Группировка затрат по статьям калькуляции в нормативном методе.
1. Стоимость сырья и материалов.
2. Возвратные отходы (вычитаются).
3. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия (при их большом объеме).
4. Топливо и энергия на технологические цели.
5. Основная зарплата производственных рабочих.
6. Дополнительная зарплата производственных рабочих.
7. Социальные отчисления.
8. Расходы на подготовку и освоение производства.
9. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
10. Износ инструмента и приспособлений целевого назначения.
Итого технологическая себестоимость.
11. Общецеховые расходы (расходы на управление цехами основного производства, амортизация, содержание и текущий ремонт зданий, сооружений, оборудования и инвентаря общецехового назначения, охрана труда в цехе и др.).
Итого цеховая себестоимость.
12. Общезаводские затраты (повторяют цеховые, но относятся к персоналу и фондам, которые имеют общезаводское назначение, а также на содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны, подготовку кадров, организация набора рабочей силы и др.).
13. Потери от брака.
14. Прочие общехозяйственные расходы (затраты на научно-исследовательские работы, геологоразведочные работы и др.).
Итого производственная себестоимость.
15. Коммерческие расходы.
Итого: полная себестоимость.
Основнымиисточникамиснижения себестоимости продукции являются:
- увеличение объема производства продукции;
- сокращение затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.
Резервы– неиспользованные возможности снижения себестоимости продукции, которые выражаются в факторах.
Факторы –причины,под влиянием которых изменяется уровень себестоимости продукции:
Внутрипроизводственные факторы (зависящие от деятельности предприятия):
- повышение технического уровня производства;
- улучшение организации производства и труда;
- изменение объема и структуры продукции;
- улучшение использования природных ресурсов;
- ввод и освоение новых производств.
Внепроизводственные факторы (независящие от деятельности предприятия, отражают изменение условий хозяйствования):
- изменение норм амортизации;
- изменение ставок платы за ресурсы;
- отчисления на социальное страхование;
- изменение тарифов на электроэнергию, грузоперевозки;
- изменение цен на сырье и материалы и др.
Группа факторов «Повышение технического уровня производства»отражает влияние на себестоимость продукции изменений, связанных с развитием техники, внедрением научно-технических достижений в области технологии производства, совершенствованием конструкций и улучшением технических характеристик изделий и другими мероприятиями.
В данной группе факторов выделяются:
• внедрение новой и совершенствование применяемой технологии;
• расширение масштабов применения новой техники, технологии, модернизация и улучшение эксплуатации действующего оборудования;
• применение новых видов и замена потребляемого сырья, материалов, топлива и энергии, улучшение их использования;
• повышение качества продукции, совершенствование конструкций и технических характеристик изделий.
Под экономией от повышения технического уровня производства понимается прямое абсолютное снижение затрат на единицу продукции.
По фактору «Повышение качества продукции»учитываются затраты текущего характера, включая совершенствование конструкций и улучшение потребительских свойств изделий, выпускаемых по действующим стандартам и техническим условиям.
В расчет по данному фактору включается та продукция, изменения потребительских свойств которой характеризует качество одной и той же разновидности изделий, различающихся по качественным характеристикам, не связанным с созданием новых и модифицированных видов продукции. Величина дополнительных затрат на изготовление продукции улучшенного качества определяется исходя из изменения прямых затрат на единицу продукции и общего объема продукции улучшенного качества в планируемом году. В расчете по данному фактору учитывается также изменение затрат на гарантийное обслуживание изделий, на которые установлены гарантийные сроки.
В группе факторов «Совершенствование управления, организации производства и труда» выделяются следующие основные факторы:
• рационализация управления производством;
• улучшение организации и обслуживания производства;
• улучшение организации труда и использования рабочего времени;
• ликвидация излишних затрат и потерь (в том числе потерь от брака).
При расчетах влияния объема и структуры производимой продукции выделяются факторы:
относительное сокращение условно-постоянных расходов (кроме амортизации);
относительное изменение амортизационных отчислений в результате улучшения использования основных средств;
изменение структуры произведенной продукции.
Под изменением структуры продукции понимается изменение удельного веса отдельных ее видов в общем объеме производства, связанное с выпуском новых и снятием с производства отдельных изделий, а также разными плановыми темпами роста выпуска различных видов продукции.
Факторы, отражающие изменение условий хозяйствования:
Влияние изменения цен на объем произведенной продукции определяется путем умножения разницы между среднегодовыми ценами на единицу продукции в базисном году и принятыми в плановых расчетах на количество изделий, намечаемых к выпуску в планируемом году.
Влияние изменения цен на потребляемое сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо и энергию определяется в каждом конкретном случае умножением разницы между среднегодовыми ценами в базисном году и действующими на момент расчета на объем потребления этого вида ресурса в планируемом году.
Влияние изменения системы налогообложенияна себестоимость включает расчет абсолютного изменения сумм налогов, отчислений и платежей, включаемых в себестоимость произведенной продукции путем составления действовавших в базовом периоде и вводимых в планируемом периоде норм и нормативов.
7. Ценообразование на предприятии
Цена как экономическая категория. Экономические функции цены.
Внутренние и внешние факторы ценообразования.
Элементы ценовой системы организации (предприятия).
Элементный состав цены и методика исчисления косвенных налогов в структуре цены.
Методы ценообразования.
Цена – денежное выражение стоимости товара, т.е. это количество денег, за которые продавец готов продать, а покупатель купить товара. Она выступает важнейшим инструментом конкурентного процесса.
В условиях рыночных отношений цена выполняет следующие функции:
1. Информационную – проявляется в распространении оперативных сведений о наличии товаров, их дефицитности, об издержках производства, о складывающейся конъюнктуре рынка.
2. Распределительную – выражается в распределении дохода от реализации продукции между производителем, потребителем, государством и другими секторами экономики. Реализуется через включение в цену косвенных налогов (акцизы и НДС).
3. Стимулирующая – проявляется в создании экономической заинтересованности предприятия в развитии инновационной деятельности, повышения качества продукции, снижения издержек производства, т.е. стремлении повысить конкурентоспособность продукции.
4. Уравновешивающую – выражается через сбалансирование спроса и предложения, производства и потребления. Если спрос на товар превышает предложения, цена на него повышается.
5. Обеспечения доходности – проявляется не только в возмещении издержек производства, но и в получении прибыли при достижении объема производства свыше точки безубыточности.
6. Учетную – отражает общественно необходимые затраты на выпуск и реализацию продукции. Цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей.
Ценообразование – это процесс формирования цены на продукцию.
Цены формируются под воздействием внешних и внутренних факторов:
а) внешние:
- спрос и предложение;
- конкуренция или монополия на рынке;
- масштаб государственного регулирования;
- система налогообложения и степень налоговой нагрузки на предприятие;
- доступность факторов производства;
- уровень инфляции;
- протекционистская политика государства.
б) внутренние:
- формирование издержек на производство и реализацию продукции;
- ресурсосберегающие и безотходные технологии производства;
- конструктивное исполнение изделия;
- организация сервиса;
- реклама и продвижение товара на рынке.
Максимальная цена определяется спросом, минимальная – издержками производства.
Состав и структура цены представлены на рисунке 1.
Себестоимость продукции | + | Прибыль предприятия | + | Акцизы | + | Налог на добавленную стоимость | + | Оптовая надбавка | + | Розничная надбавка |
Цена предприятия -производителя | ||||
Отпускная цена без НДС | С НДС | |||
Оптовая цена | ||||
Розничная цена | ||||
Рисунок 1- Состав и структура цены
Каждый последующий элемент в составе цены определяется в строгой последовательности и в % к предыдущей базе.