Сущность и задачи закупочной логистики

Ни одно предприятие, организация, будь оно производственное, торговое или относящееся к сфере услуг, не являются самодостаточными. Все они зависят от сырья, материалов, товаров, услуг, которые им обеспечивают другие организации. Поэтому осуществление закупок и снабжения – одна из важнейших функций в каждой организации. Термины «закупка» и «снабжение» почти взаимозаменяемы. В общем понимании дефиниция «закупка» описывает процесс покупки: осознание необходимости, поиск и выбор поставщика, переговоры о цене, а также прочие условия, связанные, например, с доставкой товара. Итак, понятие закупка имеет в виду фактическую покупку.

Термин «снабжение» имеет более широкое значение. Оно может включать различные виды приобретений (закупку товаров, аренду оборудования, выполнение работ по контракту и т.п.), а также связанные с этим операции: выбор поставщика, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование грузов, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку, транспортировку, приемку товаров и их складирование.

Как правило, служба снабжения не занимается самостоятельно перемещением материалов, а организует его. Она информирует поставщиков о необходимости поставки тех или иных материалов, товаров, производит обмен прав собственности на них, т. е. в первую очередь, связана с обработкой информации.

В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками. В каждой точке логистического канала снабжение отправляет назад по каналу сообщение о том, чего хотят потребители, и вперед – сообщение о том, что поставщики могут предложить. После этого начинаются переговоры, уточняющие условия каждой поставки. На снабжение приходится значительная доля общих расходов организации. Так, типичный производитель тратит около 60% на материалы, поэтому снабжение отвечает за большую часть расходов компании и,даже относительно небольшие усовершенствования в этой области могут принести существенные выгоды. Для производственного предприятия используется термин»логистика снабжения», для торгового предприятии – «закупочная логистика».

Следует отметить отличия снабжения от материально – технического обеспечения. Если снабжение отвечает за поступление материалов и компонентов от внешних источников в нужное место и время, то обслуживание всех потребностей в перемещении материалов, товаров внутри предприятия во время производственного процесса составляет суть материально – технического обеспечения.

Логистика снабжения или закупочная логистикапредставляетуправление материальным потокомв процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Логистика снабжения или закупочная логистика являются первой логистической подсистемой, основная цель которой – управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами (рис. 1).

В данном курсе будем вести речь, прежде всего о закупочной логистике.

сущность и задачи закупочной логистики - student2.ru

Рис.1. Место логистики снабжения (закупочной логистики) в логистической системе

В обобщенном виде целью закупочной логистики является гарантия надежной поставки материалов, товаров соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене, т.е. с максимально возможной экономической эффективностью.Достижение этой цели предполагает решения следующих задач:

1.Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению).

2.Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума).

3.Соблюдение требований производственных, торговых предприятий по качеству сырья, комплектующих изделий, товаров.

4.Анализ рынка сырья, материалов, товаров и выбор компетентных поставщиков, формирование с ними взаимовыгодных партнерских отношений.

Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.

В изучении рынка соответствующих потребностям предприятия сырья, материалов, товаров, которое проводится отделом маркетинга или определенными специалистами, вопрос цен – главный, но существенную роль также играет анализ таких факторов как возможные логистические расходы и сроки поставок.

Цель исследования рынка закупок сырья и материалов определяет одновременно и тип рынков, которые должны быть исследованы. Это:

· непосредственные рынки (обеспечивающие в настоящее время потребности в сырье и материалах);

· опосредованные рынки (рынки, используемые поставщиками);

· рынки заменителей (полностью или частично заменяемых продуктов);

· новые рынки.

Полученная информация должна отражать такие рыночные категории, как предложение, спрос и рыночный баланс, т.е. конъюнктуру рынка. На базе полученной информации, как правило, дается ответ на следующие вопросы:

ü Какова структура исследуемого рынка? (Какая форма рынка имеет место?);

ü Как организован исследуемый рынок? (Как протекает балансирование спроса и предложения?);

ü Каким образом будут развиваться структура и организация рынка?

Для того чтобы можно было глубже уяснить смысл перечисленных вопросов и получить на них достоверные ответы, информация часто подается в трех аспектах:

ü Современный анализ рынка (“моментальный снимок”);

ü Динамика изменения конъюнктуры рынка;

ü Прогнозы изменения рынка.

При исследовании рынка закупок товаров производственного назначения важно учитывать запросы потенциальных потребителей. Используя информацию о запросах, предложение ориентируют на потенциальный и реальный спрос.

Изучив рынок и остановившись на каких-либо конкретных поставщиках, отдел закупок должен определить потребности предприятия или фирмы в конкретных поставках. Затем заключается договор поставки и в последующем контролируется его исполнение.

Таким образом, для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить следующие задачи:

· что закупить,

· сколько закупить,

· у кого закупить,

· на каких условиях.

Кроме того, необходимо выполнить работы:

· заключить договор;

· проконтролировать исполнение договора;

· организовать доставку;

· организовать складирование.

Таблица 1.Этапы закупочной деятельности предприятия

1 этап – подготовительный
Ответ на вопрос «Что?» 1.1. изучение рынка (ответственные – специалисты отдела маркетинга) 1.1.1. анализ спроса; 1.1.2. анализ предложения; 1.1.3. оценка конъюнктуры рынка; 1.1.4.анализ конкурентоспособности предприятия; 1.1.5. прогноз потребности в закупаемых товарах; 1.1.6. разработка плана закупки (ответственные – специалисты отдела закупки)
Ответ на вопрос «У кого?» 1.2. изучение рынка поставщиков (ответственные (от специалисты отдела закупки) 1.2.1. поиск потенциальных поставщиков; 1.2.2. разработка критериев отбора приемлемых пр поставщиков; 1.2.3. выбор оптимальных поставщиков
2 этап – заключение договора поставки (ответственные – специалисты отдела закупки)
Ответ на вввопрос «На каких условиях?» 2.1. планирование и организацияпереговоров; 2.2. подготовка договора купли-продажи; 2.3. подписание договора поставки
3 этап – контроль исполнения договора поставки
  3.1.приемка закупленных товаров; 3.2.документальное оформление поставок; 3.3.проверка качества закупленного товара; 3.4.оценка работы поставщиков по выполнению догговора
     

Наши рекомендации