Тема 11 № 2. Исследование профессионально – квалификационной структуры труда.
Состав и численность персонала определяется перечнем должностей для обеспечения потребностей производства в зависимости от функциональной, технологической и организационной структуры.
Численный состав определяется – содержанием, масштабом, сложностью и трудоемкостью производственных процессов.
При расчете численности используют:
- нормы времени необходимые для выполнения операции.
- нормы численности
- величину полезного фонда времени, нормы обслуживания, и др.
Под структурой персонала понимают количественное соотношение между группами работников задаваемые технологической и организационной структурой.
Структура может быть:
- статистической
- аналитической
Статистическая – отражает распределение и движение персонала в разрезе категорий и групп должностей (персонал основных видов деятельности, и неосновных видов деятельности).
Аналитическая – подразделяется на общую и частную:
- общая – включает стаж, образование, профессию
- частная – соотношение отдельных категорий работников.
Занятие должности требует обладания соответствующей профессии и квалификации.
Под профессией понимают – совокупность специальных теоретических знаний, практических навыков и опыта, приобретенных человеком в результате специальной подготовки.
Параметры профессиональной пригодности:
- физические данные
- квалификация
- опыт
- психические особенности
- личностные качества
- поведение во время и вне работы.
В пределах каждой профессии выделяются специальности по более узким направлениям деятельности. Опыт и практика увязывают навыки и знания и умение во едино формируя ПОСТИФИКАЦИЮ., т.е степень профпригодности необходимую для выполнения поставленных функций.
Количественные показатели характеризующие квалификацию:
- коэффициент квалификации работников
-коэффициент использования квалификации
- коэффициент специализации
- коэффициент стажа работы в организации.
Исследование профессионально-квалификационной структуры осуществляется на основании статистических данных «Численность, состав и профессиональное обучение кадров» ежегодно и в целом по РБ.
Тема 11 № 3. Факторы внешней и внутренней среды, определяющие содержание маркетинговой деятельности в области персонала.
Факторы внутренней среды:
I. Анализ и оценка целей организации. Цель определяется как конечный результат деятельности, может быть установлена по периоду, по сроку реализации, по направленности. Наблюдается полное соответствие общих целей организации и целей по управлению персоналом.
Если цель организации предполагает внедрение инновационных технологий в производство и выпуск наукоемкой продукции, то целью в области персонала будет совершенствование и развитие имеющегося кадрового потенциал, привлечение высококвалифицированного научного персонала.
II. структура организации – динамически меняется под влиянием изменяющихся факторов внешней среды, что в свою очередь приводит к высвобождению персонала, либо привлечению персонала иных профессий.
III. технология – способы и приемы применяемые при выполнение своих обязанностей сотрудниками.
Изменение технологии выполнения задач напрямую связано с маркетинговыми исследованиями персонала, в особенности если требуется привлечение специалистов по современным автоматизированным системам управления.
IV. Задачи – это конкретные предписания деятельности сотрудника, регламентируются должностными инструкциями.
Задачи могут меняться под влиянием изменения целей организации, технологий управления, сменой вида деятельности, сменой функциональных обязанностей сотрудника, и иной , что приведет к маркетинговым исследованиям в области оценки рынка труда и источника привлечения персонала.
Факторы внешней среды:
I. Общеэкономические факторы.
Анализ данного фактора показывает тенденции экономического развития конкурентной среды, ситуацию в области получения образования.
II. Развитие технологий – определяет изменение характера и содержание труда ( механизированный, автоматизированный), предметную направленность, определяет требование к новым специалистам.
III. Социально-демографический – характеризуется структурой, численным и качественным составом трудоспособного населения, уровнем доходов, рождаемостью, половозрастной структурой, уровнем старения населения и др.
IV. Законодательная база государства – это правовая основа для создания и функционирования специализированных структур занимающихся маркетингом персонала.
Сформированная законодательная база в области управления трудовыми ресурсами (кодекс трудовой, административный, концепция государственной кадровой политики, программы кадрового обеспечения по отраслям).