Выделяют два направления трудовой адаптации: первичную и вторичную.

В условиях функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. При этом необходимо внимательно изучать опыт зарубежных фирм, которые уделяют повышенное внимание первичной адаптации молодых работников. Данная категория персонала нуждается в особой заботе со стороны администрации организаций. Чаще всего профессиональная адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к труду в рамках определенной профессии, включения его в производственную деятельность, усвоения им условий и достижения нормативов эффективности труда. Однако адаптацию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон.

11. Текущее планирование. Задачи разработки текущего плана, его структура, содержание и основные показатели.

Планирование на предприятии заключается в установлении целей его деятельности на заданный период, определении путей их реализации, а также в дальнейшем контроле выполнения намеченного плана. Планирование предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и предприятием в целом.

Плановая система предприятия состоит из отдельных планов по четко ограниченным направлениям деятельности и охватывает важнейшие участки работы подразделений, с тем чтобы ориентировать их на выполнение поставленных задач и четко согласовать работу всего персонала организации. Таким образом, для сотрудников предприятия план является своеобразным руководством к действию.

В настоящее время большинство предприятий в своей деятельности ориентируется на достижение быстрых и конкретных результатов, поэтому главную роль здесь играет текущее планирование, целью которого является обеспечение бесперебойной и сбалансированной работы предприятия.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на год) планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений. Главная задача текущего планирования — разработка плана реализации продукции и на его основе системы планов: производства, движения запасов готовой продукции, сметы расходов, рекламных мероприятий, реализации прибыли, капитальных вложений, исследований и разработок, финансового плана, планов по сырью и труду.

При текущем планировании речь идет о ситуативных решениях, которые характеризуются следующими признаками:

влияют на величину активов и показатели успеха предприятия;

требуют особой ответственности от подразделений или отделов предприятия;

могут приниматься на высшем, среднем и нижнем уровнях управления;

действуют в краткосрочной перспективе и принимаются относительно часто.

12. Финансовый план предприятия. Цели и задачи финансового планирования. Структура и показатели финансового плана предприятия.

Финансовое планирование — это планирование финансовых ресурсов и фондов денежных средств предприятия. Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлено относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам. Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы.

Цель финансового планирования — прогнозирование платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Планирование финансовых ресурсов и вложений гарантирует выполнение обязательств перед бюджетом, кредиторами и акционерами, обеспечивает финансирование предпринимательской деятельности.

Задачами финансового планирования являются:

- обеспечение торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами;

- установление финансовых отношений с бюджетом, банками и другими контрагентами;

- выявление направлений наиболее выгодных финансовых инвестиций;

- повышение прибыльности финансово-хозяйственной деятельности;

- контроль за образованием и расходованием денежных средств.

Финансовый план — составная часть бизнес-плана предприятия. При разработке бизнес-плана предусматривается исходить из того, что определение средств, необходимых для финансирования развития предприятия, предполагает оценку этого плана как инвестиционного проекта. Это означает, что предусмотренные планом затраты предприятия должны быть обоснованы их экономической эффективностью.

В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: стратегическое и тактическое.

Стратегический (перспективный) финансовый план — это форма реализации целей и задач предприятия, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Основа стратегического финансового планирования, являющегося одной из коммерческих тайн предприятия, — определение потребности в капитале для осуществления предпринимательской деятельности. Тактический финансовый план — это годовой баланс доходов и расходов предприятия. В условиях инфляции финансовые планы составляются на квартал и корректируются с учетом индекса инфляции.

Цель составления финансового плана — увязка доходов предприятия с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд; при превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых ресурсов. Дополнительные средства предприятие может привлечь за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов или займов, спонсорских взносов и т.д. В финансовом плане производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования. Для этого составляется проверочная (шахматная табли-ца), в вертикальных графах которой приводятся направления использования финансовых ресурсов, а в горизонтальных — источники финансирования, что соответствует расходной и доходной частям баланса.

Шахматная таблица позволяет выявить целевой характер использования ресурсов и сбалансировать доходы и расходы по статьям. Основными доходными статьями финансового плана являются прибыль, амортизационные отчисления, банковские ссуды и другие доходы и поступления; основными статьями расходов — налоговые отчисления, расходы на капитальные вло-жения, средства на погашение банковских ссуд и процентов по ним и прирост оборотных средств, отчисления в целевые фонды и другие расходы и отчисления. Практически финансовые планы конкретизируют стратегические. В свою очередь тактические планы детализируются посредством оперативного планирования, которое представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кассового плана, кредитного плана, платежного календаря и др. Кассовый план отражает движение наличных средств предприятия в течение определенного периода (чаще всего квартала). Именно плохое управление наличностью — основная причина финансово-экономических трудностей, поэтому составление кас-совых планов и контроль за их выполнением имеют важное значение для повышения платежеспособности предприятия.

Кредитный план — план поступления заемных средств и график погашения задолженности. Обычно оформляется в виде кредитной ставки. Платежные календари, временной горизонт которых колеблется от 5 до 30 дней, отражают оперативные данные о движении и остатках средств на расчетном счете предприятия. В конечном итоге финансовое планирование направлено на обеспечение рационального и эффективного использования имеющихся у предприятия финансовых ресурсов. Финансовое планирование на предприятии Остановимся на финансовом планировании на предприятии, играющем первостепенную роль. Руководство предприятия обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Заинтересованные в деятельности фирмы лица предъявляют определенные требования к результатам ее работы. При планировании определенных видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретение кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определение объема инвестиций. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности фирмы. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, отклоняющимся от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности фирмы. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности фирмы, намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем, чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товаров, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции — от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены — от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации, и т.д. Разрабатывая бюджет на следующий период, следует принимать решение заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент. Другими словами, в последнем примере фирма во многом рискует пойти по пути наименьшего сопротивления. Одобрение руководством фирмы бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство фирмы вряд ли будет склонно к децентрализация процесса принятия оперативных решений. Организация работ по внутрифирменному планированию зависит от величины предприятия. На мелких фирмах не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем. Бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит, и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.

Обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу сверху вниз и по методу снизу вверх. По первому методу работа по составлению бюджетов начинается "сверху", т.е. руководство фирмы определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия форме включаются в планы подразделений. По второму методу поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и уже затем руководитель отдела реализации фирмы сводит эти показатели в единый бюджет, который впоследствии может войти составной частью в общий бюджет предприятия. На практике нецелесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. Фирма должна осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) ее работы и финансовом положении. Поэтому бюджет по прибыли и финансовый план являются центральными элементами внутрифирменного планирования. Естественную основу для формирования бюджета по прибыли на будущий период представляет собой отчет по прибыли. В отчете по прибыли отражены экономические результаты деятельности в прошедший период. Такого рода информация имеет, разумеется, большое значение при составлении прогноза экономических результатов действий, запланированных на будущий период. Даже если на предстоящий год запланированы те же самые действия, что были осуществлены в отчетном году, величина дохода в следующем году будет отличаться от величины дохода, отраженной в отчете за последний год. Дело в том, что все время происходят изменения внешних условий деятельности фирмы. Макроэкономические факторы могут, например, измениться под воздействием инфляции, изменений в области валютных отношений и политики доходов. Можно предположить, что парламент внесет поправки в хозяйственное законодательство. Структура спроса в отдельных сегментах рынка может измениться в силу изменения структуры населения. Особое значение качества финансового планирования на предприятиях возрастает. Финансовый план предприятия взаимосвязан с другими аспектами планирования хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся планы: по сбыту продукции, по сырью и материалам, производству, рекламе, капиталовложениям, научным исследованиям и разработкам, привлечению и возврату заемных денежных средств (кредитов и из других источников), распределение доходов, а также расходные сметы. Непосредственной основой финансового плана являются прогнозные расчеты по реализации продукции потребителям или планы сбыта ее, исходя из заказов, прогнозов спроса на продукцию и товары, уровней продажных цен на них и других факторов рыночной конъюнктуры. На основе показателей сбыта рассчитываются объемы производства, затраты по изготовлению продукции, проведению работ и оказанию услуг, а также прибыль и другие показатели. Назначение финансового плана предприятия, с одной стороны, прогноз среднесрочной финансовой перспективы, а с другой, определение текущих доходов и расходов предприятия. Финансовый план составляется предприятием на год с распределением по кварталам, а также на 3—5 лет — по годам. В нем находят отражение доходы и расходы по статьям и пропорции в распределении средств. Следует отметить, что в рамках годового и квартального финансовых планов не проявляется влияние внутримесячных отклонений от планов в деятельности предприятия, оказывающих влияние на финансовое состояние предприятий в течение месяца, что чаще случается в течение первых 15—20 дней месяца, когда предприятия обычно испытывают сбои в связи с недопоступлением относительно договорных сроков материально-технических ресурсов. Финансовое планирование на предприятиях во многом зависит от качества прогнозов основных показателей их производственной деятельности, рыночной конъюнктуры, состояния денежного обращения и курса рубля. Поэтому в сложившихся условиях возможна заниженная оценка потребности в финансовых ресурсах и изменений в финансовом состоянии предприятий, в связи с чем необходимо предусматривать финансовые резервы. Состав показателей финансового планового баланса или баланса доходов и расходов определяется источниками поступлении средств, с одной стороны, и затратами и расходами, проводимыми в ходе финансово-хозяйственной деятельности, с другой стороны. Наряду с этим, в плановом балансе доходов и расходов находят отражение финансовые отношения с государственным бюджетом, банковской и страховой системами и по операциям по приобретению и выпуску ценных бумаг.

Помимо баланса доходов и расходов финансовый план содержит расчеты ряда основополагающих показателей:

- прибыли от промышленной деятельности;

- амортизационных отчислений на восстановление основных фондов;

- поступлений средств в порядке долгосрочного и среднесрочного кредитования;

- процентов банкам по кредитам, финансовых результатов от других видов деятельности и т.д.

Состав показателей планового баланса доходов и расходов предприятия представляет собой определенную систему, позволяющую в рамках каждого периода планирования определять:

- источники затрат (расходов), их соотношения;

- степень и направления использования, распределения источников;

- сбалансированность их с затратами или расходами.

Так, оставшаяся после уплаты налогов часть прибыли обращается на нужды предприятия, включая:

- создание финансового резерва;

- финансирование капитальных вложений и прироста оборотных средств;

- выплаты процентов банкам за предоставляемые ими кредитные ресурсы;

- выплаты дивидендов владельцам ценных бумаг, эмитированных и реализованных предприятием своим работникам;

- расходы на хозяйственное содержание социально-культурных и социально-бытовых объектов, на другие цели.

Финансирование затрат по капитальным вложениям осуществляется за счет амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, вовлечения в инвестиционный процесс сверхнормативных запасов оборудования, машин и материалов, прибыли, направляемой на реинвестирование, а также за счет привлечения акционерного капитала, средств от размещения целевых облигационных займов и из других источников и т.д.

Основными задачами финансового планирования деятельности фирмы являются:

• обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

• определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

• установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами; • соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

• контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью фирмы.

Рыночная экономика требует от предпринимательских организаций качественно иного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты разрабатываемых планов ответственность несут сами организации.

Однако наряду с факторами, требующими широкого применения финансового планирования в современных экономических условиях, действуют и факторы, ограничивающие его использование предпринимательскими фирмами в России, такие, как:

• высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (именно их непредсказуемость затрудняет планирование);

• отсутствие эффективной нормативно-правовой базы в сфере внутрифирменного финансового планирования;

• ограниченные финансовые возможности для осуществления серьезных финансовых разработок в области планирования у многих предпринимательских фирм.

Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании, так как у них достаточно финансовых средств для того, чтобы привлекать высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов. На небольших предпринимательских фирмах, как правило, для этого не хватает денежных средств, хотя потребность в финансовом планировании именно у таких фирм острее, чем у крупных. Небольшие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности; кроме этого, внешняя среда оказывает значительное влияние на их деятельность и труднее поддается контролю. В результате — будущее небольшой предпринимательской фирмы более неопределенно и непредсказуемо.

Значение финансового планирования для фирмы состоит в том, что оно:

• воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

• предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов;

• служит инструментом получения внешнего финансирования.

13.Оплата труда: сущность и содержание. Формы оплата труда. Вознаграждение и его виды

Организация оплаты труда призвана обеспечить создание материальной заинтересованности работников в результатах своего труда.

Тарифные сетки применяются для определения соотношений труда рабочих и других категорий работников разной квалификации.

Тарифные ставки - указывают размер оплаты труда работника в единицу времени.

Труд работника измеряется количеством изделий, изготовленных в единицу времени, затраченным на изготовление изделий. Ввиду этого з.п. выступает в двух формах:повременная (предусматривает оплату за количество времени, затраченного рабочим на выполнение работ, связанных с его участием в производственном процессе и зависит от квалификации рабочего) и сдельная (заработок рабочего зависит от количества выпущенной продукции и объема выполненных работ).

Сдельно- премиальная система оплаты труда - заключается в том, что помимо сдельного заработка по прямой расценке рабочий получает премию за достижение определенных количественных или качественных показателей его труда.

Могут устанавливаться надбавки за квалификацию, за высокое качество труда, за личный творческий вклад.

Наибольшее влияние на все категории персонала оказывает материальное поощрение и стимулирование. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей и многие иные ценности, которые могут быть предложены работнику в компенсацию за его повышенные умственные или физические усилия (рост по карьерной лестнице, учеба в высших заведениях, оплата транспортных расходов, санатории).

14. Бизнес-план: структура и порядок разработки разделов плана. Методика разработки графика достижения безубыточности инвестиционного проекта

Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три – пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы – в годовом исчислении. Часто при составлении планов действующих предприятий используется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается детальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на год общий бизнес-план.

Бизнес-план служит трем основным целям:

§ он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект;

§ служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект;

§ кредитор при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.

Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

§ четкая формулировка целей предприятия, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения;

§ определить конкретные направления деятельности фирмы,

§ целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

§ сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения.

§ определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.

§ оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

§ выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

§ определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

§ оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана;

§ организовать систему контроля над ходом осуществления проекта.

Бизнес-планы подразделяются на следующие виды:

§ бизнес-план инвестиций – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов;

§ бизнес-план развития компании или фирмы – план развития организации на предстоящий плановый период;

§ бизнес-план развития (создания) отдельного подразделения предприятия;

§ бизнес-план для получения кредита в банке или для участия в тендере.

Бизнес-план должен отвечать ряду требований:

§ быть написанным простым и понятным языком с использованием кратких и четких формулировок;

§ его объем не должен превышать 20-25 машинописных страниц;

§ носить всеобъемлющий характер, т.е. включать всю информацию по проекту, представляющую интерес для инвестора;

§ опираться на реальные факты и обоснованные предложения;

§ иметь завершенный характер, т.е. содержать стратегию достижения поставленных целей;

§ обладать комплексностью, т.е. содержать производственное, маркетинговое, организационное, финансовое обеспечение;

§ иметь перспективный характер, т.е. обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития;

§ обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректировок в разработанные программы;

§ иметь контролирующий характер, связанный с четкой характеристикой графиков работ, контрольных сроков и показателей.

На основании анализа стандартов можно выделить следующую типовую структуру бизнес-плана:

1. Титульный лист.

2. Резюме/Вводная часть.

3. Анализ положения дел в отрасли.

4. Сущность проекта.

5. План маркетинга.

6. Производственный план.

7. Организационный план.

8. Финансовый план.

9. Оценка рисков.

10. Приложения

15. Содержание плана по труду и кадрам и порядок его разработки. Планирование повышения производительности труда. Планирование численности рабочих, руководителей и специалистов предприятия. Планирование фонда заработной платы по категориям трудящихся

Планирование потребности фирмы в персонале, необходимом для выполнения плана производства и реализации продукции, осуществляется в плане по труду и персоналу.

В плане рассчитываются показатели по производительности труда, определяется численность персонала, устанавливается общий фонд заработной платы и средняя заработная плата по каждой категории работников и по предприятию в целом, намечаются мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров.

В плане по труду и кадрам предусматривают также подготовку необходимого числа рабочих по отдельным профессиям и повышение квалификации работающих.

Планирование труда заключается в установлении необходимого уровня производительности труда и определения требуемой численности работников.

Производительность труда - важнейший показатель деятельности предприятия, который характеризует эффективность конкретного живого труда, создающего потребительные способности в единицу времени одним работающим.

Повышение производительности труда на предприятии проявляется в виде:

• увеличения массы продукции, создаваемой в единицу времени при неизменном ее качестве;

• повышения качества продукции при неизменной ее массе, создаваемой в единицу времени;

• сокращения затрат труда на единицу производимой продукции;

• уменьшения доли затрат труда в себестоимости продукции;

• сокращения времени производства и обращения товаров;

• увеличения массы и нормы прибыли.

Планирование численности работников предприятия - это определение минимального количества работающих для выполнения планового объема выработки продукции, объема работ и услуг.

При планировании численности рабочих прежде всего составляется баланс рабочего времени одного среднесписочного рабочего на плановый год по участку, цеху, предприятию.

Плановая численность рассчитывается по категориям: рабочие, служащие, МОП, ученики, охрана:

а) методом нормо-часов;

б) методом расстановки рабочих по рабочим местам.

Метод нормо-часов используется при планировании потребности рабочих занятых на нормируемых работах, в НГДУ занятых в ПРС, при монтаже и демонтаже эксплуатационного оборудования. В бурении определяют численность вышкомонтажных бригад, рабочих по приготовлению промывочных жидкостей и т.д.

Определение численности рабочих, необходимых для выполнения планового объема работ, осуществляется на предприятии, как правило, на основе трудоемкости производственной программы. Расчет производится по формуле:

где ЧРпл — плановая численность основных рабочих, чел.;

Т — трудоемкость планового объема продукции или работ, нормо-час.;

ФВпл — плановый полезный фонд времени одного рабочего, ч.;

Кн — планируемый коэффициент выполнения норм, выработки, обычно он равен 30%.

Средняя продолжительность рабочего дняопределяется как средневзвешенная величина с учетом разной длительности рабочего дня для различных категорий рабочих. Сокращенный рабочий день имеют рабочие, занятые на особо тяжелых работах , под-ростки и кормящие матери. Учитываются также сокращенные часы работы в предпраздничные дни.

Полезный (эффективный) фонд времени определяется умножением планового количества дней работы одного рабочего на среднюю продолжительность рабочего дня.

План по оплате труда определяется исходя из общего количества работников, тарифных ставок, окладов, принятых систем оплаты труда и премирования.

Плановый фонд заработной платы по каждому подразделению, участку, смене, бригаде определяется путем умножения численности рабочих или управленцев на среднюю тарифную ставку рабочего или средний оклад служащего.

Фонд заработной платы вспомогательных рабочих-повременщиков, занятых на ненормируемых работах, определяется исходя из штатного расписания с учетом планируемого коэффициента дополнительной заработной платы, включающего в себя различные доплаты, надбавки.

Фонд заработной платы руководителей, специалистов, служащих производственных и функциональных подразделений предприятия определяется также исходя из штатного расписания, где содержится перечень наименований должностей и размеры их месячных окладов с учетом планируемого процента вознаграждения

Наши рекомендации