Учебно-ознакомительная практика»
Цели и задачи учебной практики[2]
Цель учебной (учебно-ознакомительной) практики: дать представление о деятельности специального психолога, познакомить с практическими особенностями проведения диагностики и психопросвещения. Этот этап практики предусматривает углубление и расширение теоретических знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе теоретического обучения.
Задачами практики являются:
· Формирование у студентов целостного восприятия отрасли профессиональной деятельности;
· Формирование первичных профессиональных умений;
· Изучение системы требований и ожиданий, предъявляемых к специалисту;
· Изучение различных сторон профессиональной деятельности.
«Учебно-ознакомительная практика» проводится в форме психологической практики, предполагающей работу студента в качестве специального психолога с лицами, имеющими нарушения интеллекта, слуха, зрения, детского церебрального паралича и др. нарушения в развитии.
Учебная практика проводится в образовательных и воспитательных учреждениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях соответствующего профиля.
Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом по направлению подготовки (специальности), календарным планом учебного процесса на текущий учебный год и утверждаются приказом по Университету о сроках и ответственных руководителях практики.
Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетных единицы (108 часов)
Таблица 3
№ | Этап практики | Кол-во часов | Часы | |
Аудит.работа | Самост. работа | |||
Организационный этап | ||||
Этап практической реализации | ||||
Заключительный этап |
Таблица 4
№№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды производственной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкости (в часах) | Формы текущего контроля | |
Организация практики | Научно-практическая конференция | 1.Подготовка доклада по заданному плану на отчетной научно-практической конференции | ||
Организационно-ознакомительный (1 неделя) | Знакомство с учреждением | 1.Психолого-педагогическая характеристика личности ребенка; 2.Рекомендации по развитию ребенка | ||
Наблюдение за детьми | ||||
Изучение документации | ||||
Информационно-просветительский (2 неделя) | Оформление стенда или методической папки, проведение психопросвещения (как мероприятия). | 1.Подобранный методический материал; 2. Материал по психопросвещению | ||
Проведение диагностики | 1Программа диагностики, ее результаты | |||
Подведение итогов | Научно-практическая конференция | 1.Отчет по результатам практики; 2.Самоанализ результатов практики |
Равномерное распределение часов в процессе практики перераспределяется в зависимости от психолого-педагогической необходимости и по усмотрению администрации, психолога, методиста специального учреждения.
Прохождение «Учебно-ознакомительной практики» предусматривает выполнение студентами следующих видов самостоятельной работына этапе практической реализации:
I. Организационно-методическое направление деятельности психолога:
1. Анализ нормативной документации учреждения: вид учреждения, контингент воспитанников, основные направления в работе образовательного учреждения, используемые в учреждении инновации, особенности системы воспитательной и коррекционно-развивающей работы, традиции образовательного учреждения, материальная база, трудности в работе; документация, регламентирующая деятельность психолога – нормативные документы, рабочая и методическая документация (календарные планы; аналитические отчеты о проделанной работе; аналитические справки по результатам диагностических обследований; рекомендации педагогам; протоколы; журнал учета консультаций; журнал учета коррекционной работы; материалы диагностики, консультирования и коррекции и др.).
2. Планирование и организация собственной деятельности в соответствии с режимом работы образовательного учреждения.
3. Изучение и анализ специальной литературы по следующим вопросам:
· Документация, регламентирующая работу специалиста.
· Требования к организации психолого-педагогического обследования ребенка с отклонениями в развитии.
· Методы изучения детей (наблюдение, беседа, изучение анамнеза, изучение продуктов деятельности и др.).
· Методы изучения познавательного и личностного развития детей с нарушениями в развитии.
II. Диагностическое направление деятельности психолога:
1. Разработка диагностической программы, подготовка опорного и стимульного материала для диагностического обследования ребенка.
2. Обработка, анализ и систематизация данных психолого-педагогического обследования; составление психолого-педагогической характеристики ребенка .
3. Оформление отчета по практике.
Образцы оформления отчетной документации представлены в Приложении.
По итогам прохождения «Учебно-ознакомительной практики» студенты предоставляют на кафедру отчетную документацию
Учебно-методическое обеспечение учебной практики
Основная литература
1.Практическая психология образования: Учеб. пособие для ст уд. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология"/Под ред. И.В. Дубровиной.-4-е изд., перераб. и доп.-СПб.:Питер, 2007.
2. Изотова Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец.психологии/ Е. И. Изотова.-М.:Академия,2007.-288с.
Дополнительная литература
1.Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург: «Деловая книга», /Г.С.Абрамова.-М: издательский центр «ACADEMIA», 1995. – 220с.
2.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. /М.Р.Битянова– М.: Совершенство, 1997. – 298 с.
3.Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию психолог./ И.В.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников.- М., 2002.
4.Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов./Р.В.Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.
5.Пахальян В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования: Учеб. пособие./В.Э.Пахальян. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 208 с.
6.Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учеб.пособие. /В.Э.Пахальян. – СПб.: Лидер, 2006. – 256 с.
7. Семаго М.М, и др. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения (методическое пособие). (Библиотека психолога образования)/ М.М.Семаго, Н.Я. Семаго, О.Г. Хачиян. Айрис-пресс, 2004, 128 с.
8. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися/ О. В.Хухлаева.-М.:Генезис, 2007.-208с.
9. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами/ О. В. Хухлаева.-М.:Генезис, 2008.-192с.
10.Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями/О.В. Хухлаева.-М.:Генезис, 2008.-192с.