Качество как объект управления. Целевые функции управления.
Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной, если она начинается с момента начала производства продукта. Управление качеством должно начинаться с установления долговременных целей предприятия, охватывающих прогнозирование лучшего (с точки зрения его реализации) продукта для данного предприятия и разработку плана его деятельности по изготовлению продукта. Естественно, что для этого необходимо изучение рынка конкурентов и проведение мощного маркетинга.
Качество определяется действием многих случайных, локальных, внешних и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.
При рассмотрении понятия качества, как объекта управления, необходимо оперировать такими понятиями, как:
- цель управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто в будущем. Процесс осознания и формулирования цели управления является одним их важнейших элементов управления. Главная цель управления дифференцируется и конкретизируется в виде целевых функций, выполнение которых жестко связано с выходными количественными показателями предприятия,
- объект управления – вся совокупность свойств продукции, либо какая-то ее часть, группа или отдельное свойство,
- субъект управления – управляющие органы всех уровней и лица, признанные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества,
- функция управления – это границы управленческой деятельности, то есть продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления,
- методы управления – это способы целенаправленного воздействия на объект управления в целях поддержания его устойчивости в заданных рамках функционирования и в процессе перевода из одного состояния в другое,
- стиль управления – это конкретное исполнение метода управления,
- обеспечение качества – все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания достаточной уверенности, что объект будет выполнять требования к качеству,
- улучшение качества – мероприятия, предпринимаемые в организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды, как для организации, так и для ее потребителей,
- система качества – совокупность организационных структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Очевидно, что для управления качеством должна быть разработана управляющая система. На сегодняшний день имеется много различных концепций менеджмента качества:
- система качества,
- всеобщее управление качеством (Total Quality Management),
- система обеспечение качества (Quality Assurance System),
- статистический контроль качества (Statistical Quality Control),
- гарантии продукции (Product Assurance),
- передовой производственный опыт,
- всеобщий менеджмент качества в сфере охраны окружающей среды (Environmental Management System),
- интегрированный менеджмент процессов (Integrated Process Management),
Планирование качества
Под планированием качества продукции понимается процесс разработки и принятия обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент времени или в течение заданного промежутка времени.
Планирование качества – всеобъемлющий процесс, который должен осуществляться на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны быть обеспечены необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели качества и мероприятия по его повышению необходимо тщательно обосновать расчетами экономической эффективности.
Главными задачами планирования качества продукции являются:
- обеспечить выпуск продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка,
- повысить технический уровень и качество продукции до уровня лучших отечественных и зарубежных образцов,
- установить экономически оптимальные задания по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей,
- усовершенствовать структуру выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда,
- увеличить выпуск сертифицированной продукции,
- улучшить отдельные потребительские свойства уже выпускаемой продукции (надежность, экономичность, эргономичность и др.),
- своевременно сократить выпуск или снять с производства морально устаревшую и неконкурентоспособную продукцию,
- увеличить экономическую эффективность производства и использования продукции улучшенного качества.
Важными принципами планирования качества продукции являются:
- непрерывность, обусловленная постоянным повышением конкурентоспособности продукции, в результате чего планирование качества рассматривается не как единичный акт, а как постоянно возобновляющийся процесс составления планов повышения качества,
- научная разработка планов, предполагающая учет и планирование новейших достижений науки и техники,
- экономичность путей достижения целей, связанных с максимумом получаемого эффекта,
- координация (по горизонтали) и интеграция (по вертикали) плановой деятельности. В результате процесс внутрифирменного планирования качества приобретет необходимые целостность и единство.
Любой план останется на бумаге, если не будут созданы надлежащие условия для его выполнения.
Планирование качества продукции предприятия должно быть основано, прежде всего, на тщательном изучении текущего и перспективного спроса на его продукцию, анализе отзывов потребителей о ее поведении в эксплуатации, проработке договоров с заказчиками.
Планы повышения качества должны учитывать также результаты сертификации продукции, прогрессивные требования действующих стандартов и технических условий, результаты НИОКР, патентные материалы, лицензии, данные НТИ, требования потребителей.
Планируемы задания и обязательства по повышению качества продукции должны быть согласованы с другими разделами планов предприятия, а также обеспечены материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Планируемые изменения себестоимости продукции, прибыли, рентабельности производства, численности работников, их заработной платы, суммы капитальных вложений и др., связанные с проведением мероприятий по повышению качества продукции, должны быть подтверждены соответствующими расчетами.
Процесс взаимодействия с внешней средой тоже должен согласовываться с политикой в области качества на предприятии. Для того чтобы обеспечить предусмотренное в планах улучшение качества собственной продукции, предприятие должно требовать от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемого сырья и комплектующих изделий.
В состав плана предприятия по повышению качества продукции могут входить как отдельные показатели, так и целевые комплексы мероприятий, направленных на улучшение качества.
Системный подход к планам качества. Сложность исследования процесса планирования качества обусловлена необходимостью обращения к научным методам, одним из которых является системный подход, который позволяет объективно выбрать масштабы и направления управления качеством, виды продукции, формы и методы производства, обеспечивающие наибольший эффект усилий и средств, затраченных на повышение качества.
Системный подход к планированию качества позволяет заложить научные основы промышленного предприятия и планирующих органов.
Планирование в широком смысле – это, прежде всего, процесс выработки и принятия решений, позволяющих обеспечить эффективность функционирования и развития предприятия в будущем. Эти решения не разрознены, а образуют целостную систему, в рамках которой взаимно влияют друг на друга, что вызывает на практике значительные трудности, обусловленные необходимостью их увязывать. Такая увязка позволяет обеспечить оптимальное сочетание решений.
Планирование в узком смысле – это составление специальных документов-планов, определяющих конкретные шаги предприятия по повышению качества продукции в рамках предстоящего периода.
Объектами планирования качества являются:
- цели и стратегии предприятия по завоеванию той или иной рыночной позиции,
- параметры качества продукции, позволяющие повысить ее конкурентоспособность,
- прогнозы рыночных тенденций качественных характеристик продукции и планы по достижению показателей в соответствии с данными тенденциями.
Одним из важнейших направлений планирования качества продукции на предприятии является внутрипроизводственное планирование. Его задачи заключаются в следующем:
- формулирует цели ее деятельности и конкретные задачи, с помощью которых они достигаются,
- создает необходимую основу для перестройки структуры фирмы и системы её управления,
- создает основу для координации деятельности работников в процессе достижения этих целей,
- обеспечивает выбор наилучшего варианта решения,
- формирует систему стандартов и показателей, с помощью которых происходит оценка результатов деятельности фирмы и поощрение наиболее отличившихся сотрудников.
При составлении планов повышения качества по каждому структурному подразделению следует исходить из утвержденного в плане предприятия уровня показателей качества. Поэтому для структурных подразделений в зависимости от их специфики необходимо устанавливать конкретные задания по повышению качества.
Особое внимание следует уделять планированию качества в основных цехах, так как именно здесь происходит технологический процесс изготовления продукции. Планы основных цехов должны содержать задания по повышению качества заготовок, деталей и сборочных единиц в соответствии с производственным процессом данного цеха.
Для каждого цеха вспомогательного производства целесообразно планировать как показатели, так и мероприятия, которое должны обеспечить высокое качество продукции в цехах основного производства.
Если качество продукции и качество работы цехов нельзя выразить относительно небольшим числом показателей, следует использовать коэффициенты качества, уровень которых зависит от выполнения большого количества мероприятий по повышению качества изготовляемых изделий.
Наряду с планами повышения качества продукции для цехов и участков целесообразно составлять соответствующие планы для функциональных отделов и служб, в том числе конструкторского отдела и отдела главного технолога.
Следует отметить, что во внутрипроизводственном планировании большую роль имеет качество работы. Сюда можно отнести и долю продукции, сданную с первого предъявления, снижение потерь от брака, сокращение число рекламаций и возврата изделий из цехов-потребителей.
Средства планирования качества. К ним относятся нормативное, методическое и иное документационное обеспечение, используемое органами и лицами, управляющими процессом планирования, в системах управления качеством. К составу средств планирования качества можно отнести следующие:
- политика повышения качества продукции, провозглашающая основные направления повышения качества продукции,
- программы, стратегии, планы повышения качества продукции,
- банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством,
- метрологические средства, включающие государственные эталоны физических величин, образцовые и рабочие средства измерений,
- государственная служба обеспечения единства измерений (ГСИ),
- государственная служба стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).
Политика повышения качества продукции предприятия формируется в официальном документе, утвержденным высшим руководством. Этот документ подтверждает и представляет отношение руководства к проблеме качества. По этому документу можно судить о том месте, которое сейчас занимает предприятие среди производителей аналогичной продукции.
О политике в области качества можно судить и по отношению предприятия к потребителю. Отсутствие политики в этой области делает предприятие неконкурентоспособным. В концепции ИСО 9000 политика в области качества выступает, как базис самой системы качества, и тесно связана со стратегией предприятия. Стратегия в области качества – один из главных ориентиров в деятельности предприятия.
Контроль и анализ политики по качества возлагается на руководство предприятия. При этом могут быть использованы критерии, которые устанавливаются европейской премией по качеству:
- непосредственное участие руководителей в движении предприятия по пути внедрения методов TQM,
- влияние руководителей на состояние культуры качества,
- своевременное признание и оценка руководителями усилий и успехов отдельных работников и групп,
- поддержка руководителями деятельности в области качества путем обеспечения соответствующими ресурсами и оказания помощи и т.д.
Наряду с политикой и стратегией повышения качества продукции особую роль играют такие средства планирования, как документационное обеспечение внедрения системы управления качеством. Основными плановыми документами при этом являются техническое задание на разработку и внедрение СМК, а также технический и рабочий проекты системы.
В России планирование качества продукции уже имеет определенный опыт. Обращаясь к опыту российских предприятий по улучшению качества продукции, можно увидеть, что одна из главных причин и неудач в решении данной проблемы состоит в том, что не должным образом организована как подготовка кадров по вопросам управления и обеспечения качества продукции, так и их профессиональная переподготовка на предприятиях.
Сравнение с другими странами убеждает, что существует острая необходимость создания в России условий для приобретения всеми работающими глубоких знаний и устойчивых навыков по изготовлению высококачественной продукции.