо в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ для ситуаций, когда организационные или технологические условия труда изменились.

Связанные вопросы

Изменение условий трудового договора вследствие изменения организационных или технологических условий труда

Изменение условия о гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

Организация, проводящая специальную оценку (эксперты организации). Требования и ограничения, предъявляемые к ним

Непосредственно оценку условий труда на рабочих местах осуществляет специализированная организация, привлекаемая работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Эта организация проводит идентификацию потенциально вредных и (или) опасных факторов, последующие исследования и замеры таких факторов, а также составляет отчет о результатах оценки (ст. ст. 10, 12, 15 Закона N 426-ФЗ).

Специализированная организация должна соответствовать следующим требованиям:

1) основной вид деятельности (один из видов деятельности) по уставным документам - проведение специальной оценки условий труда (п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона N 426-ФЗ);

2) наличие в штате не менее пяти экспертов с сертификатами на выполнение работ по специальной оценке. По крайней мере один эксперт из их числа должен иметь высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям (п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 426-ФЗ);

3) наличие в структуре испытательной лаборатории (центра), аккредитованной в области проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 426-ФЗ).

Организация, которая отвечает указанным требованиям, подает заявление о регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее - реестр) (п. 5 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599).

В течение пяти рабочих дней с даты принятия решения о регистрации Минтруд России направляет специализированной организации соответствующее уведомление (п. 11 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599). Допущенной к деятельности по проведению спецоценки организация считается с даты принятия указанного решения (абз. 1 п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599). В реестр сведения об организации вносятся в течение трех рабочих дней с указанной даты (п. 12 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599).

Работодатель может удостовериться в том, что выбранной организации разрешено проводить спецоценку, ознакомившись со сведениями из реестра или с представленным организацией уведомлением Минтруда России (п. п. 11, 27 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599).

Реестр является открытым для всех заинтересованных лиц источником информации. Плата за внесение в него сведений не взимается (п. п. 26, 27 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599).

В реестре указываются наименование, сведения о местонахождении специализированной организации, ИНН, ОГРН и другая информация, в том числе данные о приостановлении (возобновлении, прекращении) деятельности в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда (ч. 4 ст. 21 Закона N 426-ФЗ, п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599).

www.rosmintrud.ru - официальный сайт Минтруда России. С реестром организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, можно ознакомиться в разделе "Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда".

Специализированная организация должна обеспечивать исполнение своих обязательств в случае причинения ущерба работодателю-заказчику при проведении специальной оценки условий труда. В частности, можно заключить договор добровольного страхования своей ответственности (ст. 23 Закона N 426-ФЗ).

К экспертам организаций, проводящих специальную оценку, наряду с требованием о наличии упомянутого сертификата на выполнение работ по спецоценке предъявляются следующие требования (ч. 3 ст. 20 Закона N 426-ФЗ, п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 N 614):

1) наличие высшего образования;

2) наличие дополнительного профессионального образования (в объеме не меньше 72 часов) по спецоценке;

3) наличие стажа работы в сфере оценки условий труда, в том числе по аттестации рабочих мест, не меньше трех лет.

Сертификат эксперта выдается Минтрудом России по итогам прохождения аттестации на право выполнения работ по спецоценке сроком на пять лет (п. п. 1, 3, 27, 28, 36 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 N 614). Форма сертификата утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 32н.

При смене фамилии, имени, отчества эксперту выдается новый сертификат, в случае утраты, порчи (повреждения) сертификата выдается его дубликат, на котором проставляется штамп "дубликат" (чернилами синего цвета). Такой вывод следует из анализа п. 2 Приложения N 3 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 32н, п. п. 37 - 39 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 N 614.

По решению Минтруда России сертификат эксперта может быть аннулирован. Перечень случаев, в которых это происходит, установлен в п. 40 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 N 614.

Не позднее 10 рабочих дней со дня выдачи сертификата (его дубликата) или его аннулирования соответствующие сведения вносятся в реестр экспертов организаций (ч. 5 ст. 21 Закона N 426-ФЗ, п. п. 3, 4 Приложения N 4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 32н). Этот реестр формирует и ведет Минтруд России (ч. 1 ст. 21 Закона N 426-ФЗ).

Реестр экспертов организаций будет размещен на сайте Минтруда России в открытом доступе. Плата за ознакомление со сведениями реестра взиматься не будет (ч. 6 ст. 21 Закона N 426-ФЗ, п. 6 Приложения N 4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 32н).

Специализированная организация и ее эксперты должны быть независимы. Они обязаны руководствоваться законодательством, регулирующим специальную оценку условий труда (ч. 1 ст. 22 Закона N 426-ФЗ). В связи с этим спецоценка не может проводиться (ч. 2 ст. 22 Закона N 426-ФЗ):

- должностными лицами органов исполнительной власти, осуществляющих надзор (контроль) в установленной сфере деятельности и проведение государственной экспертизы условий труда;

- организациями, руководители (должностные лица) которых являются учредителями (участниками) компаний-работодателей и условия труда на рабочих местах которых подлежат специальной оценке, а также должностными лицами названных организаций, отвечающими за организацию и проведение спецоценки;

- организациями, руководители (должностные лица) которых состоят в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками) компаний-работодателей и условия труда на рабочих местах которых подлежат специальной оценке, а также должностными лицами названных организаций, отвечающими за организацию и проведение спецоценки;

Продолжение перечня

- организациями в отношении:

а) юридических лиц (компаний-работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка и для которых такие организации являются учредителями (участниками);

б) дочерних обществ, филиалов и представительств юридических лиц (компаний-работодателей), указанных в п. "а";

в) юридических лиц (компаний-работодателей), имеющих общих с такой организацией учредителей (участников);

- экспертами, являющимися учредителями (участниками) организаций-работодателей, рабочие места которых подлежат специальной оценке, а также руководителями (должностными лицами) этих организаций-работодателей, отвечающими за организацию и проведение специальной оценки;

- экспертами, которые состоят в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками) организаций-работодателей, на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, а также руководителями (должностными лицами) этих организаций, ответственными за организацию и проведение специальной оценки.

Специализированная организация вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 19 Закона N 426-ФЗ):

- самостоятельно в соответствии с областью аккредитации ее испытательной лаборатории (центра).

Испытательная лаборатория (центр) должна иметь в наличии необходимое оборудование и средства измерений для проведения исследований (испытаний) и измерений, соответствующих ее области аккредитации (информация Минтруда России);

- с привлечением по гражданско-правовому договору других аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Этап 1. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

Шаг 1. Формирование комиссии по проведению специальной оценки условий труда >>>

Шаг 2. Утверждение графика проведения специальной оценки условий труда >>>

Шаг 3. Утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда >>>

Шаг 4. Заключение гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда >>>

Рекомендация

Рекомендуем при составлении перечня руководствоваться обозначениями рабочих мест, приведенными в п. 2 ч. 2 ст. 18 Закона N 426-ФЗ, и требованиями к заполнению перечня рабочих мест, который по итогам спецоценки оформляет специализированная организация. Эти требования содержатся в п. 4 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда (утв. Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н).

В перечне рабочих мест необходимо указать следующие сведения:

1) индивидуальный номер рабочего места (не более восьми знаков: от 1 до 99 999 999), например: 10, 42. Аналогичные рабочие места обозначаются цифрой с добавлением прописной буквы "А", например: 25А, 111А;

2) наименование рабочего места с указанием в родительном падеже наименований профессий рабочих или должностей служащих, занятых на этом рабочем месте, в соответствии со штатным расписанием и Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367). Например: "рабочее место главного бухгалтера", "рабочее место кладовщика";

3) код профессии, должности по ОК 016-94;

4) число работников, занятых на данном рабочем месте (указать цифру);

5) расположение рабочего места с указанием номера комнаты, офиса (производственного помещения, цеха), фактического адреса. Данная информация должна быть максимально подробной и точной.

Перечень рабочих мест подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем (ч. 4, 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

Оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, включенных в перечень рабочих мест. На аналогичных рабочих местах специальную оценку достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких мест, но не меньше двух мест. Полученные результаты распространяются на все аналогичные места (ч. 1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ). Если из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, хотя бы одно не соответствует признакам аналогичности, специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ч. 5 ст. 16 Закона N 426-ФЗ).

Образец перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда

Рабочие места, на которых проводится специальная оценка условий труда

Шаг 4. Заключение гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда

Для проведения мероприятий по специальной оценке работодателю необходимо заключить гражданско-правовой договор со специализированной организацией (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Такая организация должна соответствовать требованиям ст. 19 Закона N 426-ФЗ. Выбор организации для проведения спецоценки осуществляется с учетом ограничений, установленных в ч. 2 ст. 22 Закона N 426-ФЗ. Подробнее об этом см. п. п. 1.2.1 и 1.2.2 настоящего материала.

В договор необходимо включить, в частности, следующие условия:

1) о видах работ и услуг по специальной оценке условий труда;

2) о сроках выполнения работ и оказания услуг по специальной оценке условий труда;

3) о стоимости выполнения работ, порядке их оплаты (ч. 3 ст. 22 Закона N 426-ФЗ);

Продолжение перечня

4) о правах и обязанностях работодателя при проведении спецоценки, в том числе:

- о праве требовать от специализированной организации обоснования результатов проведения спецоценки (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- о праве требовать представления специализированной организацией документов, подтверждающих ее право на проведение спецоценки согласно ст. 19 Закона N 426-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- о праве работодателя на обжалование действий (бездействия) специализированной организации (п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- об обязанности работодателя предоставить сведения, документы и информацию, необходимые для проведения специальной оценки (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- об обязанности не предпринимать преднамеренных действий, которые могут повлиять на результаты проведения спецоценки (п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

5) о правах и обязанностях специализированной организации при проведении спецоценки (ст. 6 Закона N 426-ФЗ);

6) об ответственности сторон в случае неисполнения обязательств по договору.

Образцы документов

Образец приказа о проведении специальной оценки условий труда и формировании комиссии по ее проведению

Образец приказа об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Образец перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда

Суть специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ; далее - Закон N 426-ФЗ).

Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 ТК РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на работника может привести к заболеванию или травме.

Если на рабочих местах выявлены вредные и (или) опасные факторы, эксперты специализированной организации проводят инструментальные замеры для определения уровня влияния этих факторов на работников и установления класса условий труда (ч. 2 ст. 3, ч. 5 ст. 10 Закона N 426-ФЗ). Условия труда подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 1 - 5 ст. 14 Закона N 426-ФЗ).

От того, к какому классу условий труда относится рабочее место, зависит сумма дополнительного страхового тарифа, которую работодателю нужно вносить в ПФР за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных и (или) опасных видах производства (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Чем лучше условия труда, тем меньше размер отчислений.

Класс условий труда влияет также на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредном и (или) опасном производстве (например, дополнительный ежегодный отпуск (ч. 1 ст. 117 ТК РФ), сокращенная продолжительность рабочего времени (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ), повышенный размер оплаты труда (ч. 1 ст. 147 ТК РФ)).

Все рабочие места, на которых выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, каждые пять лет подлежат повторной процедуре специальной оценки (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ), что увеличивает расходы работодателя.

Улучшение условий труда и снижение вредных и (или) опасных факторов ведет к уменьшению дополнительного тарифа (может опустить его даже до нуля), снижает размер компенсационных выплат и иных гарантий льготной категории работников, а значит, уменьшает издержки работодателя.

Если на рабочих местах не выявлены вредные и (или) опасные факторы, никакие измерения и исследования не проводятся, а соответствие рабочих мест установленным нормативам фиксируется в декларации соответствия, которую работодатель подает в ГИТ по месту своего нахождения (ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Если в дальнейшем на этих рабочих местах безопасные условия труда сохраняются, то срок действия декларации автоматически продлевается на следующие пять лет (ч. 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Это минимизирует дополнительные затраты работодателя (как временные, так и материальные), связанные с периодичностью проведения специальной оценки. По нашему мнению, если в течение следующего пятилетнего срока не возникнут обстоятельства, при которых действие декларации прекращается, она считается продленной еще на пять лет и так далее. Вывод основан на том, что Законом N 426-ФЗ не установлено ограничений количества таких продлений. Официальные разъяснения государственных органов по вопросу о количестве возможных продлений срока действия декларации в настоящее время отсутствуют.

Можно ли на основании редакции Трудового кодекса РФ, вступившей в силу 01.01.2014, уменьшить объем гарантий (компенсаций), которые установлены в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по итогам проведенной в 2013 г. аттестации рабочих мест?

Ответ: Да, можно при условии, если условия труда на данных рабочих местах улучшились, что подтверждено результатами спецоценки.

Обоснование: Если до 01.01.2014 рабочие места были аттестованы и работникам, условия труда которых были признаны вредными и (или) опасными, установлены на основании действовавших норм Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов гарантии и компенсации, они должны быть сохранены. При этом условия труда на указанных рабочих местах должны оставаться прежними. Такой вывод следует из анализа ч. 3 ст. 15 Закона N 421-ФЗ.

Пересмотр предоставляемых работникам гарантий и компенсаций возможен только после проведения специальной оценки условий труда. В случае, когда по ее итогам будет определено, что условия труда на ранее аттестованных рабочих местах улучшились, работодатель вправе уменьшить объем гарантий и компенсаций. О недопустимости, в том числе, снижения компенсаций отдельным категориям медицинских работников без подтверждения улучшения условий труда результатами спецоценки упоминается также в Правительственной телеграмме Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.12.2014 года N 15-0/10/П-7498. Отметим, что улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Такой вывод содержится в информации Минтруда России "Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда"); далее - информация Минтруда России.

Гарантии и компенсации работникам в таком случае должны быть предоставлены в соответствии с действующими нормами Трудового кодекса РФ, а именно: абз. 5 ч. 1, ч. 2 ст. 92, ст. ст. 117, 147 ТК РФ.

Если в ходе спецоценки условия труда на ранее аттестованных рабочих местах будут признаны безопасными, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются. Такой вывод следует из содержания ч. 4 ст. 219 ТК РФ.

Снижение или отмена гарантий и компенсаций повлечет изменение обязательных условий трудового договора. Оно возможно по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ) либо в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ для ситуаций, когда организационные или технологические условия труда изменились.

Связанные вопросы

Изменение условий трудового договора вследствие изменения организационных или технологических условий труда

Изменение условия о гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

Наши рекомендации