Динамика развития форм и методов работ по качеству

Для начала попробуем проследить логику развития и совершенствования форм и методов деятельности в области качества, представить себе, как накапливался практический опыт, наличие которого стимулировало научные разработки в области теории и методики улучшения качества. Это позволит представить себе последовательное повышение их организационно-технического уровня. Изучая этот процесс, мы получим воз­можность ощутить, как постепенно упорядочивалась деятельность по качеству, как разнохарактерные силы, действующие как бы изолированно, постепенно складывались в один общий вектор, направленный на рост качества.

Первый этап назовем индивидуальной формой организации работ по качеству. Ее содержание определяется тем, что один работник решает самостоятельно все вопросы создания, изготовления и реализации продукции, неся при этом всю ответственность за качество. Эта ответственность ни с кем не разделяется. Такая форма работ по качеству характерна для домануфактурного ремесленного производства, а также для современной индивидуальной трудовой деятельности, когда масштабы производственного процесса не требуют глубокого разделения труда.

Читателю не должно показаться странным, что в этой начальной форме работ по качеству при внимательном рассмотрении можно обнаружить практически все элементы современного процесса управления качеством:

- выявление потребности;

- определение того, какой должна быть продукция и как это будет
достигнуто;

- в какой последовательности и с какой точностью нужно выполнить операции по изготовлению задуманной продукции;

- периодический контроль своей работы:

- внесение корректировок в процесс, чтобы изделие получилось таким, каким его задумал мастер (обратные связи), и т д.

Второй этап развития организации работ по качеству допустимо называть цеховой формой, которая исторически появилась с переходом к мануфактурной организации производства. Для этой формы уже характерно разделение функций и ответственности за качество.

Руководители и владельцы цеха определяли, как бы сказали теперь, политику и цели в области качества. Они определяли вид продукции, который следует изготавливать, и основные требования к ней. Мастер организовывал производство, устанавливал последовательность и содержание производственных операций. Рабочие строго исполняли указания мастера. За мастером закреплялась функция надзора и контроля, он нес общую ответственность, а рабочий отвечал за качество выполнения закрепленной за ним операции.

По мере развития цеховой формы функция контроля стала усиливаться, дифференцироваться, оснащаться специальными техническими средствами и методами. С ростом масштабов производства формируется самостоятельная служба технического контроля, вводятся пооперационный контроль, а также контроль и испытания готовых изделий.

Под влиянием развития контрольной функции стало формироваться впечатление, что контроль — главное, едва ли не единственное средство достижения высокого качества продукции. В профессиональном созна­нии и производственной практике происходит некоторая фетишизация роли контроля в механизме управления качеством.

Третий этап развития форм организации работ по качеству назовем индустриальным. Он связан с дальнейшим ростом масштабов производства, углублением его концентрации и специализации.

На этом этапе происходит выделение функции разработки и проектирования новой продукции в самостоятельные профессиональные, подразделения или организации. В качестве примера вспомним о создании в

Нашей стране, начиная с середины 30-х годов специализированных проектно-конструкторских бюро в области авиационной техники, автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, испытательных станций в сельском хозяйстве.

Для третьего этапа характерно усиление роли и значения таких звеньев производства, как проектирование, испытания, технологическая подготовка производства новых изделий. Вместе с тем эти направления деятельности еще не рассматриваются как звенья единой цепи в общей системе работ по качеству. Такое понимание придет позднее.

А пока в области работ по качеству происходит процесс большего углубления в техническом разделении труда. Этот процесс, как известно, представляет собой расчленение, дифференциацию определенного вида работ на ряд частных функций, выполняемых различными в профессиональном отношении группами людей, подразделениями, организация

При такой организации работ по качеству существенно сокращаются сроки создания новых образцов изделий, повышается их технический уровень, уменьшаются относительные издержки, расширяется фронт иска новых технических решений.

На третьем этапе формируется более тесное и четкое взаимодействие всех звеньев, влияющих на качество продукции, как внутри предприятия, так и вне его. Усиливаются контакты с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий. В работу по качеству втягивается большее число служб и участников.

Под влиянием роста отрицательных последствий разделения труда, а точнее недостаточно четкой, разумной и целеустремленной увязки с анализированных подразделений, обеспечивающих качество, все острее ощущалась необходимость поиска нового подхода к координации их работы.

Четвертый этап. Его но праву можно назвать этапом системной организации работ по качеству. Наиболее характерными примерами системной организации работ по качеству в нашей стране являются: Саратовская система бездефектного изготовления продукции и сдачи ее ОТК и заказчику с первого предъявления. Горьковская система КАНАРСПИ (Качество, надежность, ресурс с первых изделий), Ярославская НОРМ (Научная организация работ по обеспечению моторесурса) и КС УКП (комплексная система управления качеством продукции).


Наши рекомендации