ВОПРОС 32. Определение объема выпуска и цены монополиста. Прибыль монополиста.
Какое количество товара должен производить монополист? Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В этом - решение проблемы и для монополиста.
Цена единицы продукции, которую получит монополист, является функцией объема производства.
Цена и объем производства должны быть такими, чтобы предельный доход равнялся предельным издержкам.
Графический анализ цены и объема выпуска монополиста
Монопольная фирма максимизирует прибыль, выпуская количество товара, соответствующее точке, где MR = МС. Затем она устанавливает цену Pm, которая требуется, чтобы побудить покупателей приобрести количество товара Qm. Заштрихованная область соответствует экономической прибыли монополиста.
ВОПРОС 33. Монопольная власть. Показатели монопольной власти.
[D]Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену товара путем изменения предлагаемого его количества.
огФирма, обладающая монопольной властью, назначает цену больше предельных издержек и получает дополнительную прибыль, называемую монопольной прибылью. Монопольная прибыль является формой реализации монопольной власти.
Степень монопольной власти, как это ни странно, можно измерять. Используются следующие показатели монопольной власти:
1. Показатель монопольной власти Лернера:
Коэффициент Лернера показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. L принимает значения между 0 и 1. Для совершенной конкуренции этот показатель равен 0, т.к. P = MC . Чем больше L , тем больше монопольная власть фирмы. Нужно заметить, что монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, т.к. величина прибыли характеризуется соотношением P и ATC .
2. Если мы умножим числитель и знаменатель показателя Лернера на Q , то получим формулу для вычисления индекса монопольной власти: , или . Таким образом, высокие прибыли в долгосрочном периоде также рассматриваются как признак монопольной власти.
3. Степень концентрации рынка, или индекс Херфиндаля - Хиршмана:
где Pi – это процентная доля на рынке каждой фирмы, или удельный вес фирмы в рыночном предложении отрасли, n – количество фирм в отрасли. Чем больше удельный вес фирмы в отрасли, тем больше возможность для возникновения монополии.
ВОПРОС 34. Монополия и эффективность распределения ресурсов. Социальные издержки монополизации.
[D]Эффективность распределения ресурсов - уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую. В такой ситуации общество находится на границе полезности-возможности.
Степень эффективности распределения ресурсов, определяется не желаниями и намерениями производителя, а запросами потребителей. Наиболее эффективным способом распределения ресурсов будет тот, который в наибольшей степени соответствует действительным потребностям покупателей.