Международные корпоративные стратегии.
Существуют множество причин, из-за которых корпорация может разрабатывать международный вариант стратегического развития. Американский теоретик менеджмента П.Коттер (1980 г.) выделил две группы факторов, которые определяют насколько привлекательным для компании является международный вариант развития бизнеса.
Факторы выталкивания порождаются недостатком возможностей для развития бизнеса на местном рынке в связи с низкими ценами на продукцию или с наличием ограничений со стороны правительства (например, антимонопольное законодательство).
Факторы втягивания возникают при наличии за рубежом более благоприятных условий для развития бизнеса.
Г.Луффман и другие выделяют первичные и вторичные мотивы, вызывающие интерес компаний к международной деятельности. Первичные мотивы включают вложения, ориентированные на зарубежный рынок (газопроводы для поставки отечественного газа в Европу); вложения, с целью снижения затрат на ресурсы (размещение производства в странах с более дешевой рабочей силой, низкой стоимостью энергетических ресурсов и т.д.). Вторичные мотивы – реакция компании на условия внешней среды, возникающие в связи с отсутствием иных реальных альтернатив первичным мотивам (отсутствуют иные конкурентоспособные поставщики газа; страны, обладающие такой же дешевой и квалифицированной рабочей силой и т.д.).
В международной практике используются специфические стратегические альтернативы развития:
· дочернее предприятие в полной собственности;
· совместное предприятие;
· лицензирование;
· договор о франшизе (франчайзинг);
· оффшорное производство;
· экспорт и импорт.
Дочернее предприятие в полной собственности определяется как создание зарубежного предприятия, которое полностью принадлежит транснациональной корпорации (ТНК) и является, как правило, частью структуры корпорации. Существуют два варианта реализации данной стратегии: образование новых предприятийв иностранном государстве; частичное или полное поглощение зарубежных предприятий или их активов.
Совместное предприятие базируется на соглашении, согласно которому два или несколько партнеров владеют и управляют зарубежным предприятием. Такое предприятие, как правило, находится в стране, гражданином которой является один из партнеров. Структура совместных предприятий бывает двух типов.
Недолевые совместные предприятия – предприятия, в которых одна группа предоставляет услуги другой. Группа, предоставляющая услуги, обычно занимает более сильные позиции, чем другая в управлении совместным предприятием. Такая форм не очень широко распространена.
Долевые совместные предприятия – предприятия, предусматривающие обоюдные финансовые вложения.
Лицензирование – это соглашение, по которому компания получает возможность производить продукт (услугу), защищенный патентом. В типовом случае сторона, продающая лицензию, предоставляет разрешение другой стороне использовать патент, торговую марку или патентованную информацию в обмен на лицензионные платежи. Продажа обычно ограничивается пределами конкретной географической территорией и временем соглашения.
Договор о франшизе представляет деловое соглашение, по которому одна сторона разрешает другой осуществлять деятельность, используя ее товарный знак, логотип, продукцию, а также методы ведения операций в обмен на вознаграждение. Такой договор может принимать множество форм. Часто франшиза используется в розничной торговле, работе закусочных, гостиничном деле и широко применяется в международном масштабе (например, McDonald´s).
При оффшорном производстве одна стадия производственного процесса размещается за рубежом с целью сокращения затрат. Оффшорная фирма обычно открывается в стране с невысокой стоимостью ресурсов (обычно рабочей силы, сырья, энергии), а конечный продукт продается на внутреннем рынке страны, в котором корпорация зарегистрирована. Такая стратегия достаточно распространена в, частности, в области производства электроники и текстиля.
Участие в экспортно-импортных операциях – это стратегия крупных корпораций, которые пытаются выйти на международный рынок с минимальным объемом инвестиций. Основным преимуществом экспортно-импортной альтернативы международной стратегии является относительно дешевый и невысокий уровень риска метод продажи товара за рубеж.