Учебно-ознакомительная практика»

Цели и задачи учебной практики[2]

Цель учебной (учебно-ознакомительной) практики: дать представление о деятельности специального психолога, познакомить с практическими особенностями проведения диагностики и психопросвещения. Этот этап практики предусматривает углубление и расширение теоретических знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе теоретического обучения.

Задачами практики являются:

· Формирование у студентов целостного восприятия отрасли профессиональной деятельности;

· Формирование первичных профессиональных умений;

· Изучение системы требований и ожиданий, предъявляемых к специалисту;

· Изучение различных сторон профессиональной деятельности.

«Учебно-ознакомительная практика» проводится в форме психологической практики, предполагающей работу студента в качестве специального психолога с лицами, имеющими нарушения интеллекта, слуха, зрения, детского церебрального паралича и др. нарушения в развитии.

Учебная практика проводится в образовательных и воспитательных учреждениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях соответствующего профиля.

Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом по направлению подготовки (специальности), календарным планом учебного процесса на текущий учебный год и утверждаются приказом по Университету о сроках и ответственных руководителях практики.

Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетных единицы (108 часов)

Таблица 3

Этап практики Кол-во часов Часы
Аудит.работа Самост. работа
Организационный этап
Этап практической реализации
Заключительный этап

Таблица 4

№№ п/п Разделы (этапы) практики Виды производственной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкости (в часах) Формы текущего контроля
  Организация практики Научно-практическая конференция     1.Подготовка доклада по заданному плану на отчетной научно-практической конференции
Организационно-ознакомительный (1 неделя) Знакомство с учреждением       1.Психолого-педагогическая характеристика личности ребенка; 2.Рекомендации по развитию ребенка
Наблюдение за детьми
Изучение документации
Информационно-просветительский (2 неделя) Оформление стенда или методической папки, проведение психопросвещения (как мероприятия).     1.Подобранный методический материал; 2. Материал по психопросвещению
Проведение диагностики 1Программа диагностики, ее результаты
    Подведение итогов   Научно-практическая конференция     1.Отчет по результатам практики; 2.Самоанализ результатов практики

Равномерное распределение часов в процессе практики перераспределяется в зависимости от психолого-педагогической необходимости и по усмотрению администрации, психолога, методиста специального учреждения.

Прохождение «Учебно-ознакомительной практики» предусматривает выполнение студентами следующих видов самостоятельной работына этапе практической реализации:

I. Организационно-методическое направление деятельности психолога:

1. Анализ нормативной документации учреждения: вид учреждения, контингент воспитанников, основные направления в работе образовательного учреждения, используемые в учреждении инновации, особенности системы воспитательной и коррекционно-развивающей работы, традиции образовательного учреждения, материальная база, трудности в работе; документация, регламентирующая деятельность психолога – нормативные документы, рабочая и методическая документация (календарные планы; аналитические отчеты о проделанной работе; аналитические справки по результатам диагностических обследований; рекомендации педагогам; протоколы; журнал учета консультаций; журнал учета коррекционной работы; материалы диагностики, консультирования и коррекции и др.).

2. Планирование и организация собственной деятельности в соответствии с режимом работы образовательного учреждения.

3. Изучение и анализ специальной литературы по следующим вопросам:

· Документация, регламентирующая работу специалиста.

· Требования к организации психолого-педагогического обследования ребенка с отклонениями в развитии.

· Методы изучения детей (наблюдение, беседа, изучение анамнеза, изучение продуктов деятельности и др.).

· Методы изучения познавательного и личностного развития детей с нарушениями в развитии.

II. Диагностическое направление деятельности психолога:

1. Разработка диагностической программы, подготовка опорного и стимульного материала для диагностического обследования ребенка.

2. Обработка, анализ и систематизация данных психолого-педагогического обследования; составление психолого-педагогической характеристики ребенка .

3. Оформление отчета по практике.

Образцы оформления отчетной документации представлены в Приложении.

По итогам прохождения «Учебно-ознакомительной практики» студенты предоставляют на кафедру отчетную документацию

Учебно-методическое обеспечение учебной практики

Основная литература

1.Практическая психология образования: Учеб. пособие для ст уд. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология"/Под ред. И.В. Дубровиной.-4-е изд., перераб. и доп.-СПб.:Питер, 2007.

2. Изотова Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец.психологии/ Е. И. Изотова.-М.:Академия,2007.-288с.

Дополнительная литература

1.Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург: «Деловая книга», /Г.С.Абрамова.-М: издательский центр «ACADEMIA», 1995. – 220с.

2.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. /М.Р.Битянова– М.: Совершенство, 1997. – 298 с.

3.Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию психолог./ И.В.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников.- М., 2002.

4.Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов./Р.В.Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.

5.Пахальян В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования: Учеб. пособие./В.Э.Пахальян. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 208 с.

6.Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учеб.пособие. /В.Э.Пахальян. – СПб.: Лидер, 2006. – 256 с.

7. Семаго М.М, и др. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения (методическое пособие). (Библиотека психолога образования)/ М.М.Семаго, Н.Я. Семаго, О.Г. Хачиян. Айрис-пресс, 2004, 128 с.

8. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися/ О. В.Хухлаева.-М.:Генезис, 2007.-208с.

9. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами/ О. В. Хухлаева.-М.:Генезис, 2008.-192с.

10.Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями/О.В. Хухлаева.-М.:Генезис, 2008.-192с.

Наши рекомендации