Виды бухгалтерской прибыли и факторы, влияющие
На ее величину
Под бухгалтерской (балансовой) прибылью обычно понима-ется прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета и указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде. Понятие бухгалтерской прибыли в России введено с 1 января 1999 г. «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утверждённым приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н П.79. Согласно этому Положению, бухгалтерская прибыль - это конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса.
Различают три основных вида бухгалтерской прибыли:
- валовая прибыль;
- прибыль к налогообложению;
- чистая прибыль.
Валовая прибыль предприятия формируется за счёт трех источников. К ним относятся:
- прибыль (убыток) от реализации предприятием продукции (работ, услуг);
- прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иного имущества предприятия (прибыль от прочей реализации);
- прибыль (убыток) от внереализационных операций.
Расчет валовой прибыли можно представить в виде формулы следующим образом:
Пв=Прп+При+Пвн ,
где Пв – валовая прибыль (убыток);
Прп – прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
При – прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иного имущества предприятия;
Пвн – прибыль (убыток) от внереализационных операций.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) составляет, как правило, наибольшую часть всей валовой прибыли предприятия. Определяют ее как разность между выручкой от реализации продукции по оптовым ценам предприятия (без НДС) и ее полной себестоимостью. Если себестоимость продукции превышает ее стоимость в оптовых ценах, то результатом производственной деятельности предприятия будет убыток.
Расчет прибыли от реализации продукции может быть представлен в виде формулы
Прп = В – 3пр – НДС,
где В – выручка от реализации продукции (работ, услуг) в действующих оптовых ценах;
3пр – затраты на производство и реализацию продукции (полная себестоимость продукции);
НДС – налог на добавленную стоимость.
Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при начислении прибыли из выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы.
В выручке находит выражение завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств в денежную наличность и начало нового их оборота. Выручка характеризует финансовые результаты деятельности предприятия и складывается из сумм, поступивших в оплату продукции, работ, услуг на счета предприятия в учреждениях банков или непосредственно в кассу предприятия.
Затраты на производство (3пр) реализованной продукции (работ, услуг) включают полную фактическую себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), т.е. стоимость сырья, расходы на оплату труда производственных рабочих, а также накладные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства: на содержание управленческого персонала, аренду, электроэнергию, техническое обслуживание и текущий ремонт. Вычитая все эти расходы из выручки от реализации, получим прибыль от реализации продукции (работ, услуг), т.е. прибыль от производственной деятельности.
Прибыль (убыток) от прочей реализации – это сальдо прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг) подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств, не включаемой в объем реализации основной товарной продукции. Здесь же отражаются финансовые результаты реализации излишних и неиспользованных материальных ценностей (основных фондов и иного имущества).
Прибыль (убыток) от реализации основных средств (аморти-зируемого имущества) определяются по формуле
При= В – Фос – Зр – НДС,
где В – выручка от реализации основных средств в рыночных ценах;
Фос – остаточная стоимость основных средств;
Зр – затраты на реализацию (транспортные услуги, услуги посредников и т.д.).
Расчет прибыли (убытка) от реализации иного имущества производится на основе следующей формулы:
При = В – Фбал – Зр - НДС,
где Фбал – балансовая стоимость реализуемого имущества.
Третья составляющая валовой прибыли – прибыль от внереализационных операций, то есть от операций, непосредственно, не связанных с основной деятельностью предприятия.
Прибыль (доходы) от внериализационных операций включает в себя: доходы от сдачи имущества в аренду, по ценным бумагам, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, доходы от дооценки товаров, положительного сальдо полученных штрафов, пени, неустоек и др.
Доходы от внереализационных операций определяются за выче-том расходов по этим операциям. К расходам относят убытки от недостачи материальных ценностей, судебные издержки, безна-дежные долги и др.
Прибыль к налогообложению – это прибыль, являющаяся базой для исчисления налога на прибыль по ставке 24 %. Определяется она как разность между доходами организации и размером понесенных расходов. При этом сумма расходов может не совпадать с величиной себестоимости товаров, работ, услуг из-за особенностей их исчисления, установленных главой 25 НК РФ.
Чистая прибыль (ЧП) – это прибыль, остающаяся в распо-ряжении предприятия. Она определяется как разница между валовой прибылью и величиной налогов, относимых на финансовый результат (Н):
ЧП = Пв – Н.
Схема формирования прибыли предприятия показана на рисунке 19.
|
|
|
Рис. 19. Схема формирования чистой прибыли
Хозяйствующего субъекта
Чистая прибыль используется предприятием самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия.
Так как прибыль является основным собственным источником развития предприятия, то необходимо знать факторы, воздействуя на которые можно увеличить прибыль.
Основные факторы, влияющие на величину прибыли, можно выделить из следующей формулы:
П = В – С = V(Ц – с),
где В – выручка от реализации продукции;
С – полная себестоимость продукции;
V – объем продукции в натуральном выражении;
Ц – цена за единицу продукции;
с – полная себестоимость единицы продукции.
Рассмотрим влияние каждого фактора.
1) Изменение объема.
Из формулы видно, что увеличение выпуска продукции ведет к повышению прибыли, получаемой предприятием. Это увеличение обусловлено еще и тем, что рост количества производимых предприятием товаров ведет к снижению себестоимости единицы изделия за счет уменьшения величины постоянных издержек. Но при повышении объема выпускаемой продукции необходимо также учитывать то, что это повлечет за собой рост переменных затрат на ее изготовление и, возможно, потребуется расширение основных производственных фондов (покупка дополнительного оборудования). Поэтому предприятию предварительно необходимо оценить свои финансовые и производственные возможности. Следует также принять во внимание, что чересчур большое количество какого-то одного товара может оказаться невостребованным на рынке, а значит, предприятие не сможет окупить свои вложения в производство и понесет убытки. Вследствие этого нужно стараться выпускать такой объем продукции, который потребители готовы приобрести, ведь прибыль организации приносят только реализованные товары.
2) Изменение цены.
Рост цены, так же как и объем, ведет к увеличению прибыли. Но повышать значение данного фактора стоит в случае, если повышается себестоимость единицы продукции. Необоснованное взвинчивание цен может привести к негативной реакции со стороны потребителей и, как следствие, к снижению спроса на продукцию, что отрицательно скажется на деятельности предприятия.
3) Снижение себестоимости.
На практике применяются различные способы снижения себестоимости. Безусловно используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себесто-имости, сокращение административных расходов и т.п. Однако следует помнить, что уменьшение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То же относится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них предприятие нормально функционировать не сможет, и продукция реализовы-ваться не будет.
В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, таким, как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль за издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланиро-ванных показателей.
Учет по центрам ответственности базируется на принципе бюджетирования. Всесторонний (полный) бюджет – это сочетание финансового и производственного планов, выраженных в числовых значениях. В хорошо организованной системе управления бюджеты используются для планирования, оценки исполнения, координации и установления коммуникаций.
Бюджет – количественное выражение плана, инструмент коорди-нации и контроля его выполнения. Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений.
4) Обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции.
Этот фактор способствует повышению прибыли. Это связано с тем, что каждый вид продукции имеет свой жизненный цикл, который включает в себя четыре основных стадии:
• проектирование и освоение: на данной стадии происходит разработка нового вида продукции, как правило, в это время предприятие несет большие затраты, связанные с исследованиями и подготовкой запуска ее производства;
• запуск производства: на данном этапе предприятие начинает выпускать новый товар и приступает к его реализации. Получаемая прибыль идет на покрытие затрат, связанных с разработкой. В конце этой стадии товар достигает своей первой точки безубыточности, где получаемой выручки хватает лишь на покрытие затрат производства, прибыль равна нулю;
• серийный выпуск: на этом этапе прибыль предприятия растет за счет увеличения объема реализуемого товара и, соответственно, снижения постоянных затрат на единицу продукции. На этой же стадии устанавливается равновесие между спросом на данное изделие и его предложением;
• прекращение выпуска продукции: данная стадия связана с тем, что на рынке появляется новый товар-конкурент, соответственно спрос на производимую продукцию падает. Это ведет к тому, что объем продаж снижается, и товар достигает своей второй точки безубыточности. Дальнейший выпуск этой продукции приведет к тому, что предприятие будет нести убытки, поэтому она снимается с производства (рисунок 20).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|