Истоки появления, основные идеи и представители рационалистического (технократического) подхода.
Науке известно, что управление существовало еще в древнем Шумере, Однако управление в древности сильно отличалась от современного. Например, было меньше руководителей среднего звена, малочисленной была группа руководителей высшего звена, имеющих право принимать решения. Очень часто руководство осуществлялось одним человеком.
Есть в истории и примеры организаций с формализованными структурами, которые управлялись так же, как они управляются в наше время. Примером может быть структура наиболее стабильной организации - церкви.
Но до XX в. никто не задумывался над тем, чтобы организациями управлять системно. Понимание этого вынашивалось в течение длительного времени, начиная с середины XIX в. и до 20-х гг. XXв.
Идея о том, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, зародилась в США.
Усложнение функций управления капиталистическим производством и необходимость профессиональной подготовки менеджеров послужили мощным стимулом для развития научного подхода в сфере «верховного надзора» за рабочими. Иными словами, вслед за развитием техники и технологии предметом научного исследования становятся также и межличностные отношения на предприятии, кадровая политика.
Прогрессивные инженеры, возглавившие движения «научный менеджмент», глубоко осознали, что эффективное использование человеческих ресурсов столь же важно, как и рациональное использование оборудования и техники. Отсюда и постановка Ф. Тейлором исходной проблемы: управление людьми в современной Америке — ключевой вопрос совершенствования организации труда и повышения его производительности.
Возникновение науки управления относится к концу XIX - началу XX столетия. Ее основателем был американский инженер Ф.У. Тейлор (1856-1915).
Фредерик Уинслоу Тейлор родился 20 марта 1856 г. Работая на заводах сталелитейной компании, Тейлор начал внедрять то, что впоследствии вошло в его систему «научного менеджмента», ввел контроль за рациональным использованием трудозатрат, хронометраж. В 1903 г. вышла его книга «Цеховой менеджмент», в 1911 г. - «Принципы и методы научного менеджмента».
Однако такие цели, как сотрудничество между администрацией и рабочими и равномерное распределение между ними труда и ответственности, не были достигнуты. На это указывал сам создатель теории.
С первых же дней внедрения система встретила сопротивление рабочих, что мешало установлению взаимного доверия между рабочими и предпринимателями. Однако тейлоризм постепенно начал распространяться на промышленных предприятиях США, а затем и в других капиталистических странах.
Родоначальник научного менеджмента Ф.У. Тейлор говорил, что «искусство научного управления (ИУ) - это эволюция, а не изобретение». Осмысленная и целенаправленная деятельность любого коллектива требует управленческого воздействия в четырех его главных направлениях - планирование, организация, руководство и контроль.
До Ф.У. Тейлора понятие менеджмента носило весьма обобщенный характер. Он впервые определил его как «рациональную организацию вообще» или «организацию производства» по отношению к промышленному предприятию. Теория возникла в условиях монополистического капитализма. Рост масштабов и концентрация производства требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса. Дальнейший рост эффективности производства стал немыслим без всесторонней рационализации экономики, времени и ресурсов.
Выделяя предметную область ИУ, он отмечал, что отношения между предпринимателями и рабочими составляют самую важную часть этого искусства. Базой ИУ является принцип «высокие ставки и дешевизна рабочей силы», который выполняется при том условии, когда администрация точно будет знать, что нужно требовать от рабочего, и следить за тем, чтобы это выполнялось самым лучшим и дешевым способом.
Программа «достигающего рабочего»: поднять каждого рабочего до высшего уровня, какого он может достигнуть, заставляя его использовать лучшие свои способности, пробуждая в нем самолюбие и энергию и давая ему плату, достаточную, чтобы жить лучше. Концепция «достигающего рабочего» Тейлора, с одной стороны, органически продолжает философию патернализма (забота о благосостоянии подчиненного) и, с другой — выходит за ее рамки (принцип индивидуализации), предвосхищая более поздние тенденции в менеджменте. Так, согласно П. Друкеру искусство руководителя состоит в том, что он всегда учитывает силу, а не слабости человека, выясняет, что он знает, а не то, чего он не умеет.
В современном менеджменте такой подход был обобщен и превращен в философию достигающего индивида, корни которой уходят в массовое сознание американцев: корпорация является таким социальным институтом, который выражает основные верования и надежды американского общества и создает благоприятные возможности для того, чтобы люди были равными и получали соразмерно способностям и затраченным усилиям.
Программа «достигающего рабочего» Ф.У. Тейлора конкретизируется в следующих принципах:
1) поручение каждому, рабочему возможно наивысшего типа работы, который доступен ему по его умению и физическому сложению;
2) поощрение каждого рабочего к тому, чтобы он давал максимум работы, доступный первоклассному представителю его разряда, и стремился к преуспеванию;
3) каждому рабочему, который трудится в наивысшем темпе первоклассного работника, следует выплачивать, в зависимости от характера работы, прибавку от 30 до 100% по сравнению с середняком его класса.
В умении превратить слабых и нерадивых людей в первоклассных рабочих, достигающих максимальной производительности, и заключается сущность ИУ. Превращение происходит в процессе «психологической революции», основными этапами которой выступают знаменитые четыре принципа.
Рабочие, занятые определенным видом работы, составляют некоторый класс типа школьного, в котором выделяются хорошие, средние и плохие ученики в зависимости от достигнутых успехов. Тейлор неоднократно сравнивает рабочих со взрослыми детьми, которые нуждаются в задании уроков, контроле за их выполнением, наставлении, понукании и помощи со стороны взрослых, т. е. руководителей.
Воспитание становится одной из важнейших функций руководителя, к сожалению, несколько утрированной и прямолинейной. Тейлор не скрывал того, что система школьного воспитания повлияла на построение его системы.
Потребность в классификации рабочих возникла у Тейлора, хотя он этого прямо и не признает, из необходимости дифференцировать людей по способности к обучению. Поручение рабочему наивысшего вида работы, т. е. более сложного задания, которое предъявляет к нему повышенные требования, способствует углублению профессиональных знаний и развивает стремление к достижению и продвижению. Успевающие переводятся в следующий класс, а неуспевающие — увольняются. Роль мотивации в этой программе огромна.
Современный менеджмент приписывает Тейлору сознательное практикование принципов, известных как «теория X». Ее применение ведет к отрицательным последствиям — пассивности и избеганию подчиненными ответственности, сопротивлению переменам. Предлагаются самые разнообразные рекомендации преодоления этих последствий. Если человек работает с максимальным использованием потенциальных возможностей, то эти возможности растут. В качестве необходимой предпосылки признается установление климата доверия и взаимодействия в рабочем коллективе.
Программа «достигающего рабочего» обобщается при переходе к уровню руководителя и здесь становится программой «достигающего руководителя», охватывая вопросы подготовки, личных качеств, методов и стиля работы руководителя.
Для состояния управления персоналом в американской промышленности характерен тот факт, говорит Тейлор, что спрос на знающих, хорошо обученных людей никогда не превосходил в большей мере ограниченности предложения, чем сейчас.
Раньше считалось, что знающий человек (руководитель, рабочий) — это «готовый человек», которого выучил кто-то другой. Современное ИУ, утверждает Тейлор, должно осознать, что его обязанность заключается в систематическом сотрудничестве для того, чтобы выучить и создать знающего человека. Таким образом, «достигающий индивид» — это прежде всего «знающий человек».
Неверно, что руководителями рождаются, а не становятся, полагает Тейлор. Они «должны быть так же хорошо обучены, как и рождаться выдающимися». Если старая система личного руководства отдавала приоритет личности, то в ИУ главным должна быть система. Это означает, что средние, но хорошо организованные, могут добиться при совместной деятельности таких результатов, которые превзойдут результаты выдающейся личности. Принцип «система, а не личность» не препятствует, а способствует также созданию первоклассных деятелей в более сжатые сроки.
Корпорация как социальный институт не способна выжить, если она нуждается для своего управления в гение или супермене. Она должна быть организована таким образом, чтобы проблема лидерства решалась средними людьми, нейтрализовать «плохое» в своих членах, обходиться без гениев и организовать систематическую поставку подходящих лидеров.
Функциональное администрирование. Старая система линейного руководства требовала от руководителя выполнения настолько разнообразных функций, что справиться с ними в одинаковой степени успешно одному человеку просто невозможно. Отсюда проистекает и практика перекладывания (но не делегирования) части своих обязанностей нижестоящим, что приводило к разного рода перегрузкам последних и полной неопределенности их обязанностей. Для того чтобы быть успешным руководителем в этих условиях, требуются такие разнообразные способности, которыми могут обладать только люди с особыми врожденными качествами. Всеми этими качествами (ум, специальные знания, физическая ловкость, решительность, такт и т. п.) в совокупности может обладать только «идеальный руководитель». По Тейлору, легче подобрать и обучить несколько человек, каждый из которых, обладая одной-двумя способностями, выполнял одну-две функции, чем найти и обучить одного человека, обладающего всеми качествами и выполняющего широкие обязанности. С этой целью и вводилось функциональное администрирование (восемь мастеров-инспекторов).
Принципы Тейлора вскоре получили права гражданства в индустриальной инженерии 20—30-х гг., которая видела необходимость устранить следствия одного из основных законов психологии — закона индивидуальных различий. Если, скажем, один человек имеет десять способностей, другой — девять и т. д. до одной, то эффективнее будет так ограничить и структурировать рабочее задание, чтобы, в принципе, для его выполнения понадобилась только одна способность. Таким способом минимизируется возможность ошибки, но максимизируется потеря человеческих способностей. Для менеджмента это означает уменьшение стоимости обучения; если работа упрощена, то можно любого человека или заставить выполнить ее, или уволить и найти другого, а это сокращает потери от текучести кадров.
Введение функциональной администрации, приведшее к замене старого аппарата {мастер на все руки) новым руководящим персоналом (компетентный специалист), имело также и психологическое значение. Над всеми десятниками, выполняющими одну функцию, стоит особый начальник, обязанности которого носят двоякий характер. Во-первых, он отвечает за обучение каждого десятника точной природе его обязанностей, учит правильному применению социальных санкций, дисциплинарных мер и мотивации подчиненных. В свою очередь, и на десятника возлагаются теперь новые обязанности, имеющие социально-психологический характер: обучение рабочих, изменение стиля межличностных отношений в системе «руководитель—подчиненный», изменение укоренившихся привычек работать по старинке. Во-вторых, десятник становится (так же, как и его начальник) арбитром в межличностных конфликтах.
Кадровая политика. Ее основная функция — подбор людей для заполнения вакансий и вновь учреждаемых должностей. Пополнение знаний о работниках осуществляется в ходе надзора за трудовой дисциплиной и экспертного опроса, когда он должен непрестанно опрашивать различных начальников и десятников как для дисциплинарных функций, так и для назначений.
Другим моментом кадровой политики можно назвать то, что сейчас известно как сбор социальной информации. В отделе личного состава, являющегося секцией планового отдела, собираются данные о каждом служащем, показывающие его аккуратность, неоправданное отсутствие, нарушение заводских правил, порчу работы, машин или инструментов, равно как и умелость в разного рода работах, кроме того, его средний заработок, а также все его «хорошие качества».
Таким образом, в ИУ как кадровую политику у него входят проблемы служебного продвижения, подбор кандидатов, профессиональное обучение, изучение качеств и способностей кандидатов, оценка деятельности руководителя и соответствия его занимаемой должности.
Таким образом, программа «достигающего руководителя», или, как принято называть в современном менеджменте, концепция успешного руководства, имеет системный и личностный аспекты. Первый заключается в тех организационных мероприятиях, которые способствуют развитию индивидуальных способностей личности.
Основные правила успешного руководства требуют от руководителя того, чтобы он знал:
1) образ мысли рабочих, способ рассуждения, «манеру выражаться и предрассудки»,
2) способ или «манеру относиться к предлагаемым задачам».
Правило говорить и иметь дело одновременно только с одним рабочим. Беседа должна быть четкой, короткой и направленной, например, на выяснение отношения рабочего к тому или иному организационному нововведению.
Общение, по Тейлору, должно выливаться в обсуждение наиболее острых проблем.
Общение должно логически завершаться убеждением, через которое происходит и моральное влияние новой системы. Сознание того, что с рабочими обращаются справедливо, делает их в массе более мужественными, откровенными и правдивыми. Таким образом, у Тейлора можно видеть некоторое преувеличение роли психологических и моральных факторов -скорее, чем их недооценку.
Дисциплинарные приемы как некоторая совокупность методов руководства представляла у Тейлора определенную систему. Исходным принципом построения данной системы служил принцип, утверждавший, что разнообразие дисциплинарных мер должно соответствовать разнообразию характеров (или типов) людей.
Первый тип- сознательные, добросовестные , не нуждаются ни в какой дисциплине. Это довольно многочисленный тип людей. Методы воздействия здесь — слабый намек, несколько объяснительных слов. Второй тип. Люди толстокожие и неуживчивые склонны: принимать мягкое обращение за робость или слабость. Соответственно к ним применяются иные меры воздействия: строгость в разговоре и обращении должна постепенно увеличиваться до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат либо исчерпаются «средства английского языка».
Однако существует такой тип людей, которым следует показать, что за словами стоит нечто более серьезное и неприятное, например, штраф или увольнение. Тейлор нашел наиболее эффективной систему штрафов.
Со школой научного менеджмента связаны имена таких исследователей, как Фрэнк и Лилиан Гилбрет, Генри Гантт. Они, как и Тейлор, полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Созданные Гилбрет методы изучения движения рабочих с использованием кинокамеры в сочетании с микрохронометражем пополнили арсенал научной организации труда.
К создателям научного менеджмента историки относят также американского мыслителя Гаррингтона Эмерсона (1853-1931). Он получил прекрасное образование, занимался научной работой, банковскими операциями, выполнял экономические и инженерные изыскания, был профессиональным консультантом по менеджменту. В 1900 г. вышла его книга «Производительность как основание для управления и оплаты труда», а в 1912 г. — главный труд его жизни «Двенадцать принципов производительности».
Под термином «производительность»Эмерсон понимал оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическим результатом. Им впервые высказана идея о необходимости и целесообразности комплексного подхода к решению сложных задач организации производства и управления, а также рационализации с позиции эффективности.
Генри Гантт (1861-1919) – близкий ученик и один из ближайших сподвижников Ф. Тейлора. Гантт работал вместе с Тейлором над количественными методами организации производства. Один из методов наглядного упорядочения работ — диаграммы (графики) Гантта. Идея Гантта состояла в том, что главным ресурсом планирования является время, а основой принятия управленческих решений — сравнение запланированного и фактического состояния работ. На диаграммах Гантта по горизонтали обычно показывают интервалы времени, а по вертикали — работы, операции, оборудование. Горизонтальные отрезки отражают длительность выполнения работ. Выбрав по горизонтальной оси текущий момент времени и получив оперативную информацию о ходе производства, можно сопоставить фактическое состояние дел и планировавшееся.
Все современные системы управления проектами и планирования предлагают представление графиков работ в виде диаграмм Гантта. В то же время диаграммы Гантта имеют ряд очевидных недостатков. Например, с помощью диаграмм Гантта неудобно планировать многовариантные взаимосвязанные цепочки работ (в строительных, военных, государственных проектах, производстве). Для таких задач в военном ведомстве США в 50-е годы были предложены методы сетевого планирования, или методы выбора «критического пути». Кроме того, диаграммы Гантта удобно применять только для одного критического ресурса — времени. При необходимости учета еще нескольких ресурсов, например, технологической оснастки - диаграммы Гантта надо воспринимать как «объемные», приобретающие ряд измерений по числу учитываемых ресурсов. Это удобно для визуальной интерпретации планов, но затрудняет их анализ.
Работы Ф. Тейлора и Г. Гантта легли в основу научных дисциплин, возникших в середине ХХ века, — промышленной инженерии, занимающейся управлением и организацией производства, а также исследования операций. С исследованием операций связаны работы по применению математических методов формализации человеческой деятельности, в том числе в производстве и планировании. Разработаны многие статистические и оптимизационные алгоритмы планирования, используемые в современных системах.
Большую поддержку в развитии и признании системы Тейлора оказал Г. Форд (1963 – 1947), который в США являлся символом организационного и технического прогресса, сознательным создателем общества массового потребления и социальных гарантий.
Настоящим триумфом Форда было внедрение в автомобилестроении знаменитой «Модели Т». У Генри Форда была мечта создать простой крепкий автомобиль по цене доступной для большинства. Такой машиной стала «Модель Т», самый известный автомобиль за всю историю автоиндустрии. И, хотя он продавался по цене всего лишь 260 долларов США за базовую модель, все предпочитали дополнительное оборудование, и средняя цена составляла около 400 долларов.«Модель Т» вошла в историю 1 октября 1908 года. Генри Форд называл ее универсальной машиной. Она стала символом недорогого надежного транспортного средства, которое могло пройти там, где другие машины застревали в дорожной грязи. «Модель Т» завоевала признание миллионов американцев, которые ласково называли ее «Лиззи». В первый год производства этой модели было продано 10 660 машин, что побило все рекорды в автомобильной промышленности. К концу 1913 г. «Форд Мотор Компани» производила половину всех автомобилей в США. Для того чтобы держаться впереди спроса, Форд ввел на своей фабрике массовое производство. Г-н Форд справедливо полагал, что если каждый рабочий будет оставаться на одном месте и выполнять свою одну определенную операцию, то автомобиль будет собран быстрее, и бесконечные часы человеческого труда сократятся. Чтобы проверить эту теорию, летом 1913 г. на заводе в Хайланд Парке (штат Мичиган), шасси физически тянули за веревку. Родилось современное массовое производство! Наконец, «Модель Т» сходила с конвейера каждые десять секунд в течение рабочего дня. Генри Форд удивил мир 5 января 1914 года, объявив, что минимальная зарплата на «Форд Мотор Компани» будет 5 долларов в день, увеличив тем самым существующий минимальный оклад более чем в два раза. Он чувствовал, что при существующей возможности производить недорогие машины в большом объеме, они будут продаваться еще лучше, если рабочие смогут их купить. Форд находил увеличение платы до 5 долларов за восьмичасовой рабочий день самым лучшим ходом по сокращению затрат, который он когда-либо делал. «Я найду методы производства, которые увеличат заработные платы, – сказал он. – Если сокращать зарплаты, то сокращается число ваших покупателей». «Модель Т» начала революцию, 5 долларов в день и философия, которая за этим стояла, подняли социальную революцию. Двигающийся конвейер начал индустриальную революцию. За 19 лет производства «Модели Т» только в США было продано 15 007 033 машин. «Форд Мотор Компани» стала гигантским индустриальным комплексом, охватившим весь мир.Отметая все лишнее, Форд стремился расчленить операции по выработке изделий до простейших движений. Это дало возможность так организовать производство, что движение изделий от одной операции к другой полностью зависело лишь от продолжительности выполнения операции машиной, а также резко снизить себестоимость продукции. При такой организации процесса производства возникла необходимость изменить и систему управления, которую Форд построил на следующих принципах:
· точный расчет и планирование всего процесса производства, его ступеней, связей;
· учет и планирование условий работы;
· подготовка сырья, материалов, механизмов, рабочей силы;
· осуществление производства по стандартной технологии;
· постоянный поиск путей совершенствования производства.
Положительная в целом система Форда привела к невиданным до того масштабам интенсификации на всех уровнях производственного процесса.
Современником Тейлора, который занимался научным менеджментом, был французский исследователь Анри Файоль (1841 — 1925). Он является родоначальником теории общих принципов организации, или административной школы управления.
После окончания лицея и горной школы Файоль поступил на службу в крупную металлургическую компанию «Комамбо», где вначале работал инженером, а потом в течение 30 лет — главным управляющим группы рудников. Им создана «теория администрации», которая явилась результатом обобщения его многолетних управленческих наблюдений. В 1916 г. вышла в свет книга А. Файоля «Общее и промышленное управление», в которой он выдвинул теорию общего подхода к анализу деятельности администрации и на этой основе сформулировал строго обязательные принципы администрирования. По мнению Файоля, управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможностей из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов. Он понимал администрирование как составную часть управления, включающего, кроме административной, производственную, коммерческую, финансовую, кредитную, учетно-бухгалтерскую функцию.
В административной функции Файоль выделил пять ее элементов: предвидение, планирование, организация, координация и контроль. Он впервые указал, что административная функция существует на любом Уровне организации. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. По его мнению, администрация в своей деятельности должна руководствоваться следующими принципами.
Принципы управления А. Файоля:
1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей, Цель разделения труда - выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях.
2. Власть и ответственность. Власть есть право отдавать приказы, а ответственность - ее противоположность. Где дается власть - там возникает ответственность.
3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками, а также справедливо применяемые санкции.
4. Единоначалие. Рабочий должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
5. Единство руководства. Каждая группа, действующая для достижения одной цели, должна быть объединена одним планом и иметь одного руководителя.
6. Подчиненность личных, интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов компании или организации большего масштаба.
7. Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако степень централизации варьирует в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией, которая обеспечит лучшие результаты.
9. Скалярная цепь. Это ряд руководящих лиц, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителей низового звена (линии власти).
10. Порядок. Место для каждого и каждому свое место.
И. Справедливость. Преданность персонала обусловливается справедливым отношением к нему администрации.
12. Стабильность рабочего места для персонала. При высокой текучести кадров снижается эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительнее, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.
13. Инициатива. Это разработка плана и обеспечение его успешной реализации.
14. Корпоративный дух. Единение ~ это сила, которая является результатом гармонии персонала.
Основные положения А. Файоля были развиты в работах Л. Урвика. Главное внимание им было уделено разработке принципов построения формальной организации. Основные из этих принципов:
1. Соответствие людей структуре. Указывается, что сначала необходимо детально разработать структуру организации, а затем подбирать специалистов.
2. Создание специального и «генерального» штаба. Специальный штаб, по его мнению, должен разрабатывать рекомендации для руководителя, «генеральный» — заниматься подготовкой и передачей приказов руководителя, контролировать текущую работу и оказывать помощь руководителю в координации деятельности штабных специалистов.
3. Сопоставимость прав и ответственности. Руководителей следует наделять властью, равной ответственности.
4. Диапазон контроля — число лиц, непосредственно подчиняющихся руководителю.
5. Специализация. Выделяются три типа специализации управленческих работников: по признаку цели, операции, типу потребителя или географическому признаку
6. Определенность. Для каждой должности в организации должны быть определены права, обязанности, ответственность, взаимоотношения и взаимосвязи с другими лицами.
Считается, что Урвик глубже, чем Файоль, сформулировал основные признаки построения формальной организации.
Немецкий социолог и экономистМ. Вебер изучал проблемы лидерства и структуру власти в организации. В зависимости от характера власти, которой обладает руководитель, он выделил три основных типа организации: харизматический, традиционный, идеальный (или бюрократический).
Харизматический тип организации появляется тогда, когда руководитель обладает исключительными личными качествами.
Традиционный тип возникает из харизматического в тех случаях, когда происходит естественная замена лидера и члены организации по традиции подчиняются руководителю, пришедшему на смену прежнему.
Идеальный (бюрократический) тип основан на специальном разделении власти, где руководителю принадлежат функции лидера.
Особое внимание Вебер уделял идеальному (бюрократическому) типу организации, разработав основные принципы ее построения:
вся деятельность организации расчленяется на простейшие элементарные операции, выполнение которых формально закрепляется за отдельными звеньями;
каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью, которая действует только внутри организации. В построении организации следует четко придерживаться принципа иерархичности;
в целях исключения влияния индивидуальных особенностей работников на деятельность организации разрабатываются четкие правила, инструкции и стандарты, которые определяют порядок работы и ответственность каждого члена организации;
любой руководитель должен сохранять дистанцию между подчиненными и им самим, а также быть беспристрастным по отношению к своим подчиненным и справедливым;
каждый член организации должен занимать должность в соответствии с его квалификацией и быть огражденным от произвольного увольнения. Система продвижения по работе может быть построена по принципу продолжительности работы, успешности деятельности или с учетом обоих факторов.
Разделение труда и его формальное закрепление, безусловно, необходимы для успешной деятельности организации, однако при ее анализе Вебер ограничивался рассмотрением функционирования лишь этих элементов. Принципы создания идеальной (бюрократической) организации внесли определенный вклад в развитие формальных систем.
Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Г. Форд, дополняя друг друга, создали теорию научного менеджмента. Ее основатели пришли к созданию теории на основе своей практической деятельности, работая в качестве инженеров и администраторов на промышленных предприятиях. Затем апробированные эмпирическим путем принципы привели к созданию теории.
Ф. Тейлор сосредоточивал свое внимание на цеховом управлении, Г. Эмерсон и Г. Форд — на всем производственном процессе, А. Файоль занимался организацией управленческого труда на высших его ступенях. Все они работали в одним направлении и каждый из них привнес в научный менеджмент что-то новое.
В условиях административно-командной системы большинство принципов научного менеджмента были неприемлемы. Переход к рыночной экономике дает простор для его применения. Однако не следует забывать, при всей его универсальности менеджмент — часть американской национальной культуры, что не позволяет точно копировать его в наших производственных отношениях.