Выбор оптимального месторасположения распределительного центра
При выборе местоположения оптовых предприятий можно руководствоваться следующими двумя подходами.
1.В основе первого подхода - бесконечное число вариантов. Он применяется при поиске лучшего размещения с допущением, что никаких ограничений при выборе места не существует.
2.Второй подход исходит из того, что существует небольшое число реально возможных мест и следует из них выбрать лучшее.
Первый подход позволяет найти место поблизости. При втором подходе сравниваются места, которые в настоящее время доступны, и из них выбирается лучшее. Часто эти подходы используются совместно.
Рассмотрим методы, используемые при первом подходе.
Модель Хувера (Hoover) строится на трех вариантах, возможных при выборе местоположения оптового предприятия. Во – первых, предприятие может размещаться возле клиентов – покупателей, это позволяет повысить качество обслуживания за счет сокращения времени выполнения заказов и иметь низкие затраты на их выполнение. Во – вторых, оптовое предприятие может располагаться возле поставщиков, это позволяет обеспечить низкие затраты на поступающие транспортные потоки, но увеличивает затраты на выполнение заказов клиентами. В третьих, возможно компромиссное решение, когда оптовое предприятие размещается где – то посередине между поставщиками и клиентами, что позволяет оптимизировать расходы по доставке и качеству обслуживания.
С помощью вычисления центра тяжести поставок и спроса можно найти компромиссное решение. Координаты центра тяжести определяются следующим образом:
Xo =
Yo =
где
Xo, Yo – координаты центра тяжести, который определяет место расположения оптового предприятия;
Xi, Yi – координаты каждого поставщика и заказчика,
Wi – ожидаемый спрос от i -го клиента или ожидаемые поставки от i – го поставщика. Корректировка полученных результатов должна осуществляться с учетом правила, утверждающего, что лучшее место размещение оптового предприятия находится в центре самого большого спроса.
Усовершенствование базовой модели на основе центра тяжести может осуществляться в следующих направлениях:
· принимается в расчет фактическое дорожное расстояние, а не вычисления по прямым линиям, соединяющим точки,
· заменяется показатель расстояние на показатель времени доставки или показатель затрат.
Использование подхода на основе бесконечного числа вариантов может быть затруднено из – за возникающих проблем:
· сложность определения заранее своих будущих клиентов – покупателей,
· предложенное по расчетам местоположение может оказаться непрактичным (высокая цена, трудности с наймом персонала, запрет на строительство и т.п.).
Поэтому представляет интерес рассмотрение методов подхода на основе реально доступных вариантов. Один из методов строится на модели калькуляции затрат и предполагает расчет общих затрат на ведение деятельности для каждого возможного места и выбор из них самого экономичного варианта.
На практике многие расходные статьи, связанные с работой оптового предприятия, являются фиксированными и не зависят от места его расположения. Поэтому целесообразно принимать во внимание только переменные издержки, а именно затраты на транспортировку и операционные расходы. Тогда по каждому варианту рассчитываются
общие переменные затраты = операционные издержки + затраты на поступающий транспортный поток = затраты на исходящий транспортный поток.
При этом методе также возникает проблема оценки затрат на исходящий транспортный поток. Трудно заранее предположить будущих заказчиков и требуемую ими потребность. Поэтому подобные вычисления затрат полезны для сопоставления реально доступных вариантов. Если использовать полученные данные для сопоставления, можно упростить расчеты. Так, операционные расходы в рядом расположенных местах могут быть одинаковыми и их можно исключить из формулы, оценивая только расходы на перевозку. Правомерно предположить, что эти расходы пропорциональны расстоянию до поставщика или клиента. На практике эти затраты включают еще тип транспортного средства, частоту поставок, выбранный маршрут, типы заказов и т.д.
С учетом упрощений можно воспользоваться картой и рассчитать расстояние между любыми точками по прямой.
Расстояние по прямой = разница в координатах Х + разница в координатах У.
Для определения места с наименьшей общей стоимостью надо умножить вес груза на расстояние между точками по прямой.
Для исключения проблем с оценкой затрат можно использовать метод, в основе которого начисление баллов.
Модели с начислением баллов учитывают факторы, которые трудно подаются числовой оценке. Так, на уровне города или области к этим факторам относятся:
· численность населения и тенденции его изменения,
· наличие доступных мест и проблемы их развития,
· число конкурентов, их мощь и место расположение,
· местные регулирующие акты и существующие ограничения,
· отношение общественности,
· развитие коммуникаций (водоснабжение, канализация и т.п.).
Начисление баллов осуществляется в пять этапов:
1.определение факторов, влияющих на месторасположение,
2.присвоение каждому фактору балла, отражающего его значимость до 10,
3.балльная оценка факторов по каждому месторасположению оптового предприятия от нуля до максимального значения (10),
4.суммирование баллов по всем факторам для каждого месторасположения,
5.выбор места с наибольшей суммой баллов.
Рассмотренные подходы не охватывают всех возможных вариантов определения местоположения распределительных центров. Однако можно формализовать эту процедуру в виде следующего алгоритма действий:
· определить характеристики, которым должно соответствовать будущее распределительных центров,
· в границах области, города, района с помощью подхода на основе бесконечного числа вариантов (метод центра тяжести) определить лучшую территорию,
· в границах этой территории найти реально доступные места для размещения распределительных центров,
· с помощью подхода на основе реально доступных вариантов (модель калькуляции затрат или начисления баллов) определить оптимальное месторасположение распределительных центров,
· принять окончательное решение.
Транспортная логистика