Минестерство сельского хозяйства российской федерации
МИНЕСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра бухгалтерского учета, финансов и аудита
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе,
профессор ___________П.Б. Акмаров
«____»_________________2014г.
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
«ЭКОНОМИКА», ПРОФИЛЬ «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»
Ижевск 2014
Составители: профессор Алборов Р.А., профессор Концевая С.М., доцент Антонов П.В., доцент Остаев Г.Я.
Программа включает методические указания организации и прохождения производственной практики по бухгалтерскому учету в производственных подразделениях, учету денежных средств, расчетов и кредитных операций, по организации бухгалтерского учета в центральной бухгалтерии и финансов экономического субъекта.
Одобрены и рекомендованы к опубликованию методической комиссией экономического факультета ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА (протокол № 10
от 17 октября 2014г.).
ã ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА – 2014
СОДЕРЖАНИЕ | ||
ОБЩИЕ ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ………………. | ||
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО УЧЕТУ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ, УЧЕТУ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, РАСЧЕТОВ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ БУХГАЛТЕРИИ И ФИНАНСОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕТА………………………………………………………………………… | ||
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ ПО УЧЕТУ, ОТЧЕТНОСТИ, СОСТАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ПРОГРАММЫ, ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ............................................................................... | ||
ОБЩИЕ ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
1.1. Производственная практика студентов имеет своей задачей закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения в высшем учебном заведении, на основе глубокого изучения работы организации, а также овладение производственными навыками и передовыми методами первичного учета, формами организации, постановки и техники ведения бухгалтерского учета, работой финансистов, финансовых менеджеров, консультантов.
1.2. Для проведения производственной практики студентов за высшими учебными заведениями закрепляются передовые организации АПК и другие экономические субъекты (банки, аудиторские фирмы, налоговые инспекции, организации промышленности, торговли, строительства, инвестиционные институты, финансовые компании и др.) в качестве постоянных баз практики.
1.3. Общее руководство по организации и проведении практики осуществляет ректорат высшего учебного заведения.
1.4. Непосредственная организация практики возлагается на деканов факультетов и учебную часть (отдел) академии.
1.5. Учебно-методическое руководство практикой осуществляют соответствующие кафедры академии. Кафедры обеспечивают выполнение заданий, программ практики и высокое качество ее проведения.
1.6. Руководитель практики от высшего учебного заведения должен:
- обеспечить проведение всех организационных мероприятий перед выездом студентов на практику (инструктажа о порядке прохождения практики, по технике безопасности и т.д.);
- способствовать высокому качеству прохождения практики студентами в строгом соответствии с учебным планом и программой;
- организовать учебные занятия, консультации по возникшим у студентов-практикантов вопросам;
- осуществлять контроль выполнения студентами-практикантами этапов прохождения практики и выполнения работ в соответствии с программой;
- принимать участие в комиссии по приему защиты отчетов о практике и в подготовке научно-студенческих конференций по итогам производственной практики;
- рассматривать отчеты студентов по практике, дать отзывы об их работе и представлять заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов.
1.7. Ответственность за организацию практики в организации возлагается на руководителя данного экономического субъекта.
1.8. Общее руководство практикой студентов возлагается приказом руководителя организации на одного из работников бухгалтерии, службы внутреннего аудита или работника финансовой службы. Непосредственное руководство производственной практикой студентов в отделении, на участке, в бригаде, отделе и т.п. возлагается на соответствующих высококвалифицированных специалистов указанных структурных подразделений.
1.9. По окончании производственной практики студент-практикант составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики от академии одновременно с дневником и характеристикой, подписанным непосредственно руководителем от экономического субъекта.
Для оформления отчета студенту выделяется в конце практики 3-5 дней. По окончании практики не позднее месяца с начала очередного семестра студент сдает зачет с дифференцированной оценкой по результатам защиты отчета в комиссии (2-3 человека), назначенной деканом (заведующим кафедрой). В состав комиссии входят преподаватель, ведущий курс, по которому проводится практика, руководитель практики от вуза и, по возможности руководитель от организации (базы практики).
Студенты, не выполнившие программу производственной практики, получившие отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляются повторно на практику в период студенческих каникул в те же организации. В отдельных случаях ректор академии может рассматривать вопрос о дальнейшем пребывании таких студентов в высшем учебном заведении.
Прохождение производственной и преддипломной практики в соответствии с данной программой позволит студентам в полной мере обладать следующими профессиональными компетенциями:
- способен обладать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
- способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
- способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технология (ПК-10);
- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических показателей (ПК-13).
Содержание практики по учету в производственных подразделениях (первый этап прохождения практики)
Учет в строительной бригаде
Студент должен:
- выяснить, какие основные объекты строятся в хозяйстве, и каким способом осуществляется их строительство;
- ознакомиться с организацией труда работников и его оплатой;
- знать и уметь составлять первичные документы по учету труда работников, занятых в строительстве и на капитальном ремонте;
- изучить документацию на списание строительных материалов и других производственных запасов, израсходованных на строительство и капительный ремонт;
- изучить документацию, составленную на принятие в эксплуатацию капитально отремонтированных и построенных основных средств.
Содержание практики по организации бухгалтерского учета
И прочих производств
Студенту следует:
- принять участие в приеме и обработке первичной и сводной документации по промышленным и прочим производствам;
- ознакомиться с видами промышленных и прочих производств хозяйства;
- изучить организацию синтетического учета по счету 20 «Основное производство», субсчет 3 «Промышленные производства» и 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
- ознакомиться с организацией аналитического учета, обратить внимание на регистры аналитического учета и перечень аналитических счетов, на номенклатуру статей затрат, на оприходование продукции, полученной в результате переработки, на учет продукции и доходов прочихпроизводств и хозяйств.
Содержание индивидуальной (методической) практики по теме
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ
Содержание практики
После согласования с главным бухгалтером общего порядка прохождения практики студент знакомится со структурой хозяйства и организацией производства в различных отраслях и приступает к выполнению программы практики.
Отчетность
Студенту следует:
- ознакомиться с формами, содержанием и сроками представления текущей отчетности (финансовой, управленческой);
- принимать непосредственное участие в составлении квартальных бухгалтерских отчетов;
- ознакомиться с составлением оперативно-статистической отчетности хозяйства и изучить порядок по ее составлению.
Инвентаризация
Студент должен:
- изучить действующий методический материал по проведению инвентаризации;
- принять участие в подведении итогов в учетных регистрах для получения данных к сверке с результатами инвентаризации;
- принять участие в сопоставлении результатов инвентаризации с данными бухгалтерского учета (составление сличительных ведомостей);
- принять участие в составлении актов по итогам инвентаризации и в работе комиссии по обсуждению результатов инвентаризации;
- участвовать в составлении итоговых бухгалтерских записей по результатам инвентаризации.
В отчете о практике приводятся наиболее типичные примеры выявленных расхождений по итогам инвентаризации, дается объяснение, и указываются принятые меры.
3.2.5 Калькуляций себестоимости продукции, работ, услуг, заключение
И закрытие счетов
Практиканту нужно:
- изучить методические рекомендации по себестоимости продукции, работ и услуг и закрытии счетов;
- ознакомиться с последовательностью заключения и закрытия синтетических счетов;
- изучить последовательность закрытия субсчетов счета 23 «Вспомогательные производства» и списание калькуляционных разниц;
- изучить калькуляцию работ ремонтных мастерских и закрытие субсчета «Ремонтная мастерская»;
- изучить калькуляцию себестоимости работ грузового автотранспорта, тракторов и сельхозмашин и закрытие субсчетов «Автомобильный транспорт», «Машинно-тракторный парк»;
- изучить калькуляцию себестоимости работ живой тягловой силы и закрытие субсчета «Гужевой транспорт»;
- ознакомиться с калькуляцией киловатт-часа, кубометра воды и закрытие субсчетов «Электроснабжение», «Водоснабжение», «Теплоснабжение»;
- изучить порядок закрытия счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы»;
- изучить калькуляцию себестоимости продукции растениеводства: зерновой продукции, овощей, картофеля, продукции кормовых культур, плодов, ягод, продукции питомников, силоса и сенажа и др.;
- изучить закрытие аналитических счетов субсчета 1 «Растениеводство» счета 20 «Основное производство», обратить внимание на списание распределяемых затрат, на последовательность закрытия аналитических счетов, списание калькуляционных разниц, на выявление размера незавершенного производства;
- изучить калькуляцию себестоимости продукции животноводства: крупного рогатого скота, свиноводства, птицеводства, пчеловодства и других видов животных (определение себестоимости единицы продукции, 1ц прироста живой массы и 1ц живой массы);
- изучить последовательность закрытия аналитических счетов субсчета 2 «Животноводство» счета 20 «Основное производство» и списание калькуляционных разниц;
- изучить калькуляцию продукции промышленных производств и списание калькуляционных разниц;
- изучить закрытие счетов прочих производств и хозяйств;
- ознакомиться с выведением результатов по счетам 90, 91 и их закрытие в конце года внутренними записями;
- ознакомиться с закрытием счета 99 «Прибыли и убытки»;
- ознакомиться со списанием затрат по капиталовложениям и формированию основного стада.
Составление годового отчета
Студент по возможности должен принять участие в составлении годового отчета и в первую очередь наиболее важных его таблиц, обратить особое внимание на то, откуда берутся данные для заполнения их:
1. Баланс (заключительный).
2. Прибыли и убытки (по основной деятельности) «Отчет о прибылях и убытках».
3. Движение капитала.
4. Движение денежных средств.
5. Производство и себестоимость продукции растениеводства.
6. Производство и себестоимость продукции животноводства,
7. Движение продукции.
Финансовой стратегии)
Студент по возможности должен принять участие в составлении производственно-финансовой программы хозяйства (по тем разделам, которые будут составляться в период пребывания на практике), особенно в составлении финансовой части, а также в составлении финансовых планов, программ, финансовой политики и стратегии организации.
Экономического субъекта
Производственная практика по организации финансов в организациях сельскохозяйственных предприятиях является завершающим этапом в подготовке экономистов по направлению «Экономика».
Основная задача практики состоит в том, чтобы закрепить теоретические знания и приобрести практические навыки по организации финансовой работы в данном хозяйстве. Кроме того, студент обязан собрать необходимые материалы для выпускной работы по индивидуальной программе, согласованной перед отъездом на практику с руководителем. Студент должен изучить также состояние управления финансами и внутрихозяйственного контроля (аудита).
На этом участке работы практиканту необходимо: рассмотреть порядок распределения прибыли (чистого дохода) в рентабельных хозяйствах и порядок
покрытия убытков и затрат на простое воспроизводство в убыточных организациях, проверить правильность данных годового отчета, аналитического и синтетического учета; рассмотреть составленный в хозяйстве план капитальных вложений, источников их финансирования, изучить порядок планирования, документального оформления финансирования, применяемые формы расчетов в хозяйстве. Проанализировать, состав, структуру и динамику источников финансирования всех видов деятельности организации.
По каждому разделу программы студент должен скопировать соответствующие расчеты и документы. Изучить вопросы оптимизации финансов, состояние внутреннего контроля (аудита) и организации финансового менеджмента.
Содержание отчета по практике
Во время пребывания в хозяйстве студент обобщает проделанную им за время практики работу и составляет отчет. При составлении отчета о практике используется дневник и накопленный материал по изучению каждого раздела программы.
В начале отчета дается краткая характеристика хозяйства и постановки бухгалтерского учета и финансовой работы, затем освещаются вопросы организации учета доходов, расходов и финансовых результатов, капитала, финансирования, составления текущей отчетности, затем достаточно подробно описывается работа, предшествующая составлению годового отчета: закрытие операционных, операционно-распределительных счетов, калькуляция себестоимости продукции и работ, списание калькуляционных разниц. Изложение должно сопровождаться приведением типичных примеров, носить критический характер и иметь ссылки на приложения.
Содержание и последовательность изложения отчета должны соответствовать разделам программы практики. Скопированные документы и регистры нумеруются к отчету и в содержание отчета студент должен делать ссылки на них.
В отчете дается характеристика финансовой работы, использование собственного и привлеченного капитала, с приложением практического материала по хозяйству, и делаются предложения по улучшению финансов данной организации, перечисляются все материалы, собранные им для выпускной квалификационной работы. Эти материалы прилагаются к отчету для проверки руководителем.
Общий объем текста отчета по практике не должен превышать 20-25 страниц (без учета приложения).
РЕЦЕНЗИЯ
На отчет о производственной практике______________________________________
_____________________________________________________________________________
студента _______группы ____________________________________________
(Ф.И.О. студента)
Выполнена на ______ стр., имеет ________ таблиц, _______графиков, ________ схем и рисунков, в списке литературы __________ источников.
1. Положительные стороны отчета:__________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Обоснованность выводов и актуальность практических рекомендаций:____
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Замечания и недостатки:___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Заключение о отчете:_______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(В данном пункте делается запись «допускается к защите» или «на доработку» с указанием конкретных разделов, параграфов, расчетов и т.д., подлежащих доработке или согласованию)
Оценка за отчет: ____________________________________________________
Рецензент_____________________________ ___________________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
«_______»_____________________20____ г.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра бухгалтерского учета, финансов и аудита
ПРОВЕРИЛ:
__________________
Фамилия И.О.
«__» ________20__г.
ОТЧЕТ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
«ЭКОНОМИКА», ПРОФИЛЬ «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»
Составители:
Алборов Р.А.,
Концевая С.М.,
Антонов П.В.,
Остаев Г.Я.
Редактор Р.А. Алборов
Подписано в печать «__» _________________ 2014г.
Формат 60х84/16. Бумага офсетная.
Усл. п.л. 2,0. Тираж 100 экз. Заказ №______
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11
Учебно-методическое пособие
ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
«ЭКОНОМИКА», ПРОФИЛЬ «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»
Составители:
Алборов Р.А.,
Концевая С.М.,
Антонов П.В.,
Остаев Г.Я.
Редактор Р.А. Алборов
Подписано в печать «__» _________________ 2014г.
Формат 60х84/16. Бумага офсетная.
Усл. п.л. 2,0. Тираж 100 экз. Заказ №______
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11
МИНЕСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»