Компания как экономический субъект. Представление корпорации как бизнес-системы

Современная корпорация является комплексом различных и не всегда жестко связанных друг с другом видов деятельности (бизнеса). Например, грузовые перевозки, терминально-складская деятельность, транспортная логистика, ремонт грузового подвижного состава являются взаимодействующими, но не жестко связанными видами деятельности. При этом в корпорации могут быть выделены виды деятельности с различной степенью взаимодейстия – жесткостью связей. Грузовые и пассажирские перевозки, ремонт и текущее содержание пути и подвижного состава. Отлаженное взаимодействие административной, производственной, финансовой, информационной и коммуникационной сфер деятельности имеет важнейшее значение для успешного функционирования корпорации.

Любая компания, по сути, создается и развивается для бизнеса (является формой жизнедеятельности бизнеса, и в этом смысле она вторична по отношению к бизнесу), поэтому рассматривать компанию необходимо как бизнес-систему, ориентированную на определенные результаты бизнеса как финансовые, так и производственные.

Бизнес-система –это связанное множество бизнес-процессов, конечной целью которых является выпуск продукции или услуг с целью получения дохода (прибыли). Под продукцией понимают товары, услуги и документы. Бизнес-система является проекцией миссии, целей и стратегий бизнеса и компании. По сути бизнес-системой могут считаться:

· компания в целом;

· отдельные структурные подразделения;

· группы структурных подразделений, выполняющие однотипные процедуры.

Важно отметить, что вопросы формирования и совершенствования структурных элементов компании (бизнес-процессов, функционально-организационной структуры) и распределения персонала являются тесно увязанными и совершенствование каждого из них по отдельности может привести к неэффективному менеджменту компании.

Важнейшими задачами, которые необходимо решать для достижения целей успешного бизнеса и эффективного менеджмента являются /1/:

А. Формирование компании в виде согласованной и непротиворечивой бизнес-системы, для которой справедливы следующие утверждения:

· миссия компании определена, зафиксирована и известна всем сотрудникам компании;

· иерархия целей компании соответствует миссии и определяет долгосрочные ориентиры развития;

· тактические задачи соответствуют иерархии целей и определяют текущие задачи;

· планы работы компании представляют собой комплекс мер, направленных на достижение намеченных целей и задач;

· выбраны единицы измерения и разработана технология проведения измерений всех видов затрат и результатов деятельности компании;

· бизнес-процессы структурированы, описывают последовательность операций, информационные потоки управления, исполнителей, результаты;

· системы и средства автоматизации обеспечивают своевременную поддержку бизнеса.

Б. Создание организационной структуры и системы управления, направленных на:

· достижение иерархии целей, решение тактических задач, выполнение разработанных планов;

· планирование и организацию работы, обеспечивающих прибыльность деятельности компании;

· распределение полномочий, ответственности и доходов, обеспечивающих стимулирование работы сотрудников;

· создание для всех сотрудников компании системы ценностей, соответствующей целям компании.

В. Повышение эффективности выполнения бизнес-процессов по всем функциональным направлениям организационной деятельности:

· преобразование укрупненных стратегий работы компании в планы действий структурных подразделений (планирование);

· обеспечение согласованности выполнения производственных операций в подразделениях компании или предусмотренной реакции на события (координация);

· обеспечение такой организации работ, при которой компания работает с максимальной отдачей, сохраняя оптимальный резерв ресурсов, и своевременно реагирует на изменение внешних условий (управление ресурсами);

· проведение в жизнь согласованной политики через все структурные подразделения компании (реализация политики).

Г. Обеспечение информационной поддержки выполнения бизнес-процессов и управления работой компании, т.е. создание корпоративной информационной системы, информация в которой является:

· точной, адекватной существующей задаче;

· своевременной, поступающей до принятия соответствующих решений;

· полной, затрагивающей все аспекты принимаемого решения;

· имеющей непосредственное отношение к существу дела;

· удобной в использовании, т.е. краткой.

Организационная структура является стержнем, а структура бизнес-процессов – основой функционирования бизнеса. При этом организационная структура и структура бизнес-процессов – взаимосвязанные и взаимоопределяющие элементы жизнедеятельности компании (бизнеса).

Как было отмечено, развитая компания является системой различных и не всегда взаимоувязанных отдельных направлений деятельности (бизнесов).

С позиций успешности бизнеса можно выделить следующие основные этапы процесса совершенствования компании:

А. Функциональное и информационное обследование предприятия. Цель этого этапа состоит в сборе подробной информации о направлениях работы, решаемых задачах, приоритетах, показателях развития, показателях эффективности, организационной структуре, выполняемых функциях, сопутствующих им материальных, финансовых и информационных потоках, взаимодействии с внешними абонентами, используемых средствах автоматизации и др.

Б. Определение миссии компании, иерархия целей, разработка функциональных моделей существующей («как есть») организации бизнес-процессов. Цель этого этапа состоит в формальном представлении собранной информации в соответствии с согласованной целью проекта.

В. Анализ организации бизнеса. Оценка эффективности существующей организации бизнес-процессов. На этом этапе выделяются показатели эффективности бизнес-процессов, выполняется анализ существующего уровня и методов их информационной поддержки, функционально-стоимостной анализ, выделение центров затрат, динамический анализ загрузки и распределения ресурсов и др.

Г. Разработка функциональных и информационных моделей рациональной («как должно быть») организации бизнес-процессов в соответствии с установленной иерархией целей предприятия. На этом этапе проводится также формирование предложений по совершенствованию организационной структуры, системы управления предприятия и системы информационной поддержки бизнес-процессов.

Д. Оценка эффективности предлагаемых решений. На этом этапе рассчитываются показатели эффективности бизнес-процессов, соответствующих моделям «как должно быть», проводится их сопоставление со значениями, полученными для моделей «как есть», анализ различий.

Таким образом, бизнес-система является производной от миссии, целей и стратегии компании, то есть указанные элементы определяют бизнес-процессы (производственную структуру компании), а последние в свою очередь организационную структуру управления компании (иерархию подразделений, распределение полномочий и ответственности) и наконец, названная структура определяет систему кадрового обеспечения бизнес-процессов.

Современную корпорацию можно представить как бизнес-систему, основные элементы которой показаны на рисунке 3.2.

Направления деятельности – это различные виды бизнеса, продукции или услуг, осуществляемые или производимые корпорацией. Различаются производственные и функциональные направления деятельности. Производственными видами деятельности, например, могут быть грузовые перевозки по отдельным родам важнейших видов грузов, требующих специализированный тип вагонов: наливные, в том числе, нефть, мазут, бензин: автомобили, скоропортящиеся грузы, хлебные и т.д.

Компания как экономический субъект. Представление корпорации как бизнес-системы - student2.ru

Функциональными направлениями деятельности (функциональные области, см. тему 1) - бухгалтерский учет, материально-техническое снабжение, кадровая работа, управление финансами, управление производством и др.

Функции управления корпорацией – это устоявшиеся и, как правило, стандартные для различных компаний виды деятельности (функции), направленные на организацию работ и управление компанией. К функциям корпоративного менеджмента относятся: формирование целей корпорации, ее миссии и стратегии;

· планирование;

· организация;

· координирование;

· мотивация;

· контроль.

Организационная структура управления корпорацией предполагает состав и иерархию управленческих подразделений корпорации (департаментов, отделов, служб, блоков, дивизионов) в соответствии с выбранной организационной структурой корпорации (дивизионально-продуктовая, дивизионально-региональная, глобально-продуктовая, глобально-региональная, дивизионально-потребительская, линейно-функциональная, матричная, бригадная и др.)

Бизнес-функции корпорации – обособленные виды деятельности, направленные непосредственно на выпуск продукции или услуг с целью получения корпорацией дохода (прибыли). Бизнес-функции компании определяются:

1. Этапами производственного цикла (например, закупки, производство, сбыт и т.д ).

2. Компонентами производственного обеспечения (например, техническое оснащение, обеспечение энергоресурсами, связью, транспортом и т.д.)

3. Функциональными направлениями деятельности (см. выше).

В современном менеджменте выделяют две модели управления корпорациями: функциональную и процессную. Все остальные являются лишь их практическими примерами, как в «чистом» виде, так и в сочетании различных комбинаций.

Наши рекомендации