Внутренняя среда предприятия
Показатели использования основных фондов предприятия
Улучшение использования основных фондов решает широкий круг экономических проблем, направленных на повышение эффективности производства: увеличение объема выпуска продукции, рост производительности труда, снижение себестоимости, экономию капитальных вложений, увеличение прибыли и рентабельности капитала и, в конечном счете, повышение уровня жизни общества. Для характеристики использования основного капитала применяется система обобщающих, стоимостных, относительных и натуральных показателей (табл. 5.1). В условиях рыночной экономики наиболее общим показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятия, является рентабельность капитала – отношение прибыли к авансированной среднегодовой стоимости основного и оборотного капитала. Этот показатель может быть определен по отношению к основным фондам и составлен в динамике. К числу обобщающих показателей уровня использования основного капитала относятся фондоотдача и фондоемкость. Фондоотдача выражает отношение стоимости продукции, изготовленной за год (или задругой период времени), к среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Этот показатель может быть рассчитан по объему продаж, реализованной или отгруженной продукции. Фондоемкость – величина, обратная фондоотдаче, она выражает отношение стоимости основных фондов к объему продукции. При расчете этих показателей среднегодовую стоимость капитала следует исчислять не как средне балансовую, а исходя из расчета среднегодовых цен. Фондоемкость может быть определена на единицу продукции в натуральном выражении и на рубль ее стоимости. Фондоотдача показывает, сколько продукции получено с каждого рубля действующего основного капитала; показатель фондоемкости отражает величину стоимости основных фондов, необходимую для получения данного объема продукции. Показатели фондоотдачи (капиталоотдачи) применяются в основном для анализа уровня использования действующих фондов, а показатель фондоемкости – главным образом для планирования потребности в основных фондах и капитальных вложениях при перспективном планировании или разработке новых проектов.
19. Показатели движения основных фондов
Показатели движения основных фондов представлены коэффициентом обновления, коэффициентом выбытия и коэффициентом интенсивности обновления.
Коэффициент обновления основных фондов это cтоимость основных промышленно-производственных фондов, вновь поступивших на предприятие за данный период деленная на cтоимость основных фондов, имеющихся на предприятии в наличии на конец этого отчетного периода. Представляет собой отношение стоимости введенных за год новых фондов к их полной стоимости на конец года.
Кобн = Стоимость новых основных средств / Стоимость основных средств на конец года
Коэффициент поступления. К поступления = стоимость поступивших основных средств / стоимость основных средств на конец года Будьте внимательны при исчислении коэффициентов обновления и поступления. Коэффициент обновления учитывает стоимость введенных основных фондов, а коэффициент поступления стоимость поступивших основных фондов. В некоторых учебниках учитывается лишь коэффициент обновления. В данных учебниках коэффициент обновления = стоимость основных фондов поступивших в течение года за счет различных источников / Стоимость основных фондов на конец года.
Коэффициент выбытия основных фондов это стоимость основных промышленно-производственных фондов, выбывших с предприятия в данном отчетном периоде деленная на стоимость основных промышленно-производственных фондов, имеющихся на предприятии в наличии на начало этого отчетного периода. Рассчитывается как отношение стоимости фондов, выбывших за год, к стоимости фондов на начало года.
Коэффициент прироста основных фондов это сумма прироста основных промышленно-производственных фондов деленная на стоимость основных промышленно-производственных фондов на начало периода. Числитель этой формулы определяется как разность между стоимостью основных фондов, поступивших и выбывших в течение отчетного периода.
Нормирование труда.
Нормирование труда— установление норм затрат труда на изготовление единицы продукции или выработки продукции в единицу времени.
Понятие и виды издержек
Издержки производства — совокупность затрат живого и овеществленного труда на изготовление продукта. В условиях товарно-денежных отношений выступают в стоимостной форме.
Различают следующие виды издержек:
Постоянные—это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с изменением объема производства.
Переменные— это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства.
Доходы предприятия.
Доходы организации (предприятия) - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации; от обычных видов деятельности - это выручка от продажи продукции, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. то увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала предприятия этого предприятия, Не признаются доходами поступления от других юридических и физических лиц: • суммы налогов; • по договору комиссии и иным аналогичным договорам в пользу комитента и т.п.: • в порядке предварительной оплаты продукции, работ, услуг; • задатка, залога; • погашение займа.
Прибыль предприятия
Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью предпринимательской деятельности.При́быль — разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка - Затраты (в денежном выражении) Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность.
Внутренняя среда предприятия
Внутренняя среда организации и ее основные элементы Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности. Анализ внутренней среды проводят по следующим направлениям:
- производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки и т.п.;
- персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;
- организация управления: организационная структура, система управления; уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций;
- маркетинг: товары, произведенные фирмой, доля на рынке; возможность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распределения и сбыта; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинговые планы и программы; нововведения; имидж, репутация и качество товаров; стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;
- финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли.
7. Жизненный цикл предприятия
Модель жизненного цикла предприятия представляет собой ломаную линию с определёнными точками перегиба (переломными моментами). Это своего рода стадии или периоды, которые можно разделить на длинные или основные и короткие, или промежуточные. Длинные периоды на графике жизненного цикла можно обозначить как линии (стадии), короткие как точки (переломы). В целом модель жизненного цикла предприятия представляет собой последовательность: возникновение (перелом) – рост (стадия) – кризис роста (перелом) – стабильность (стадия) – кризис стабильности (перелом) – спад (стадия) – ликвидация (перелом). Предприятие представляет собой производственную систему, состоящую из нескольких подсистем к которым относятся технология, персонал, предприятие, экономика, связанные между собой единой стратегией предприятия.1) Технология предприятия – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях. 2) Структура предприятия – это логические взаимоотношения уровней управления и подсистем объекта управления, построенные в форме, позволяющей наиболее эффективно достигать целей предприятия. 3) Экономика предприятия – одна из важнейших областей внутренних характеристик предприятия. Она отражается через финансово-экономические показатели деятельности предприятия. 4) Персонал предприятия. Существует три основных аспекта человеческих характеристик в подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, поведение руководителя. Понимание и успешное управление человеческой составляющей достаточно сложно, потому, что поведение человека в обществе и на работе является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды. 5)Стратегия объединяет другие внутренние характеристики предприятия (технология, структура, персонал и экономика) и включает в себя цели и задачи предприятия.
8. Классификация предприятий
Виды классификаций предпринимательства. Основными признаками классификации предприятий являются: 1) отраслевая и предметная специализация; 2) структура производства; 3) размер предприятия. Главными считаются отраслевые различия выпускаемой продукции. По этой классификации предприятия делятся на: промышленные, сельскохозяйственные, предприятия транспорта, связи, строительства.Промышленность традиционно делят на две большие отраслевые группы: добывающая и перерабатывающая промышленность. В свою очередь, перерабатывающая промышленность делится на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д. По своей структуре предприятия делятся на: 1) узкоспециализированные; 2) многопрофильные (универсальные); 3) комбинированные (смешанные). Узкоспециализированные предприятия изготовляют ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства. К многопрофильным относят предприятия, выпускающие продукцию широкого ассортимента и различного назначения (в промышленности и сельском хозяйстве). Комбинированные предприятия чаще встречаются в химической, текстильной промышленности, в сельском хозяйстве. Суть состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем и в следующий вид. По размеру предприятия делятся на три группы: малые (до 50 занятых), средние (от 50 до 500 (реже до 300)) и крупные (свыше 500 занятых). При отнесении предприятия к одной из групп могут использоваться следующие показатели: численность работающих, стоимость выпущенной продукции, стоимость основных производственных фондов. По сфере деятельности подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы. По формам собственности предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, частные, кооперативные и т. д. По масштабам предпринимательской деятельности предприятия можно подразделить на: индивидуальные предприятия и коллективные предприятия. По времени работы в течение года подразделяются на предприятия круглогодичного действия, предприятия сезонного действия. По степени автоматизации производства – автоматизированные, частично автоматизированные, механизированные, частично механизированные, машинно-ручные и ручные. По характеру деятельности предприятия бывают: 1) некоммерческие – не связанные с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность); 2) коммерческие – предприятия, приносящие доход.
9. Организационно-правовые формы юридических лиц
Юридическое лицо – особая правовая конструкция, подразумевающая субъект права имеющий обособленное имущество, участвующий в гражданском обороте, отвечающий по своим обязательствам своим имуществом. В зависимости от главной цели деятельности, получение прибыли или иные цели, юридические лица классифицируются на коммерческие и некоммерческие юридические лица. Коммерческие юридические лица – имеют основной целью получение прибыли. К коммерческим юридическим лицам относятся: 1) Полное товарищество; Участники полного товарищества отвечают всем своим имуществом; 2) Товарищество на вере (коммандитное товарищество); Одни участники товарищества на вере, так называемые полные товарищи, отвечают всем своим имуществом, другие участники коммандитного товарещества, вкладчики - коммандитисты, отвечают только имуществом, внесенным в товарищество. 3) Общество с ограниченной ответственностью; Участники общества с ограниченной ответсвенностью отвечают только имуществом, вложенным в общество, уставной капитал разделен на доли пропорционально вложенному имуществу, пропорционально долям распределяется прибыль между участниками. 4) Общество с дополнительной ответственностью; Помимо имущества, вложенного в уставной фонд общества, участники общества с дополнительной ответсвенностью отвечают определенной в уставе частью своего имущества, кратной внесенному в общество имуществу. 5) Акционерное общество; Уставной капитал акционерного общества разделен на большое число равных долей (акций), вес участника (акционера) в АО, его ответственность, размер дивидендов прямо пропорциональны числу принадлежащих ему акций. Акционерные общества бывают двух видов – открытые акционерные общества (ОАО) – акции свободно продаются и покупаются на фондовом рынке, акционеры могут легко меняться и закрытые акционерные общества (ЗАО) – акции заранее распределены между участниками и не могут свободно покупаться и продаваться. 6) Производственный кооператив (артель); Производственный кооператив создается на основе членства и личного трудового участия его членов. 7) Государственные и муниципальные унитарные предприятия; Уставной капитал един, отсюда название «унитарные», создаются собственником государством или муниципальными образованиями, собственник (например государство) не отвечает по обязательствам созданных предприятий, а предприятия – по обязательствам собственника, вся ответственность ограничивается имуществом данных предприятий, унитарные предприятия могут создаваться на праве полного хозяйственного ведения (самостоятельно участвуют в гражданском обороте) и праве оперативного управления (казенные предприятия). Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются по решению Правительства РФ, собственник (государство) несет субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Некоммерческие юридические лица – не имеют своей основной целью получение прибыли, то есть заработанные средства идут только на уставные цели. К некоммерческим юридическим лицам относятся: 1)Потребительский кооператив; Объединение участников, их имущества для реализации совместных целей, например жилищный потребительский кооператив, потребительский кооператив. 2) Общественные и религиозные организации; Добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. 3) Фонд; Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. 4) Учреждение; Организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. 5) Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы); Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) создаются для реализации и защиты общих интересов.
10. Факторы производства
Фа́кторы произво́дства (ресурс) — те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо; Информация специфической формой информации является технология. Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека в целом. Капитал относится к производственным (капитальным) ресурсам. Он включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ: здания, сооружения, станки, машины, инструменты и др. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства. Земля относится к природным ресурсам. Как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг. Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении: 1) организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства; 2) принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса; 3) рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован; 4) быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства. Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является информация. Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе. «То, что отличает сильную компанию от слабой — это прежде всего уровень квалификации ее специалистов и управленческого состава, его знаний, мотиваций и устремлений» В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый (факторный)доход: 1) рента (земля.); 2) процент (капитал); 3) заработная плата (труд); 4) прибыль (предпринимательская способность).
11. Основные фонды предприятия
Основные производственные фонды предприятия – это стоимостное выражение средств труда. Главным определяющим признаком основных фондов выступает способ перенесения стоимости на продукт – постепенно: в течение ряда производственных циклов; частями: по мере износа. Износ основных фондов учитывается по установленным нормам амортизации, сумма которой включается в себестоимость продукции. После реализации продукции начисленный износ накапливается в особом амортизационном фонде, который предназначается для новых капитальных вложений. Таким образом, единовременно авансированная стоимость в уставный капитал (фонд) в части основного капитала совершает постоянный кругооборот, переходя из денежной формы в натуральную, в товарную и снова в денежную. В этом состоит экономическая сущность основных фондов. Основные производственные фонды предприятия – это средства труда, участвующие во многих производственных циклах, сохраняющие свою натуральную форму и переносящие стоимость на изготовляемый продукт частями, по мере износа. Закон воспроизводства основного капитала выражается в том, что в нормальных экономических условиях его стоимость, введенная в производство, полностью восстанавливается, обеспечивая возможность для постоянного технического обновления средств труда. При простом воспроизводстве за счет средств амортизационного, фонда предприятия формируют новую систему орудий труда, равную по стоимости изношенным. Для расширения производства: требуются новые вложения средств, привлекаемые дополнительно из прибыли, взносов учредителей, эмиссии ценных бумаг, кредита и др. При больших масштабах используемого основного капитала крупные и крупнейшие предприятия имеют возможность за счет средств амортизационного фонда финансировать не только простое, но и в значительной мере расширенное воспроизводство средств труда.
12. Классификация основных фондов
Для управления основным капиталом на всех уровнях хозяйствования первостепенное значение имеет функционально-видовая группировка средств труда. Она позволяет получить информацию о важнейших качественных изменениях, происходящих в экономическом потенциале предприятий. Динамика видовой структуры отражает изменения в технической оснащенности производства, темпах внедрения инноваций, развитии специализации, концентрации и комбинирования и др. Действующая классификация объединяет основные фонды в 10 групп: 1) Здания (из них выделяются жилые здания). 2) Сооружения. 3) Передаточные устройства. 4) Машины и оборудование. 5) Транспортные средства. 6) Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь (в том числе мебель). 7) Рабочий скот. 8) Продуктивный скот. 9) Многолетние насаждения. 10) Другие, не перечисленные выше виды основных фондов.
13. Методы экономической оценки основных фондов
Планирование и учет воспроизводства основных фондов осуществляются в натуральных и стоимостных показателях. Натуральные измерители применяются при расчетах производственной мощности предприятий, организации производственного процесса, определении технического состояния средств труда и их качественной характеристики, а также при разработке межотраслевых и плановых балансов основных фондов и оборудования. В экономике более широкое использование имеет система стоимостных показателей, получившая особое развитие в условиях рынка. В денежном выражении осуществляется сводный учет и планирование на всех уровнях управления воспроизводственным процессом основного капитала, а также начисление и использование амортизационного фонда, включение износа средств труда в себестоимость продукции, планирование объемов и источников финансирования капитальных вложений и др. В связи с приватизацией предприятий, включением средств труда в товарный оборот, развитием коммерческого расчета и рыночных хозяйственных связей роль стоимостной оценки основных фондов существен
14. Износ, виды износа
Износ (экономика) — обесценивание долгосрочных материальных производственных активов (основных средств), таких как здания, оборудование, транспорт, сопровождающееся потерей их технико-экономических характеристик.
Существует три типа износа:
- Физический износ — износ имущества, связанный со снижением его стоимости в результате утраты своих физических свойств (прочность, внешний вид и т. п.) путем естественного физического старения в процессе использования данного объекта имущества;
- Моральный (функциональный) износ — частичная утрата основными фондами потребительной стоимости в связи с удешевлением их воспроизводства или в связи с более низкой производительностью по сравнению с новыми;
- Экономический износ — уменьшение стоимости имущества вследствие изменения внешних факторов (политических, экономических, экологических и т. д.).
Физический износ можно найти следующим образом: Износ = Время эксплуатации актива / Нормативный срок службы актива
15. Оценка износа
16. Амортизация основных фондов
Амортизация – процесс постепенного перенесения стоимости основных фондов по мере износа на производимую продукцию, превращения ее в денежную форму и накопления финансовых ресурсов в целях последующего воспроизводства основных фондов. По экономической сущности амортизация •– это денежное выражение части стоимости основных фондов, перенесенных на вновь созданный продукт.
Амортизационный фонд – особый денежный резерв, предназначенный для воспроизводства основных фондов. Он является финансовым ресурсом для капитальных вложений. Амортизационный фонд предназначен для простого воспроизводства основных фондов, для замены изношенных средств новыми экземплярами, равными по стоимости. Однако в условиях высоких темпов научно-технического прогресса амортизация служит источником расширенного воспроизводства основных фондов. В процессе воспроизводства основных фондов моменты их простого возобновления и расширения гармонично объединены, и их разграничение носит условный характер.
17. Методы начисления амортизации
Значительную роль в системе амортизации играют методы ее начисления. Они активно влияют на объем амортизационного фонда, на степень концентрации ресурсов в различные периоды функционирования основных средств, на размеры отчислений, включаемых в себестоимость продукции. В практике начисления амортизации применяются два вида методов: пропорциональные и регрессивные, или методы ускоренной амортизации. Первые характеризуются тем, что ежегодно в течение всего срока функционирования амортизационные отчисления рассчитываются по одной и той же норме от первоначальной стоимости основных фондов. При ускоренной амортизации основная часть начислений концентрируется в первые годы эксплуатации основных средств, сокращается амортизационный период, создаются финансовые условия для ускоренной замены оборудования. К пропорциональным методам начисления амортизации относятся: равномерно-прямолинейный; начисление износа в зависимости от установленного срока службы средств труда; начисление амортизации в зависимости от произведенной работы. Основным методом начисления износа в нашей стране, как и за рубежом, является равномерно-прямолинейный. При этом методе расчет сумм амортизационных отчислений осуществляется по следующим этапам: 1) распределение основных фондов по группам, имеющим одинаковую норму амортизации; 2) расчет среднегодовой стоимости основных фондов по группе; 3) определение суммы амортизации путем умножения нормы на среднегодовую (средне балансовую) стоимость фондов.