Принципы перехода от функционально-структурной к процессно-ролевой модели менеджмента
Для корпораций, управление которыми базируется на экономических единицах - бизнес-процессах, необходима не функционально-структурная модель управления, а модель, использующая принципы процессного управления. Такая модель в науке корпоративного управления получила название процессной (Business Process Management) (отдельные авторы называют ее процессно-ролевой). Именно поэтому все больше отечественных предприятий переходит на процессную модель управления. Она основана на выделении бизнес-процессов, их анализе и совершенствовании. Такой метод хранит в себе резервы для повышения конкурентоспособности компании и эффективности ее работы, помогает координировать взаимодействие подразделений и позволяет улучшить качество производства продукции и обслуживания клиентов. Среди преимуществ процессного управления можно выделить простоту оптимизации и оценки как самих процессов с точки зрения их организации, синхронизации, взаимной согласованности, так и потребляемых ими ресурсов.
В действующих корпорациях процессно-ролевую модель внедряют путем преобразования функционально-структурной модели компании в процессно-ролевую. Такой переход предполагает реализацию следующей схемы преобразований:
1) Функциональную модель фирмы трансформируется в процессную модель.
2) Структурная модель компании преобразуется в ролевую модель.
3) Проводится наложение двух вышеуказанных моделей.
Рассмотрим подробнее эти шаги.
Преобразование функциональной модели в процессную осуществляется путем замены совокупности функций деятельности на совокупность бизнес-процессов. То есть компания описывается как бизнес-система.
Описание компании как бизнес-ситемы позволяет расширить перечень вопросов, на которые менеджер может получить адекватные ответы. Это - не только что необходимо делать?, но и кому поручить? когда осуществить? с каким качеством? Следовательно, менеджер из пространственной сферы переходит в сферу пространственно-временную, т. е. его деятельность из статической превращается в динамическую.
Качественные изменения претерпевает и структурная модель компании, превращаясь в ролевую, что в свою очередь расширяет представления менеджера об управляемом объекте. Помимо ответа на вопрос - кто будет делать? - менеджер имеет возможность получить и ответы на другие вопросы: кому поручить? когда осуществить? с каким качеством? Таким образом, обе и процессная и ролевая модели компании отвечают практически на одни и те же вопросы (именно поэтому данную модель можно называть процессной).
Процессный подход в управлении компанией формирует предпосылки для устранения недостатков функционально-структурной модели сформировать модель корпоративного управления, обладающую новыми свойствами, позволяющими заметно поднять общую эффективность функционирования компании.
Описанный выше процесс перехода от функционально-структурной модели компании к процессно-ролевой на основе выделения бизнесс-процессов (описания компании как бизнес-системы) представлен на рисунке 3.8.).
Рисунок 3.8.
Переход от функционально-структурной модели к процессно-ролевой
Процессное управление
Как уже было отмечено, современные концепции менеджмента базируются на процессном подходе к представлению компании. Удается выделить, по крайней мере, два достаточно четко выраженных понимания процессного подхода к управлению предприятием.
Первое основано на системном рассмотрении деятельности организации как совокупности бизнес-процессов, разработке системы управления бизнес-процессами с использованием принципов ISO серии 9000:2000 и применяется, в частности, при внедрении системы менеджмента качества.
Второе понимание процессного подхода базируется на выделении в организации «сквозных» бизнес-процессов, их описание с последующей реорганизацией.
Первое понимание процессного подхода базируется на:
· определении процессного и системного подходов применительно к организации;
· определении процесса (бизнес-процесса) организации;
· понимании шагов (этапов), необходимых для внедрения процессного подхода в организации;
· определении сети (системы) взаимосвязанных бизнес-процессов организации.
Дать определение «сети» или «системы бизнес-процессов» достаточно трудно, так как любая деятельность может рассматриваться на разном уровне детализации. Например, деятельность компании в целом может рассматриваться как процесс (бизнес-процесс) и это не буде противоречить данному ранее определению процесса. В то же время и оформление накладной можно рассматривать в качестве процесса (внутреннего бизнес-процесса).
Будем понимать под сетью бизнес-процессов компании совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес-процессов компании, включающих в себя все виды деятельности, осуществляемые на предприятии. Таким образом, при использовании данного определения не важно, сколько бизнес-процессов выделено в компании, главное, что вся ее деятельность рассматривается в виде бизнес-процессов.
Бизнес-процесс имеет входы и выходы. Для осуществления процесса используются ресурсы (персонал, оборудование, инфраструктура и пр.). Управление бизнес-процессом осуществляет его владелец, все ресурсы, необходимые для выполнения процесса, находятся в его распоряжении.
Владелец процесса – должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении необходимые для выполнения процесса ресурсы, информацию о бизнес-процессе, управляет ходом бизнес-процесса и несет ответственность за результаты и эффективность бизнес-процесса. Наличие владельца процесса в первом понимании процессного подхода является принципиальным условием.
Процессный подход - использование для управления деятельностью и ресурсами компании принципа системы взаимосвязанных бизнес-процессов.
Внедрение системы процессного управления предусматривает реализацию следующих шагов:
- Выявление бизнес-процессов компании, представление компании как бизнес-системы.
- Определение последовательности бизнес процессов компании и их взаимосвязи.
- Определение критериев и методов оценки реализации, результативности и управления выделенными бизнес-процессами.
- Обеспечение ресурсами и информации, необходимой для реализации данных бизнес-процессов и их мониторинга
- Проведение систематического анализа данных бизнес-процессов.
- Реализация мероприятий, направленных на достижение запланированных результатов и постоянное улучшение данных бизнес-процессов.
Процессный подход, базирующийся на первом понимании бизнес-процесса. является базовым средством, используемым при реорганизации системы управления компанией.
Второе понимание процессного подхода, как уже было отмечено, базируется на идеологии сквозных процессов.
Сквозной процесс – целенаправленная последовательность операций (работ, процедур), приводящая к заданному конечному результату. Описание процесса
При использовании данного подхода описание процесса представляет собой перечень последовательности работ, выполняемых поочередно в различных подразделениях компании, ответственных исполнителей, входящих и исходящих потоков (материальных и нематериальных) и т.п. Указанное понимание процесса используется, в частности, при внедрении в компании информационный технологий (IT), сложных автоматизированных систем. Для описания всего множества процессов компании используются специальные методики описания, программные средства и способы (внутренние стандарты) представления (описания) сквозных процессов (нотации) в привязке к конкретной инструментальной среде. Наиболее распространенными среди методик класса Work Flow являются нотации IDEF3 и ARIS eEPS.
На основе сквозного понимания процессов в настоящее время развиваются школы реорганизации управления предприятием. Наибольшее распространение получил подход при котором:
1. Создаются описания (модели) «как есть».
2. Проводиться анализ моделей «как есть».
3. Разрабатываются модели «как должно быть».
4. Проводится реорганизация реальной деятельности на основе моделей «как должно быть».
Для построения бизнес-процессов широко используются методы структурного анализа и проектирования. Графически каждая преобразующая операция, функция изображается прямоугольником со стрелками (Рисунок 3.9).
Рисунок 3.9.
Информация, участвующая в преобразовании, может быть классифицирована на три группы.
Ограничительная – сведения о том, что нельзя делать. Она содержится в законах, подзаконных актах, международных и отраслевых стандартах, а также в специальных внутренних положениях и документах предприятия, технических требованиях, регламентах и пр.
Предписывающая (управляющая) – сведения о том, как, при каких условиях и по каким правилам следует преобразовывать объект (поток) на входе в объект (поток) на выходе блока. Она содержится в технологических инструкциях, руководствах, документах, определяющих «настройки» и характеристики блока.
Описательная – сведения об атрибутах объекта, содержащиеся в чертежах, технических и иных описаниях, реквизитах и др. документах.
Каждая функция выполняется посредством механизмов. Ими часто служат организационно-технические структуры: персонал, ресурсы, оборудование.
Построение бизнес процессов начинают с более общей функции и постепенно ее детализируют, увязывая между собой все входящие и исходящие стрелки.
На практике бывает достаточно изобразить на диаграмме последовательных функциональных блоков одного бизнес-процесса, которые необходимо детализировать на следующей диаграмме.
Специализированные компьютерные программы значительно облегчают эту работу. Построение бизнес-процессов и на их основе функциональной модели деятельности «как есть» позволяет оценить картину происходящего.
Функционально-информационные модели отображают действия персонала и оборудования. Они помогают понять, кто чем в действительности занимается, какие существуют взаимосвязи. Кроме того, они помогают выявить и устранить дублирование функций и действий, наметить направления реорганизации «как должно быть».
Целью такой реорганизации, как правило, является разработка и реализация проекта улучшения операционных цепочек внутри организации, и вопрос построения системы управления компанией в данном случае не ставится. Такое понимание процесса применяется при внедрении «Системы бережливого производства» (Toyota Production System, TPS [13]) /8/.
Следует отметить большую трудоемкость, необходимость затрат значительных ресурсов и времени для построения модели «как есть» на основе идеологии сквозных процессов. Кроме того, качество создаваемых моделей процессов должно быть оценено, прежде чем будут даны гарантии на их соответствие реальной деятельности корпорации.
В таблице 3.3. приводится сравнение двух подходов к внедрению процессного управления в случае применения его в компании, построенной по функционально-иерархическому принципу /10/.
На практике необходимо проводить анализ целесообразности применения одного из указанных выше подходов с учетом реального уровня развития компании: культуры управления, реального документирования деятельности, состояния взаимодействия между подразделениями, корпоративной культуры и т.д.
Таблица 3.3.