Мотивация, рассматривается как процесс, теоретически может быть представлен в виде шести стадий.
1. Возникновение потребностей (физиологические, психологические, социальные).
2. Поиск путей устранения потребности. Человек начинает искать возможности устранить неудовлетворенность, подавить или не замечать.
3. Определение направления действия. Человек фиксирует, что он должен делать, чтобы устранить потребности.
4. Осуществление действия. Человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность.
5. Получение вознаграждения за осуществление действия.
6. Устранение потребности. Человек или прекращает деятельность до появления новой потребности, или продолжает осуществлять действия по устранению потребности.
29. Процесс ценообразования на предприятии, его основные этапы. Виды цен. Факторы, влияющие на установление цены.
Любое предприятие не может произвольно назначать ту или иную цену продукции. Оно должно создать целую систему ценообразования, охватывающую все виды продукции в рамках своего товарного ассортимента и учитывающую отличия в издержках по организации сбыта в разных географических регионах, различия в уровнях спроса, распределения покупок по времени и прочие факторы. Кроме того, в условиях рынка предприятиям приходится адаптироваться к постоянно изменяющемуся конкурентному окружению, порой выступая инициатором изменения сложившихся рыночных цен, а иногда реагируя на новые ценовые решения компаний-конкурентов.
Процесс ценообразования включает следующие этапы:
1. учет факторов, влияющих на уровень цен;
2. установление целей ценообразования;
3. оценку спроса;
4. оценку издержек;
5. изучение цен конкурентов;
6. выбор метода ценообразования;
7. установление окончательной цены.
Данный подход представляет процесс ценообразования на предприятии в самом общем виде. Он не является неизменным. Необходимо учитывать, что любой из перечисленных выше этапов может оказать самое сильное и неожиданное воздействие на установленные ранее цены и значительно скорректировать их. Так, например, трудно переоценить значимость и влияние на установление цен факторов внешней среды, к которым относятся такие из них, как конъюнктура рынка, конкуренция, спрос. Эти факторы оказывают непосредственное влияние на изменение стратегии ценообразования, которая является составляющей выживания предприятия в долгосрочной перспективе.
Цены принято классифицировать в соответствии с определенными признаками.
По характеру обслуживаемого оборота:
- оптовые, по которым предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;
- закупочные, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция производителями государственным и коммерческим организациям для последующей переработки;
- розничные, по которым товары реализуются в розничной сети населению;
- на строительную продукцию существует несколько разновидностей цен: сметная стоимость и договорная цена;
- цены и тарифы на услуги населению;
- надбавки в сфере обращения (оптово-сбытовые, торговые);
- тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов или пассажиров.
По степени свободы цен от воздействия государства при их установлении:
- свободные, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения; государство может добиваться изменения этих цен только путем воздействия на конъюнктуру рынка;
- регулируемые, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но подвергающиеся определенному воздействию со стороны государства или через непосредственное ограничение их роста или снижения, или путем регламентации рентабельности и т. п.;
- фиксируемые, устанавливаемые государственными органами на ограниченный круг товаров.
По способу фиксации:
- контрактные, устанавливаемые по соглашению сторон и регистрируемые в контракте;
- трансфертные, применяемые при реализации продукции между филиалами и подразделениями внутри одного предприятия или одной ассоциации;
- биржевые, используемые при продаже товаров через биржи;
- цены торгов, обслуживающие особую форму торговли, когда несколько подрядчиков, конкурирующих между собой, предлагают заказчику свои проекты на выполнение определенных работ, из которых он на конкурсной основе выбирает наиболее эффективный.
По степени обоснованности:
- базисные, применяемые в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. Они представляют собой фиксированные в соглашениях или прейскурантах цены товаров с определенными качественными характеристиками;
- справочные, публикуемые в каталогах, прейскурантах, журналах, газетах, справочниках и экономических обзорах. Они используются специалистами в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен;
- прейскурантные, представляющие собой вид справочной цены и публикуемые в прейскурантах фирм-производителей или продавцов;
- фактические цены сделок, учитывающие применение различных надбавок или скидок к базисной цене;
- цены потребления, определяющие все затраты покупателя, связанные с приобретением товара, его доставкой и расходами по эксплуатации.
По времени действия:
- постоянные (твердые), которые не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному контракту или договору;
- текущие, по которым осуществляется поставка продукции в данный период времени, они могут меняться в течение выполнения одного контракта и зависят от конъюнктуры рынка;
- скользящие, устанавливаются в торговых сделках на продукцию с длительным сроком изготовления; они учитывают изменения в издержках производства, происходящие в период изготовления изделия;
- сезонные, действующие в течение определенного периода времени;
- ступенчатые, представляющие собой ряд последовательно снижающихся цен на продукцию по предварительно принятой шкале.
Таблица 1 – Факторы, влияющие на установление цены
Внешние факторы | Внутренние факторы |
1. Потребители 2. Правительственные мероприятия в сфере ценообразования 3. Участники каналов сбыта 4. Конкурентная среда 5. Затраты на сырье, комплектующие, транспорт, рекламу | · цели деятельности предприятия (выживание, максимизация текущей прибыли, максимизация доли рынка, лидерство в сфере качества); · организационная структура управления предприятием и ее особенности; · маркетинговые цели; · стратегии маркетинга (общие, а также по отношению к конкретным рынкам и товарам, элементам комплекса маркетинга, в сфере сегментирования рынка); · стадии жизненного цикла товара; · уровень сервиса; · уровни каналов распределения товаров, методы и формы продажи товаров; · комплекс продвижения (реклама, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз, паблисити, личная продажа), используемый предприятием; · средства и методы (ценовые и неценовые) позиционирования товаров на рынке; · подходы к установлению цен: на основе себестоимости продукции и ценовой чувствительности |