ТЕМА 16.
Каждая организация в сфере экономики, как правило, ориентированная на достижение определенного коммерческого успеха, то есть получение в результате своей деятельности дохода, который превышал бы совокупные производственные расходы, в противном разе производственно-хозяйственная деятельность не имеет смысла.
Для достижения определенного уровня эффективности производственно-хозяйственной деятельности необходимо тщательным образом изучать рыночный спрос, взвесив внешние условия и собственные возможности определить и спроектировать конкурентоспособные виды продукции (товаров, услуг), как можно точнее спланировать потребность в производственных ресурсах всех видов, обеспечить их снабжение в надлежащее время в необходимых объемах, на высоком профессиональном уровне организовать совокупный производственный процесс. Обязательным условием обеспечения запланированного или желаемого уровня эффективности производства является постоянный мониторинг течения производственных процессов, расходования ресурсов, выполнения заказов потребителей, финансового состояния предприятия и итоговых показателей экономической эффективности деятельности.
Определяющими факторами эффективности производства являются прежде всего качественные характеристики персонала и уровень менеджмента. Поэтому анализ эффективности деятельности любой организации целесообразно начинать с анализа и оценивания эффективности менеджмента персонала.
Менеджмент персонала как функция управления предприятием является сложным, многогранным процессом, который происходит во времени и пространстве. Если этот процесс управляется менеджерами с современным пониманием роли и значения человеческого фактора, с использованием мирового опыта, наработанного многими поколениями научных работников и руководителей-практиков, то предприятие будет гарантировано обеспеченно конкурентоспособным персоналом. Такой персонал не только с успехом будет решать непростые текущие задания производства, он будет надежным залогом поступательного развития предприятия, невзирая на все сложности и внешние угрозы.
Главным методом анализа экономической эффективности менеджмента персонала является метод сравнения. Его суть заключается в том, что избирается ряд экономически важных показателей деятельности организации, дальше - каждый из этих показателей оценивается или на конкретную дату, или за конкретный рабочий период, например, за год, квартал года, месяц, за рабочий день и тому подобное. Следовательно, каждый отдельный показатель или группу взаимоувязываемых или взаимодополняющих показателей сравнивают в зависимости от цели анализа:
Организационная эффективность менеджмента персоналаВажной предпосылкой достижения приемлемого уровня экономической эффективности менеджмента персонала является обеспечение адекватного организационного уровня менеджмента персонала. Иначе говоря, экономическая эффективность менеджмента персонала вырастает из организационной.
Среди важнейших показателей организационной эффективности менеджмента персонала стоит выделить:
· состояние обеспечения потребностей предприятия в персонале за профессиями, специальностями, должностями и образовательно квалификационными уровнями работников;
· эффективность использования рабочего времени, квалификации и творческого потенциала всех категорий персонала;· уровень ритмичности производства;· качество продукции и услуг.
Организационная эффективность менеджмента персонала достигается повседневной настойчивой работой в таких направлениях:
· высококачественное информационное обеспечение (нормативно правовые акты, стандарты, организационно предписывающие документы, нормы, лимиты, правила, положение, инструкции, планы, графика, договоры, соглашения, методические рекомендации, справочная литература);· подбор, комплектование и расстановка кадров, разделение и кооперирование труда, делегирования полномочий;· организация и обслуживание рабочих мест;· создание благоприятных условий труда;· эффективный мониторинг ритмичности производства;· отчетность, учет и контроль результатов производства, во всех структурных подразделениях.
Социальная эффективность менеджмента персонала
Уровень социальной эффективности менеджмента персонала характеризуется такими показателями и критериями, которые отображают разные аспекты привлекательности или непривлекательности работы в данном трудовом коллективе, удовлетворенности или недовольстве людей, работой в широком аспекте.
Частичными показателями социальной эффективности менеджмента персонала является:
· динамика роста реальной заработной платы наемных работников;
· гарантии занятости на длительный период времени (отсутствие угрозы потерять роботу);
· стабильность кадрового состава;
· состояние условий труда и культурно-бытового обслуживания на производстве;
· возможности учебы и профессионально квалификационного продвижения;
· уровень социального страхования;
· социально психологический климат в структурных подразделениях и на предприятии в целом.
Общий уровень социальной эффективности менеджмента персонала можно оценить через показатели удовлетворенности работников работой, который определяется на основании целеустремленных социологических исследований.