ВОПРОС 40. Олигополия как рыночная структура. Степень концентрации отрасли рыночная власть.
[D]Олигополия - особая рыночная структура, при которой на рынке доминирует
несколько фирм. Характерная особенность олигополистического рынка -
зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов.
Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в
этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между
олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли.
Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое
и даже оформленное) соглашение о дележе рынка - “картельное соглашение”.
Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий,
устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар,
условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничения рынков сбыта и
долю каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью
является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение
производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.
Классическим примером образования и существования до сих пор картельного
соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК)
Ценовая война - это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества.
Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов. Войны продолжаются до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. В равновесии оба продавца назначают одну и ту же цену Р = АС = МС.
На олигополистических рынках одна фирма действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером.
ЛОМАНАЯ КРИВАЯ СПРОСА для олигополистической фирмы
При отсутствии сговора возможны два вероятных предположения о поведении конкурентов
1. Если одна из фирм снижает цены на свой товар с целью расширения объемов продаж, то другие конкуренты также снижают цены. Поэтому фирма сталкивается с неэластичным участком кривой спроса участок
2. При увеличении цен на товар одной из фирм, другие фирмы не изменяют цены. Фирма сталкивается с эластичным участком кривой спроса участок
ВОПРОС 41. Спрос на ресурс в условиях совершенной конкуренции. Факторы спроса на ресурс. Эластичность спроса на ресурс.
В условиях совершенной конкуренции.
1)фирма реализует маленькую долю от общего объема продукции.
2)фирма не может повлиять на рыночную цену.
Спрос на ресурсыявляется производным спросом, те производным от спроса на готовые товары и услуги, которые изготавливаются из приобретаемых ресурсов. Ресурсы удовольтворяют потребительские запросы не прямо, а косвенно- через производство товаров и услуг.
Устойчивость спроса на ресурс зависит от нескольких факторов:
-производительности использования ресурса при производстве товара или предоставлении услуги
-рыночной стоимости или цены или услуг, произведенного или предоставленного с использованием данного ресурса.
В условиях совершенной конкуренции цена продукта является постоянной величиной, кривая спроса на ресурс плавно понижается исключительно из-за убывющей предельной производительности. На сов конкурентном цена ресурса равно MRC.
[D]Эластичность спроса на ресурс- это отношение процентного изменения количества ресурсов к процентному изменению цены ресурса. Чем больше у ресурса имеется подходящих заменителей, тем выше эластичность спроса на данный ресурс.
Эластичность спроса на ресурс является мерой того, насколько производители изменяют объем потребления ресурса при изменении его цены.
Эластичность на ресурс тем меньше, чем быстрее происходит уменьшение предельного продукта, меньше число заменителей, ниже эластичность спроса на продукцию и меньше доля издержек на ресурсы в общих издержках.