Регулирование международной торговли (политика свободной торговли, протекционизм).
Государственное регулирование международной торговли может быть:
• Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).
• Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.
• Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран - членов Европейского союза (ЕС).
В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.
Свобода торговли (free trade) — политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.
Протекционизм (protectionism) — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
Дилемма, что лучше — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В отношениях развитых стран между собой — это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися — это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой — это товары традиционного экспорта.
Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:
• селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
• отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;
• коллективный протекционизм — проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
• скрытый протекционизм — осуществляется методами внутренней экономической политики.
46) Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли.
К внешнеторговой политике обычно относят самостоятельное направление бюджетно-налоговой политики правительства, тесно связанной с государственным регулированием объемов импорта и экспорта с помощью субсидий, налогов, прямых ограничений импорта и экспорта.
Основные методы регулирования внешней торговли можно разделить на следующие группы.
1. Пошлины. Это акцизный налог на импортируемые товары, вводятся они, как правило, с целью получения государством доходов или для защиты внутренних производителей. Фискальные пошлины применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны. Ставки фискальных пошлин низкие, так как их целью является не регулирование конкуренции, а обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями.
2. Протекционистские пошлины. Основное назначение протекционистских пошлин – это защита национальных производителей от иностранной конкуренции. Однако протекционистские пошлины не делают столь высокими, чтобы импорт полностью прекратился, но они все же ставят импортера в невыгодное положение при торговле на внутреннем рынке.
3. Импортные квоты. При помощи импортных квот вводят ограничение на максимальный объем товаров, который может быть импортирован за какой-либо временной интервал. Зачастую импортные квоты являются более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. То есть при высоких пошлинах, товар может импортироваться, но низкие импортные квоты запрещают импорт товара сверх определенного количества.
4. Нетарифные барьеры. Под нетарифными барьерами подразумевают систему лицензирования, создания стандартов качества продукции, его безопасности или просто запреты в таможенных процедурах. Так, многие страны Запада требуют от импортеров получения лицензий. Введя ограничение количества лицензий, можно эффективно ограничивать импорт.
5. Добровольные экспортные ограничения. Это инструмент ограничения экспорта на добровольных началах. К такому методу прибегают, если хотят избежать жестких барьеров.
6. Экспортные субсидии и компенсационные пошлины. Это инструменты торговой политики, относящиеся к нетарифным. Введением экспортных субсидий симулируется экспорт с помощью государственных дотаций и льгот.
7. Антидемпинговые мероприятия. Демпингом обычно называют инструмент проведения протекционистской политики посредством международной ценовой дискриминации.
Проводят такую политику в случае, когда рассматриваемая отрасль не в состоянии реализовать всю созданную продукцию на внутреннем рынке, например ввиду снижения спроса. В таком случае отрасль продает часть продукции за рубеж по заниженным ценам, тем самым подрывая производство там и стабилизируя свое положение. Посредством демпинга нарушаются принципы свободной торговли в случае, когда с помощью временного установления более низких цен происходит вытеснение конкурента с рассматриваемого рынка. После ухода конкурента уровень цен восстанавливают или повышают. Также существует долговременный демпинг. Он имеет место тогда, когда низкие цены формируются в результате действия принципа сравнительных преимуществ. Однако и в этом случае зачастую вводят антидемпинговые пошлины. Они вынуждают импортера еще больше снижать цену. Противостоять действию долговременного демпинга может только структурная перестройка экономики на основе принципа сравнительных преимуществ.