Японская премия по качеству им. Э. Деминга
Премии по качеству призваны стимулировать стремление к лидерству, основанному на внедрении принципов TQM. Предоставляют возможность проведения самооценки для определения целей по совершенствованию деятельности предприятия.
Критерии, используемые при оценке конкурсантов, во многом базируются на цикле PDCA. Базовыми критериями для награждения компаний являются эффективное внедрение статистических методов управления процессами и понимание качества как соответствия техническим условиям.
Премия им. Э. Деминга является одной из самых престижных в мире, она сыграла выдающуюся роль в развитие качества в Японии, способствовав активизации во многих компаниях работ в области качества. Причем огромную пользу принесли как оценки и рекомендации конкурсного жюри премии, так и самооценка деятельности компаний.
Оценка деятельности компаний — участников конкурса премии им. Э, Деминга проводится по 100-балльной шкале, при этом рассматривается 48 показателей, объединенных по 6 критериям.
Приз Демиига за качество (премия Деминга) был учрежден в 1951 г. в честь большого вклада Эдварда Деминга в развитие качества в Японии. К этому времени контроль качества широко применялся в японской промышленности, а в некоторых компаниях даже трансформировался во Всеобщий Контроль Качества компании (Company Wide Quality Control — CWQC), базирующийся на статистическом контроле качества (SQC). Компании, которые награждались призом Деминга за качество, достигали наибольших успехов именно за счет эффективного внедрения CWQC и были признанными лидерами не только японской, но и мировой промышленности. Приз Деминга присуждался также отдельным лицам или группам, внесшим значительный вклад в развитие и популяризацию контроля качества. Подача заявлений на получение приза Деминга похожа на экзамен. Претендент выдержит экзамен только в том случае, если спроектированное и примененное им управление качеством в наибольшей степени соответствует именно его типу и размеру бизнеса, давая наибольший эффект в конкретном случае. был учрежден специальный приз Японского Комитета — приз Деминга для зарубежных компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies — DAPOC), условия присуждения которого были объявлены впервые в 1987 г. О высоких требованиях, предъявляемых этим призом, говорит тот факт, что за период с 1987 по 1994 гг. только две зарубежные компании были отмечены призом Деминга.
Среди 129 компаний Японии, которые получили приз Деминга в период с 1951 по 1993 гг., такие всемирно известные компании, как Hitachi, Fugi, Nissan, Toyota.
34. Национальная премия США по качеству им. М. Болдриджа
Премии по качеству призваны, в первую очередь, стимулировать стремление к лидерству, основанному на внедрении принципов TQM. Кроме того, они предоставляют возможность проведения самооценки для определения целей по совершенствованию деятельности предприятия. Премия должна содействовать повышению значимости качества в деятельности американских предприятий.С 1988 г эта награда присуждается тем предприятиям, которые могут подтвердить значительное повышение качества и производительности как результат применения принципов ТОМ. В соответствии с требованиями лауреаты премии должны делиться своим опытом о ходе и результатах работы по внедрению принципов TQM на предприятии через прессу, на ежегодных семинарах и конференциях. оценка участников конкурса проводится по 32 показателям, сгруппированным по 7 критериям.
Критерий «Лидерство в рамках модели рассматривается как движущая сила, направленная на достижение успеха предприятия в развитии значения качества и его внедрения. (уровень персонального руководства, отношение высшего руководства, система руководства и ее организация, ответственность предприятия перед обществом). Критерий «Стратегическое планирование связан с деятельностью компании по преобразованию требований потребителя к качеству в краткосрочноеи долговременное планирование целей предприятия. Критерии «Ориентация на рынок и удовлетворенность потребителей рассматривается как основополагающая цель предприятия. уровнем знаний о потребителе рынке, менеджментом связей с потребителями и поставщиками, с деятельностью по определению удовлетворенности потребителя и ее результатами. Критерий «Информация и анализ» связан с эффективностью организации сбора и анализа данных как основы для улучшения качества рамках всей компании. (формационный менеджмент, сравнение с конкурентами и бенчмаркинг). Критерий «Управление и развитие персонала: планирование развития сотрудника, инновации в деятельность, переподготовку, тренинг и развитие сотрудников, а также забота о благосостоянии сотрудников. В рамках критерия 6 рассматривается активизация деятельности по менеджменту процессов проектирования услуг или продукции, производственных процессов.Критерий7подтверждает прогресс предприятия, основанный на активном внедрении принципов менеджмента качества. При этом рассматриваются как качественные, так и количественные значения показ.