Отношение к труду, факторы его формирования и показатели оценки.
В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют, образуя социальные отношения. Наиболее важными являются отношения человека к человеку и отношения человека к труду. Они являются одним из определяющих признаков характера труда. Если взаимодействие человека со средствами производства формирует у него профессиональные способности и навыки, то отношение к труду, отношение друг к другу - определенные социальные качества.
|
Проявление отношения к труду. Внешняя реакция на трудовой процесс.
Профессиональные способности, навыки в сочетании с физическими возможностями работников образуют главную движущую силу производства. Однако результат трудовой деятельности зависят не только от уровня развития профессионального мастерства и физических возможностей, но и в первую очередь от того, как человек относится к труду.
Отношения к труду может быть положительным, отрицательным и индифферентным (безразличным, нейтральная). Оно оказывает огромное воздействие на развитие производственных отношений общества.
Отношение к труду характеризует стремление (или отсутствие стремления) человека максимально проявлять свои физические и духовные силы, использовать свой опыт и знания, способности достижения определенных количественных и качественных результатов труда. Оно проявляется в поведении, мотивации и оценке труда.
Трудовое поведения – внешнее, мотивация и оценка внутреннее проявление отношения к труду. Трудовое поведение работника характеризуется его социальной активностью.
Трудовое поведение – это сознательно регулируемый комплекс действий и поступков работника, связанный с совпадением профессиональных возможностей и интересов с деятельностью производственной организации, производственного процесса.
Социальная активность – мера социальной преобразующей деятельности работников, основанной на сознании внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями. Она проявляется в социальной деятельности, и соответственно трем ее формам различают три основных вида социальной активности: трудовая, общественно-политическая и познавательно-творческая.
Трудовая активность – основной, определяющий вид социальной активности. Она выражается в постоянном росте производительности труда, степени реализации работником своих физических и умственных возможностей, знаний, умений. Уровень трудовой активности характеризуется достигнутыми результатами в выполнении установленных производственных заданий (норм), повышении качества продукции, совмещение профессий и функций по собственной инициативе, освоение вторых и смежных профессий, улучшение использования средств труда.
Общественно – политическая активность выражается в расширении участия в общественно – политической деятельности, в управлении делами производства. Это участие в обсуждении общегосударственных постановлений, в выборных органах, в работе общественных организаций.
Познавательно – творческая активность проявляется в повышении общеобразовательного и квалификационного уровня; это постоянный поиск новых постановок задач, решений, активное варьирование функций, овладение передовыми приемами и методами труда. Определяющей в формировании отношения к труду выступает мотивация. Трудовое поведение – результативный процесс, производная мотивации. Мотивация выражается в трудовых мотивах и установках, которыми руководствуется работник в своем трудовом поведении.
Оценка труда – внутреннее состояние работника вызванное его трудовой деятельностью, его удовлетворенность окружающей производственной обстановкой (условиями, оплатой труда, его содержанием).
Цель изучения отношения к труду – выявление механизма его формирования и управлениями. На поведение человека в труде, формирование его отношения к труду влияет множество факторов. Они стимулируют или сдерживают увеличение трудовых усилий, использование трудящимися своих знаний и опыта, умственных и физических способностей.
Все факторы формирования отношения к труду можно разделить на : 1.объективные условия и обстоятельства, которые образуют независимые от субъекта предпосылки его деятельности, связанные с особенностями производственной среды;
2.субьективные, связанные с отражением внешних условий в сознании и психике работника, с его индивидуальными особенностями.
Объективные факторы выступают стимулами, внешними побудителями к трудовой деятельности, равнодействующими по отношению к любым видам труда и любым типам личности; субъективные- мотивами, внутренними побудителями конкретной личности.
Объективные факторы бывают:
а) общие;
б) специфические.
К общим относятся социально – экономические и иные социальные условия трудовой деятельности. Например, характер производительных сил, которые действуют через общественные отношения и обуславливают типичное для данного общественного строя отношения людей к участию в труде. Так, в условиях первобытного общества труд для человека не был бременем, воспринимался как нормальная естественная форма жизнедеятельности людей.
Наряду общими факторами существуют и специфические факторы.
Специфические факторы – это обстоятельства и условия конкретной трудовой деятельности: содержание труда, его производственные условия, организация и оплата, социально – психологический климат коллектива, система семейного и школьного воспитания, средства массовой информации и пропаганды, самостоятельность деятельности и степень участия в управлении.
Большое влияние на формирование отношения человека к труду оказывают субъективные факторы: предшествующий опыт, общая и профессиональная культура, психологические, демографические и социально – обусловленные особенности человека: его пол, возраст, образование, стаж работы, способности, наклонности, степень осознания общественной значимости деятельности, потребность в ней и особенно ценностные ориентации.
Об отношении к труду в конкретных производственных условиях можно судить по общим и специфическим показателям оценки. К общим относятся: выполнения произв.заданий, качество работы, инициативность, самостоятельность, участие в рационализаторстве и изобретатетельстве, дисциплинированность.
Специфические показатели отношения к труду: ценностные ориентации личности, структура мотивов трудовой деятельности, степень удовлетворенности работника трудом.
Стимулами повышения производительности труда являются экономические и правовые меры. Человеку естественно присуще стремление к самоутверждению, профессиональному росту, улучшению своего материального положения. Поэтому для повышения его трудовой активности, поддержания высокой трудовой дисциплины, обусловленной данными мотивами, необходимо создать так же экономические условия, чтобы добросовестный, дисциплинированный работник всегда получал соответствующее поощрение. Особой формой общественного воздействия на работников явл. использование различных мер материального поощрение для достижения высокого уровня соблюдения трудовой дисциплины. Эти меры приносят поощряемым моральное удовлетворение, воодушевляют их на ещё более высокопроизводительный труд и оказывают огромное воспитательное воздействия на других членов коллектива, т.к. мобилизуют их на обеспечение трудовой дисциплины.
2.Механизм регулирования трудового поведения.
Огромное значение в регулировании трудового поведения имеет изучение интересов людей, механизма проявления этих интересов в трудовом поведении человека.