Основные факторы и эмпирические индикаторы, характеризующие отношение к труду, их типология
Охарактеризовать отношение работника к труду можно как по результату его труда (объект, на который направлено действие), так и по непосредственному участию работника в системе (субъект, выполняющий действие) общественного производства, его осознанию, пониманию, оценке своего трудового участия (вклада) в общественное производство. Поэтому все факторы формирования отношения к труду можно разделить на объективные условия и обстоятельства, которые образуют независимые от субъекта предпосылки его деятельности, связанные с особенностями производственной и непроизводственной среды, и субъективные, связанные с отражением внешних условий в сознании и психике работника, с его индивидуальными особенностями.
Хотя объективные характеристики труда и являются внешними по отношению к человеку, но на него воздействуют и им оцениваются. У человека складывается определенная внутренняя позиция по отношению к труду как типу деятельности. Объективные факторы выступают стимулами к трудовой деятельности, равнодействующими по отношению к любым видам труда и любым типам личности; субъективные - мотивами, внутренними побудителями конкретной личности.
Объективные факторы бывают общими и специфическими. Кобщим относятся социально-экономические и иные социальные условия трудовой деятельности. Например, частная форма собственности (и это доказано рядом исследований) сказывается на трудолюбии человека. Трудолюбие как деятельность внутренних побуждений особенно проявляется при сознательном сочетании личных и общественных интересов.
Специфические факторы - это обстоятельства и условия конкретной трудовой деятельности: содержание труда, его производственные условия, организация и оплата, социально-психологический климат коллектива, система семейного и школьного воспитания, средства массовой информации и пропаганды, самостоятельность деятельности и степень участия в управлении.
Конечно, внешние социальные воздействия первоначальны, но они становятся влиятельной силой, когда преломляются через внутренний мир человека (жизненные идеалы, устремления, мотивы трудовой деятельности, психологический настрой и т.д.). Это позволяет понять, почему в одной трудовой организации, на одних и тех же участках производства люди по-разному относятся к труду: одни трудятся инициативно, высокопроизводительно, с полной отдачей сил и способностей, другие - с ленцой, допускают потери рабочего времени, не соблюдают требования производства, нарушают дисциплину труда. Поэтому большое влияние на формирование отношения человека к труду оказывают субъективные факторы: предшествующий опыт, общая и профессиональная культура, психологические, демографические и социально обусловленные особенности человека: его пол, возраст, образование, стаж работы, способности, наклонности, степень осознания значимости своей трудовой деятельности, потребность в ней и особенно ценностные ориентации. Чаще всего все факторы невидимыми нитями связаны между собой. Задача социологии выявить наиболее существенные взаимосвязи и взаимозависимости. Социологической наукой предпринята попытка вывести типологию работников в зависимости от отношения их к труду.
Обычно выделяется четыре типа работников:
1. супернормативный тип - в эту группу входят исключительно активные и добросовестные работники, выполняющие и перевыполняющие производственные задания, инициативные, участвующие в управлении своей трудовой организации (фирмы, акционерного общества, кооператива и т.д.);
2. нормативный тип - в эту группу входят достаточно добросовестные работники, ориентированные на выполнение предъявляемых требований и норм;
3. субнормативный тип - к этой группе относятся недостаточно добросовестные работники, пытающиеся схитрить, словчить, но так, чтобы другие ничего не замечали;
4. ненормативный тип - эту группу составляют недобросовестные работники.
Безусловно, данная типология условна и может видоизменяться и корректироваться в зависимости от различного рода условий и факторов. Но она в какой-то степени помогает изучать и проводить типологию работников в зависимости от отношения их к труду.
Реформирование общества, внедрение рыночных отношений как раз и ставят основную задачу - преодолеть социальную апатию работников, развить у них интерес к труду, активизировать человеческий фактор. Отношение к труду тесно связано с удовлетворенностью трудом, производственной ситуацией.
29.Специфика формирования отношения к труду в условиях рынка
Цель изучения отношения к труду — в выявлении механизма его формирования и управления им. Наиболее значимым моментом в реализации этой задачи является изучение факторов, формирующих отношение к труду, и в первую очередь выявление степени его воздействия на производственные показатели работников.
Отношение к труду не является следствием лишь тех процессов, которые происходят в сфере производства.Оносвязано с более широким контекстом общественной жизни, с явлениями, происходящими в сфере быта, семьи, досуга, образования, культуры, со всем образом жизни.
В конкретной производственной ситуации, на уровне предприятия, факторами, определяющими отношение к труду, являются, во-первых, социально-демографические особенности работников и, во-вторых, особенности производственной и внепроизводственной среды. К социально-демографическим особенностям работников относятся пол, возраст, образование, стаж работы, а также такие личностные характеристики, как интересы, потребности, установки, ценностные ориентации, мировоззрение.Факторы, связанные с особенностями производственной и внепроизводственной среды, подразделяют на прямые (объективные специфические условия трудовой деятельности — характеристики производственной ситуации) и косвенные (система семейного и школьного воспитания, воздействие средств массовой информации и пропаганды).
Важно выявлять влияние факторов формирования отношения к труду, на трудовую активность работников, мотивы трудового поведения и степень удовлетворенности, с его объективными и субъективными показателями.
Конкретные социологические исследования отношения различных социальных групп работников к труду во всем многообразии составляющих его элементов проводятся в нашей стране с б0-х годов. До этого освещались лишь отдельные формы трудовой активности трудящихся, такие, как участие в ударничестве, стахановском движении, в социалистическом соревновании, в движении за коммунистическое отношение к труду, в многостаночном обслуживании, совмещении профессий, дисциплинированность. Одним из первых специальных социологических исследований было исследование отношения к труду молодых рабочих Ленинграда, результаты которого опубликованы.
Под влиянием развития производительных сил страны, совершенствования технико-технологической базы производства, а также благодаря росту профессионально-культурного уровня населения возрастает трудовая активность работников, увеличивается их трудовой вклад в решение экономических и социальных задач. Однако уровень трудовой активности зависит от разных факторов, о чем свидетельствуют данные специальных социологических исследований, проводившихся в разных регионах страны. В основе различий в уровне трудовой активности лежат такие факторы как, стаж работы, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, определяющий возможности овладения профессиями большей сложности; условия и содержание труда, определяющие специфику требований к характеру трудовой активности; взаимосвязь производственной и бытовой сфер жизнедеятельности рабочих, которая различна для разных социально-демографических групп.
К производственным факторам, формирующим отношение к труду и степень трудовой активности, относятся оплата, условия, организация, содержание труда, производственная самостоятельность, возможность влиять на решения, касающиеся собственного процесса труда, взаимоотношения в трудовом коллективе, стиль руководства и др. Главным же, определяющим фактором отношения к труду является хозяйственный механизм, обеспечивающий фактическую возможность осуществить свое право сохозяина средств производства и тем самым максимально реализовать свой потенциал, свои способности в профессиональной деятельности.
Субъективные показатели удовлетворенности трудом также формируются под воздействием ряда факторов. К первой группе факторов относятся характеристики производственной среды. Ко второй — ожидания и уровень притязаний работников, их ценностные ориентации, информированность и, наконец, частные оценки отдельных сторон трудовой деятельности. Поэтому, с одной стороны, высокая степень удовлетворенности может свидетельствовать о положительном отношении к труду, обусловленном высокой организацией производства и труда. С другой стороны, подобная степень удовлетворенности может быть результатом низких притязаний работников.
Специальные социологические исследования свидетельствуют, что общая удовлетворенность трудом в значительной мере определяется именно факторами второй группы вне зависимости от факторов производственной среды.
Отношение к труду — важнейший социологический фактор производительности труда. Трудовая активность и удовлетворенность трудом различных групп работников выступают важным социологическим фактором развития производства и производительности труда. Однако связи между отношением к труду и его эффективностью не всегда прямолинейны; они сложны и многозначны. На эффективность труда в ряду других оказывают влияние личностные факторы, не связанные с отношением к труду: трудовой опыт работников, состояние их здоровья, одаренность.
Кроме того, характер соответствия между вербально выраженной удовлетворенностью, с одной стороны, и фактическим поведением и результативностью труда — с другой, зависит от ряда условий. К ним относятся возможность выбора поведения, например перехода на работу пс другой специальности, типичные для профессионально-квалификационных групп ценности и образцы поведения.
Наряду с позитивными такие негативные тенденции, как снижение показателей дисциплины труда, недостаточная эффективность предпринимаемых дисциплинарных мер воздействия, ослабление общественно-производственных интересов и ориентации при активизации семейно-бытовых и досуговых интересов .
Отношение к труду работников всех сфер и уровней народного хозяйства в 70—80-е годы отличалось противоречивостью. С одной стороны, инициативность, рационализаторский подход, высокоразвитое чувство профессионального долга, профессиональной гордости («я — могу!»), с другой — недостаточный уровень дисциплинированности, трудовая инертность, консерватизм, привычка действовать только по инструкции и даже, в некоторых социальных группах, вседозволенность, круговая порука, профессиональный цинизм, безразличие одних нередко покрывались героизмом и напряжением сил других.
30. Удовлетворенность трудом - это состояние сбалансированности требований, предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценки возможностей реализации этих запросов. Удовлетворенность трудом - это оценочное отношение человека или группы людей к собственной трудовой деятельности, различным ее аспектам, важнейший показатель адаптации работника на данном предприятии, в данной трудовой организации.
В социологии труда различают так называемую общую и частичную удовлетворенность трудом, где первая характеризует удовлетворенность трудом в целом, а вторая - различными его аспектами и элементами производственной ситуации.
Например, удовлетворенность содержательностью операций, квалифицированностыо выполняемых работ, отношениями в трудовой организации, ритмичностью производства, состоянием оборудования, техники безопасности и т.д.
Существует целый ряд достаточно конкретных значений удовлетворенности трудом, отражающих ее роль, функции, последствия в социально-экономической жизни, в организации и управлении.
1. В результате изучения оценочных отношений людей к благополучию в быту, социально-экономической системе и социальному климату установлено, что работа и карьера имеют для них наибольшее значение наряду с такими ценностями, как здоровье, личная жизнь, полноценный досуг (часто занимая в этом рейтинге первую позицию). Одним словом, удовлетворенность трудом есть прежде всего социальная удовлетворенность, важнейший показатель качества жизни индивидов и групп, населения, нации.
2. Удовлетворенность трудом имеет функционально-производственную значимость. Она влияет на количественные и качественные результаты работы, срочность и точность выполнения заданий, обязательность в отношении других людей. Отношение к труду может основываться на самооценке работником своих деловых качеств и показателей. При этом самоудовлетворенность и самонеудовлетворенность в зависимости от конкретного случая могут положительно и отрицательно влиять на работу.
3. Забота работодателя об удовлетворенности людей их трудом определяет некоторые существенные типы управленческого поведения, трудовых отношений вообще. Работодатель часто скептически относится к производственно-экономическому эффекту всяких мероприятий по гуманизациитруда и их финансирование считает нерациональным. Средства на эти цели обычно тратятся под давлением профсоюзов, правовых инстанций или масс (работников). Это происходит зачастую из-за недопонимания важности и значения для производственной сферы такого показателя, как «удовлетворенность трудом».
4. Удовлетворительные, с точки зрения работника, характер и условия труда - это важнейший фактор авторитета руководителя. Для работников та администрация хороша, которая способна сделать лучшим их труд.
5. Удовлетворенность трудом часто является индикатором текучести кадров и необходимости соответствующих действий по ее предотвращению.
6. В зависимости от удовлетворенности трудом повышаются или понижаются требования и притязания работников, в том числе и в отношении вознаграждения за работу (удовлетворенность может снижать критичность в отношении оплаты труда).
7. Удовлетворенность трудом является универсальным критерием объяснения, интерпретации самых разных поступков отдельных работников и трудовых групп. Она определяет стиль и способ общения администрации с работниками. Иначе говоря, различается поведение удовлетворенных и неудовлетворенных работников, различается также и управление удовлетворёнными и неудовлетворенными людьми.