Про внешние эффекты в предыдущем билете.


Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, - заставить его оплатить эти затраты. Если производитель внешних затрат будет вынужден с ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод, а это путь к парето-эффективности.

Эта плата может быть назначена в виде налога, который называют корректирующим налогом, или налогом Пигу (по имени английского экономиста, предложившего такой налог).

[D]Корректирующий налог - это налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную МЕС.

Рассмотрим рис. 2, а. Пусть МЕС постоянны, и введен налог t на единицу продукции, причем t = MЕС.

Про внешние эффекты в предыдущем билете. - student2.ru Про внешние эффекты в предыдущем билете. - student2.ru
Рис. 2. Корректирующие налоги (а) и субсидии (б).

Без корректирующего налога рыночное равновесие было в точке А. Введение налога привело (в условиях совершенной конкуренции) к росту цены и подняло МРС до уровня MSC. Это привело к уменьшению выпуска продукции. Величина налогового сбора равна площади прямоугольника CBFD. Новое равновесие, достигнутое в точке В, является эффективным, так как выполняется условие:

МРС + МЕС = MSC = MSB.

Уменьшение общественных затрат, а следовательно и выигрыш в эффективности, равно площади треугольника BAF.

Теперь рассмотрим случай положительных внешних эффектов. Как уже отмечалось, при их наличии

стороны государства для установления эффективного уровня производства. Для этого используются корректирующие субсидии - платежи создателям положительных внешних эффектов. На рис. 2, б показаны последствия введения корректирующей субсидии.

Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной и предельной общественной полезности. До введения субсидии рыночное равновесие было в точке A. Пусть предельные внешние выгоды постоянны и введена корректирующая субсидия s = MEB. Это приведет к увеличению спроса на благо, что в свою очередь вызовет рост объема производства и цены. Новое равновесие соответствует точке B, и количество производимого блага будет эффективным, поскольку выполнено условие:

MEB + MPB = MSB = MSC ,  

где MPB - предельные частные выгоды. Общая величина субсидии равна площади прямоугольника CDFB.

ВОПРОС 49. Интеграция внешних эффектов в частных соглашениях. Теорема Р. Коуза.

Существует теорема Коуза (1960 г.) Ее суть состоит в том, что внешние эффекты могут быть интернализированны при четкой спецификации прав собственности и свободном обмене этими правами. Превратить внешние эффекты во внутренние может государство, вводя субсидии или дополнительные налоги, но Коуз считает по-другому. Он говорит, что если 1)четко закреплены права собственности, 2)вовлечено небольшое количество людей, 3)стоимость сделки мала, то можно превратить внешние эффекты во внутренние ( интернализировать) без участия государства.

Однако теорема Коуза выполняется при определенном допущении: число участников обмена правами должно быть небольшим, только в этом случае трансакционные издержки проведения переговоров о передаче прав собственности не превысят выгод от результатов обмена. (В основе этого лежит правило два поведения фирмы на рынке).

Интернализация внешних эффектов

Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов (от лат. internus - внутренний). Под интернализацией мы здесь понимаем превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо.

Представим, что химический и пивоваренный заводы из приведенного выше примера объединяются в одно предприятие. При этом внешний эффект, который раньше создавал химзавод, исчезает, так как теперь одна фирма вынуждена иметь дело с обоими производствами и ни на кого извне она влияния не оказывает. Теперь затраты в виде уменьшения выпуска пива она воспринимает как свои собственные и будет стремиться их минимизировать.

Однако интернализация далеко не всегда возможна или желательна. В использованном выше примере нет смысла объединяться химическому и пивоваренному заводам (если, конечно, не считать саму интернализацию, которая никогда не была бы главной причиной объединения). В некоторых случаях объединение двух производств может грозить потерей эффективности за счет отрицательной экономии от масштаба.

Теорема Коуза

Р. Коуз приводит следующий пример. По соседству расположены земледельческая ферма и скотоводческое ранчо: земледелец выращивает пшеницу, а скотовод разводит скот, который время от времени стравливает посевы на соседних землях. Налицо экстернальный эффект. Однако, как показывает Р. Коуз, эта проблема может быть успешно решена без участия государства. Если скотовод несет ответ­ственность за ущерб, возможны два варианта: «либо скотовод уплатит фермеру за необработку земли, либо он решит сам арендовать землю, заплатив фермеру за необработку земли чуть больше, чем платит сам фермер (если фермер сам арендует ферму), но конечный результат будет тем же и будет означать максимизацию ценности производства». Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды. Эффективная политика в области контроля загрязнения окружающей среды - это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необ­ходимыми для его проведения в жизнь. БИЛЕТ 50.Чарактеристики общественного блага. Типология благ.

Классификация и свойства общественных благ.

Существуют различные блага:

1. Частные – это товары и услуги, которые предоставляются потребителям с учётом индивидуального спроса. Им присущи такие экономические признаки:

· Делимость;

· Реализация по рыночным ценам;

· Польза (выгода) от их использования принадлежит потребителю;

· Обладают «принципом исключения», т.е. потребители, которые не могут приобрести эти блага по рыночной цене, исключаются из потребления. К ним относят продовольственные, промышленные товары и многие виды услуг.

2. Общественные – не являются однородной совокупностью, их можно разделить на:

1) Чисто общественные блага и услуги.

Они создаются и реализуются на основе общественного потребления и независимы от индивидуального спроса каждого из членов обществ

Свойства:

· Потребление не приводит к уменьшению объёма потребления других благ и услуг;

· Не обладают принципом исключения;

· Поступая к группе населения, они не требуют затрат сверх того, как если бы ими пользовался один человек;

· Индивидуальный спрос на них выражает одновременный совокупный спрос.

Всё это способствует возникновению экономической ситуации, когда потребители имеют возможность избежать денежной компенсации расходов по созданию и использованию этих благ, т.е. возникает проблема «безбилетника».

Экономическая природа этих благ и услуг определяет специфику их спроса и предложения. В отличие от частных они поступают в равном количестве потребителям, но при разной предельной оценке данного объёма. При реализации частных благ клиенты при одинаковой цене имеют различный уровень их потребления.

В современной рыночной экономике производство и реализация их возлагается на государство.

2) Частично общественные блага и услуги.

Признаки:

· Обладают принципом исключения.

· Польза от их потребления принадлежит не только отдельному потребителю, но и обществу в целом.

Их производство и потребление может вестись на основе рыночных отношений, но поскольку они затрагивают интересы не только отдельных потребителей, но и общества в целом, то рынок не в состоянии создать их в таком количестве, которое необходимо для обеспечения развития экономики в целом.

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО, общественные фонды потребления - товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим лицам. К общественным благам относятся юридическая помощь, оборона, бесплатное образование, здравоохранение, бесплатный проезд, общедоступное посещение музеев.

Наши рекомендации