Статистическое исследование цен
Статистическое исследование цен включает изучение уровня, структуры и динамики цен.
При исследовании уровня цен выделяют индивидуальный (однотоварный) уровень цен как абсолютную величину, т.е. сумму денег, уплаченных за товарную единицу, и средний уровень для совокупности однородных товаров, по совокупности магазинов, по территории и во времени.
Средний уровень цен однородных товаров или по совокупности магазинов в зависимости от имеющейся информации может быть определен по средней арифметической или средней гармонической:
или ,
где Рi – цена i-го товара; qi – количество продаж i-го товара; Вi – выручка от продаж i-го товара.
При определении средней цены по территории в качестве весов используют численность населения для товаров индивидуального потребления и численность семей для товаров семейного использования
,
где Si – численность населения (численность семей), проживающего на территории.
Для определения средней во времени используется средняя гармоническая, где объемом признака выступает время торговли по неизменным ценам (ti).
Вариация цены оценивается показателями среднеквадратического отклонения, дисперсии и уровня типичности цены.
Уровень типичности цены (Кт)
.
если Кт>3, то индивидуальный уровень цены (рi) нетипичен для исследуемой совокупности.
Структура цены изучается по товарным группам: 1) сырьевые товары и годные для непосредственного потребления; 2) модные и морально стареющие; 3) скоропортящиеся и годные для хранения; 4) детского и взрослого ассортимента; 5) для населения с низкими и высокими доходами; 6) взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары; 7) товарные группы по потребительскому назначению.
Структура цены оценивается делением стоимости элемента цены к цене. К элементам цены относятся: сумма затрат на производство, прибыль, НДС, торговая наценка.
В структуре цены отдельные элементы получили самостоятельное значение, а именно:
;
;
;
Динамика цен изучается через показатели эластичности и индексы.
Ценовая эластичность показывает на сколько процентов изменяется объем продаж при изменении цены на один процент.
,
где Q1, Q0 – уровни объема продаж, соответственно после изменения цены (Р1) и до изменения цены (Р0).
Перекрестная эластичность показывает на сколько процентов изменится объем продаж исследуемого товара А (QА) при изменении цены базового товара Б (РБ) на один процент.
.
Для оценки динамики цен применяются индексы Ласпейреса, Пааше, Фишера и Маршала.
Индексы цен, рассчитанные по формуле Ласпейреса ( ) применяются при расчете индексов потребительских цен, оценки инфляции, аналитического дефлятирования ВВП.
Индекс Пааше ( ) используется при изменении динамики цен компонентов ВВП, закупочных цен в сельском хозяйстве, смежных цен в строительстве, экспортных цен. Индекс Ласпейреса больше индекса Пааше. Эта систематическая зависимость двух индексов известна как эффект Гершенкрона.
Индекс Фишера (Jф) и индекс Маршала (Jм) – это попытки найти средний из индексов Ласпейреса и Паше:
; .
Инфляция – повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.
Для характеристики уровня инфляции в мировой практике используются два показателя: индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор валового национального продукта или дефлятор валового внутреннего продукта (ДВВП).
ИПЦ рассчитывается по «потребительской корзинке» населения на основе индекса «Ласпейреса».
.
Основным показателем динамики инфляций служит процентная норма инфляции (Н).
,
где Jt, Jt-1 – индексы цен смежных периодов t и t-1.
Норма инфляции показывает на сколько процентов изменился уровень инфляции за данный период времени. Если Н составляет 1-9 % в месяц, инфляцию называют ползучей; 10-49 % - галопирующей; свыше 50 % - гиперинфляцией.