Перечень лидерских качеств может быть бесконечен, да и в разных ситуациях поведение лидера оказывалось неодинаковым.
Теория поведениябазируется на изучении жизненного опыта будущего руководителя, на том, каким ценностям и направлениям в работе он отдает предпочтение, как соотносится выбор его поведения с той ситуацией, в которой оказалась организация.
Рэнсис Лайкерт. Внимание к подчиненным означало поддержание атмосферы доверия, взаимопомощи, чуткого отношения к нуждам и потребностям своих подчиненных. Ориентация на производство предполагает стремление руководителей заставить подчиненных работать максимально эффективно для достижения максимальной производительности.
В рамках теории лидерского поведения заслуживает внимания матрица стилей руководства, предложенная Р.Блейком и Дж.Моутон. Матрица представляет собой сочетание различных комбинаций двух изложенных направлений. Крайними проявлениями сочетания являются следующие стили лидерского поведения: (1:1) Примитивное руководство;(1:9)Социальное руководство; (5:5) Производственно-социальное управление; (9:1)Авторитарное руководство; (9:9) Командное.
Функции менеджера
Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству и управлению компанией.
В современном понимании менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.
Функции менеджера: координация ;Руководство; принятие решения; планирование и контроль
Специфика решаемых задач предполагает преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда. У них особый предмет труда – информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые изменения состояния управляемого объекта. Поэтому в качестве орудий труда менеджеров выступают, прежде всего, средства работы с информацией. Результат их же деятельности оценивается по достижению поставленных целей. Есть пять базовых операцийв работе каждого менеджера, какой бы областью он ни занимался.Менеджер, во-первых, устанавливает цели. Во-вторых, менеджер организует. В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Четвертый элемент в работе менеджера – измерение. Он устанавливает единицы измерения – наиболее важные для успеха организации. Он добивается, чтобы у каждого человека были показатели, сфокусированные, на работе всей организации в то же время на работе данного индивида и помогали, ему делать. Наконец, в-пятых, он способствует росту людей, включая себя самого. Менеджера делает менеджером не власть, не ранг, а вклад в деятельность всей организации ответственность за ее результаты. Менеджеры самый дорогой ресурс и быстрее всего обесценивается.
Планирование - составление плана деятельности.
Организация- как только план составлен, необходимо подготовить и обеспечить его выполнение.
Руководство - с т.зр. управления: направление действий подчиненных на выполнение плана, координация и регулирование
Мотивация- регулирование побудительных стимулов человека, при кот. у него возникает желание работать, чтобы воздействовать выполнению целей организации.
Контроль- он представляет собой измерение фактических результатов работы с запланированными.
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, в частности следующие:
1.наличие общих знаний в области управления предприятием;
2.компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру деятельности;
3.владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
4.принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участиякаждого в их исполнении;
5.наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;
6.умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;
7.умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, меры государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.
8.знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;
9.знание условий, связывающих предприятие и работников; защита интересов тех и других на справедливой основе.
Все же важнейшим требованием к менеджеру является умение управлять людьми. Чтобы быть хорошим менеджером вам надо быть психологом. Быть психологом – значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом поможет язык жестов и телодвижений. Хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других и все это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия, связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.