Товарный рынок и его основные элементы
Под товарным рынком понимают экономические отношения между покупателями и продавцами (производителями) по поводу купли-продажи товаров и услуг.
С точки зрения натурально-вещественной структуры ВНП рынок товаров подразделяется на: рынок средств производства и рынок товаров народного потребления (рынок потребительских товаров).
Субъектами рынка средств производства являются товарно-сырьевые биржи, брокерские конторы, промышленные и торговые компании. Они организуют оптовую продажу средств производства крупными партиями на основе долгосрочных контрактов.
Структура оптовой торговли имеет единичную, комплексную и широкую специализации. Единичная специализация предполагают куплю-продажу товаров одного вида. При комплексной специализации организуется торговля несколькими товарами одного профиля. Широкая специализация означает куплю-продажу разнообразных товаров, вне узкой специализации.
Рынок потребительских товаров представляет собой куплю-продажу товаров через систему розничной торговли, которая максимально приближенно к потребителям и осуществляется небольшими количествами. На данном рынке оказывается и широкий спектр послепродажных услуг по доставке товаров, обеспечению нормального функционирования бытовых, аудио- и видео-товаров и т.д.
Особую специфику имеет рынок услуг (бытовых, коммунальных, информационных). Оказание услуг осуществляется по заявкам клиентов и сопровождается перемещением исполнителя к месту их производства. Контроль за качеством услуги осуществляется потребителем в процессе ее исполнения.
Каждый товарный рынок имеет свои специфические параметры, которые предопределяют выбор поставщиков и потребителей в области оперативных и стратегических решений. Вместе с тем, можно выделить ряд параметров, которые свойственны всем видам товарного рынка. К ним относятся:
- объем, темпы роста и степень насыщенности спроса на данный товар.
По этим данным анализируются жизненные циклы товаров, а также жизненные циклы технологий, используемых для производства потребительских товаров. Смена технологии не только меняет структуру издержек, но может и способствовать оживлению отрасли, которая переживает падение спроса и, сопряженные с ней по цепочкам межотраслевых связей, другие отрасли.
- Баланс спроса и предложения с учетом товаров субститутов и взаимодополняемых товаров. Эти характеристики демонстрируют возможности межотраслевой конкуренции. Ее масштабы различаются, но всегда зависят от дефицита данного товара на рынке (чем выше дефицит, тем активнее осуществляется поиск заменителей).
- Ценовая эластичность спроса. Данный показатель отражает взаимосвязь между изменениями пены и объемом спроса. Спрос на товары первой жизненной необходимости слабо реагируют на изменения в ценах, а спрос на предметы роскоши достаточно эластичен по цене.
Возможности дифференциации продукции с целью формирования новых потребительских характеристик товаров. Дифференциация товаров дает возможность производителю формировать новый спрос и уходить от давления конкурентов.
Территориальные границы распределения товаров, Так небольшое предприятие может быть монополистом на местном рынке, а крупнейшее - не оказывать никакого влияния на уровне национального или мирового рынков.
Возможности для вступления на рынок и уходе с рынка. Ограничениями для входа являются размеры капиталовложений, условия территориального размещения, необходимость создания фирменной системы сбыта, специфика технологий, патенты и авторские права, лицензии и т.д. Уход с рынка может ограничиваться необходимостью, окупить вложенные средства.
Число и структура продавцов и покупателей. Существуют варианты от множества продавцов до "естественной монополии", то есть такой ситуации, когда в рынках отдельной отрасли или территории существуют только один поставщик.
Для эффективного функционирования товарного рынка необходимо наличие определенных условий. К их числу можно отнести следующие:
- наличие резервных производственных мощностей и резерва рабочей силы;
- наличие инфраструктуры рыночного хозяйства, то есть системы организаций и институтов, которые обслуживают потоки товаров, денежных средств, ценных бумаг, рабочей силы, информации;
- наличие устойчивого денежного обращения;
- стабильность политической обстановки;
- многообразие форм собственности, которое обеспечивает свободу продавцу и покупателю в принятии решений выгодных не только для каждого из них, но и обществу в целом.
Совершение актов купли-продажи представляет собой сложнейшую систему, которая требует значительных затрат труда и соответствующего материально- технического обеспечения. Таким образом, товарный рынок имеет свою собственную инфраструктуру, анализ которой позволяет организовать и управлять рынком с максимальной эффективностью.
Инфраструктура товарного рынка представляет собой совокупность отраслей и институтов, которые организационно и материально обеспечивают взаимодействие продавцов и покупателей, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также хозяйственно-правовую и финансовую деятельность различных структур.
В понятие товарной инфраструктуры рынка включается материально-техническая база для хранения, транспортировки, частичной переработки и продажи товаров, а также вспомогательные государственные и частные службы. В составе товарной инфраструктуры можно выделить следующие элементы: торгово-складские помещения и их оборудование, торгово-кассовая техника, техника обслуживания, информационно- вычислительная техника, средства связи, транспортные средства, рекламные агентства, трудовые ресурсы. При этом товарная инфраструктура в целом и поэлементно может быть измерен4 в стоимостных единицах с учетом вида, качества и амортизации. Отдельные ее виды отражаются в натурально-вещественной форме.
К функциям инфраструктуры товарного рынка можно отнести следующее:
- материально-техническое обеспечение торговых сделок;
- осуществление производственного процесса в сфере обращения (сортировка, расфасовка, упаковка, транспортировка и т.д.);
- информационное обеспечение участников сделки купли-продажи;
- денежные операции с продавцами и покупателями,
- торговое и послепродажное обслуживание;
- маркетинговое управление.
Состояние и развитие инфраструктуры товарного рынка оказывают непосредственное воздействие на формирование потребительского спроса и на его удовлетворение. Ее функционирование и дальнейшее развитие требует постоянных инвестиций для широкомасштабного внедрения достижений научно-технического прогресса, направленного на повышение экономической и социальной эффективности.