Механизм регулирования трудового поведения
|
|
|
|
|
|
|
Трудовое поведение – это исполнительская сторона трудовой деятельности, внешнее ее проявление. Однако за внешне идентичными трудовыми поступками может быть скрыта разная по своей внутренней направленности трудовая деятельность. Так, постоянное совершенствование трудовых приемов и методов у одного работника может обуславливаться у одного – стремлением увеличить свой заработок, у другого – получением признания своих товарищей, коллектива; у третьих – увлеченностью своей профессией и т.д. Общественная значимость этих стремлений не одинаково. Поэтому для выявления путей повышения эффективности трудовой деятельности необходимо изучение не только ее внешнего проявления, а и внутренней сущности, характера ее внутренних побудительных сил.
Главной побудительной силой человека является потребность – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности.
Потребности – это объективно обусловленные внутренние запросы личности в необходимых для существования благах и деятельности по их приобретению. Они отражают условия, в которых личность существует и производит необходимые блага.
Потребности – побудители к трудовой деятельности. Не имея еды, одежды, жилища, топлива, духовных благ, люди не могут существовать. А чтобы всё это иметь, они должны производить, трудиться. Следовательно, люди трудятся потому, что им необходимо удовлетворить потребности. Потребности активизируют человека. Если нет потребности, не может быть и активности.
Побудительность силой обладают осознанные потребности.
Интересы – это конкретное выражение осознанных потребностей. Осознанные потребности обретают форму интересов к определенным объектам, обеспечивающим удовлетворение потребностей. Если потребность характеризует, что нужно субъекту для его нормального функционирования, то интерес отвечает на вопрос, как действовать, чтобы иметь необходимое, для удовлетворения этой потребности. Таким образом, потребности и интересы характеризуют внутреннюю обусловленность трудового поведения.
Внешне трудовое поведение обуславливается трудовой ситуацией – комплексом условий, в которых протекает трудовой процесс. Трудовая ситуация влияет на развитие и проявление личных потребностей и интересов. Она включает в себя стимулирование и ценностно-нормативное управление- социальный контроль и состоит из следующих основных элементов:
1.Стимулов труда, оказывающих опосредственное влияние на поведение работников;
2.Плановых и оценочных показателей, выступающих критериями трудовой активности и выполняющих функции ценностей труда;
3.Административных решений (приказов, распоряжений), оказывающих прямое волевое воздействие на поведение работников;
4.Ценностей и норм поведения, присущих трудовому коллективу и ожидаемых в поведении его членов.
Перечисленные элементы трудовой ситуации обладают определенной побудительной силой. Под их влиянием человек может поступить вопреки своим внутренним стремлениям, личным интересам. Внутренняя позиция человека характеризуется такими понятиями, как «ценностные ориентации», «установки» и «мотивы».
Ценностные ориентации – это относительно устойчивое, социально- обусловленное отношение к совокупности материальных, духовных благ и идеалов, на основе которого возникает стремление к достижению определенных целей.
В трудовой деятельности возможна ориентация непосредственно на:
Общественную значимость труда, когда работник стремится выполнять наиболее важную и нужную для общества работу, даже если она не всегда интересна с точки зрения содержания труда или выгодна с точки зрения его оплаты;
Содержание труда, когда работник стремится найти наиболее интересную, разнообразную, творческую работу, открывающую возможности для повышения квалификации;
Заработную плату, когда работник стремится работать сверхурочно или выполнять высокооплачиваемые работы для увеличения своего заработка;
Условия труда, когда работник стремиться к работе с нормальными условиями труда, с удобной сменностью, хорошим микроклиматом в коллективе, даже при более низкой оплате или невысокой содержательности труда.
Особое значение приобретает уровень сознательности человека, степень осознанности значимости выполняемой работы.
Ценностным ориентациям соответствуют определенные установки.
Установки – это наиболее устойчивая направленность в отношении человека к объектам, ситуациям, своим ролям, его готовность к определенным действиям.
Мотивы в отличие от установок, которые могут быть неосознанными, есть осознанное субъективное отношение к своим поступкам, внутренняя реакция на трудовую ситуацию, сформировавшаяся на основе установок и ценностных ориентаций под влиянием внешних воздействий, стимулов.
Мотивом может выступать чувства долга, удовлетворение от хорошо выполненной работы, заработок, общественная полезность труда, престиж, боязнь критики и наказания, продвижение по службе.
Существующие в сфере труда мотивы условно разделяются на 3 вида:
Материальные ,когда человек выполняет работу, исходя из экономической необходимости, работа для него -средство заработать деньги и обеспечить самостоятельность существования;
Духовные, когда человек выполняет свою работу потому, что ему нравиться его профессия, содержание трудовой деятельности.
Социальные, когда человек выполняет свою работу, руководствуясь не столько её содержанием, сколько тем, что она обеспечивает ему определенное место в социальной структуре коллектива в обществе. Оказывать влияние на мотивы можно посредством стимулов.
Стимулы – это объективные, т.е. внешние по отношению к человеку, воздействия, которые должны побуждать его к определенному трудовому поведению, вызывать его трудовую активность.
Мотивы в сфере труда выполняют разнообразные функции, которые реализуются в поведении работника:
1.Ориентирующая, когда мотив направляет поведение работника к ситуации выбора вариантов поведения (как);
2.Смыслообразующая, если мотив определяет собой субъективную значимость данного поведения работника выявляя его личностный смысл (почему);
3.Опосредствующая, когда мотив рождается на стыке внешних и внутренних побудителей, опосредуя их влияние на поведения (что скажут со стороны);
4.Мобилизующая, если мотив мобилизует силы организма работника для реализации значимых для него видов деятельности (экстремальные условия, усилие над собой);
5.Оправдательная, когда в мотиве заложено отношение индивида к должному , к нормируемому извне образцу, эталону поведения, социальной и нравственной норме. (сравнение с соц. и нравств. нормами поведения )
Следует различать истинные, реальные мотивы и провозглашаемые, открыто признаваемые. Первые это мотивы – побуждения. Вторые – мотивы –суждения, функция которых состоит в том, чтобы объяснить себе и другим своё поведение. Открыто провозглашаемые мотивы в отличие от мотивов – побуждений часто называют мотивировками.
3.Система потребностей и ценностные ориентации личности.
Человек – разумное существо. Его поступки носят целенаправленный характер. Прежде чем действовать, он продумывает определенный план, который станет основным проводником его поведения. Что же является источником такого образа действия человека?
Именно потребности управляют поведением человека.
Потребности человека, удовлетворяясь в процессе его жизнедеятельности, формируют его самого и преобразуют окружающий мир.
Практически потребности проявляются в форме целей, желаний, интересов, различного рода стремлений.
Под воздействием интересов, желаний и целей формируются и, мотивы к действию, или мотивация.
Мотивация – одна из составляющих нравственного воспитания личности. Существуют различно классификации потребностей. Наиболее общая – это следующая:
Материальные потребности – необходимы для поддержания его физического существования и связаны с обеспечением самых необходимых, элементарных его условий.
Духовные – это потребности человека как личности, связанные с её формированием и развитием (интеллектуальные – потребности в знании, на их основе формируются творческие; эстетические – восприятие прекрасного в природе, в произведениях искусства, в труде).
Социальные потребности связаны с жизнедеятельностью человека как члена общества. К ним относятся потребности в социальной активности, независимости, достижения определённого социального статуса, стабильности и устойчивости существования, общения и принадлежности к группе, признании и самовыражении.
Разумные потребности – которые могут быть реализованы на данном историческом этапе развития общества без ущерба развития общества, самой личности и других людей, и удовлетворение которых необходимо для функционирования и всестороннего развития общественно активной личности.
Потребительство начинается там, где человек попадает в зависимости от вещей, становится их рабом, где приобретение есть смысл жизни, самоцель, а труд, творчество, окружающие люди- лишь средство. Потребительство распространяется и на духовные ценности просмотр спектаклей, чтение книг, посещение выставок является не внутренней потребностью человека, а данью моде.
Общие критерии разумных потребностей:
1.Соответствие запросов личности объективным возможностям общества;
2.Оптимальное сочетание общественных интересов и личных;
3.Гармоничность материальных и духовных потребностей;
4.Достаточное развитие потребности к труду и общественной деятельности;
5.Соответствие запросов личности её трудовому вкладу в общественное производство.