Ранжирование факторов размещения по отраслям

Факторов размещения

Из всей совокупности факторов выделяются главные, дейст­вующие в конкретном регионе и/или преимущественно воздейст­вующие на выбор месторасположения конкретного предприятия.

Таблица 11.3

Ранжирование факторов размещения по отраслям

Специализации ВВЭР (в порядке убывания значимости)

Факторы размещения Машиностроение Автомобилестроение Электротехника Химиче­ская промышленность Пищевая промыш­лен­ность
Издержки на заработную плату              
Наличие телекоммуника­ций       5      
Наличие квалифицированной рабочей силы              
Стабильность политиче­ского положения          
Надежность энергоснаб­жения          
Низкие налоги с пред­приятий                  
Наличие сырья        
Близость рынков        
Возможность посменной работы                  
Близость к сети магист­ральных автодорог                  

Актуальным требованием становится жесткая работа по ана­лизу и позитивному влиянию на мягкие факторы размещения. Заинтересованные в этом региональные и муниципальные органы власти и управления подталкиваются к долговременной деятель­ности по улучшению производственной, социальной, институ­циональной и экологической инфраструктур региона, созданию и поддержанию его имиджа как средства привлечения инвестиций. Иными словами, регион из места реализации маркетинговых ре­шений хозяйствующих субъектов сам превращается в продукт, сбываемый на рынке. Соответственно, ответ на вопрос: как это лучше сделать? — дает новое направление на стыке маркетинга и экономики региона — маркетинг регионов (табл. 11.3).

Ранжирование факторов размещения по отраслям - student2.ru

Рис. 11.2.Организационные формы индустриальных систем

Контрольные вопросы

1.Что характеризуют факторы социально-экономического развития и конкуренто­способности регионов?

2. Что понимается под жесткими факторами?

3.Что понимается под мягкими факторами? Какие мягкие факторы вы можете назвать?

4. Какие новые тенденции существуют сегодня в соотношении отдельных факторов?

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ЭКОНОМИКОЙ

Общая характеристика методов управления

Методы управления — важнейший элемент в механизме использования объективных законов рынка. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления.

Метод управления — это способ целенаправленного воздействия на организацию с целью достижения поставленных перед ней задач.

Сложность, изменчивость объекта управления определяет и многообразие используемых методов.

Различают общие и специальные методы управления, которые реализуются через изучение объекта управления во времени и пространстве, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими объектами, с учетом этнопсихологии населения и т.д. В связи с внедрением компьютеров, электронных вычислительных машин, возникшей потребностью объективного и быстрого обоснования принимаемых решений все чаще используются специальные методы экономического моделирования.

Экономическое моделирование

В практике управления часто приходится решать задачи, свя­занные с изменением условий функционирования объекта. Под­час изменения системы управления в ходе различных экспери­ментов достигаются методами проб и ошибок, которые порой оборачиваются немалыми просчетами для потребителей. Нередко судьбу эксперимента определяют внешние условия функциони­рования объекта управления, не регулируемые им. Существенная часть внутренних факторов и внешних условий постоянно нахо­дится в развитии во времени и пространстве. В результате все сложнее становится без специальных методов, опираясь лишь на простые расчеты и тем более на интуицию, прогнозировать пове­дение объекта управления при переходе на рыночные механизмы хозяйствования, разрабатывать альтернативные решения.

Разрешение возникающих в связи с этим проблем в значи­тельной мере облегчается благодаря экономическому моделирова­нию. Процессы, поддающиеся количественному измерению, мож­но описать в виде экономических моделей, введя условные обозначения для составляющих их факторов и результатов. Рассчи­тав такие модели, легко использовать их для научно обоснован­ного управления объектом анализа, прогнозирования, распреде­ления ресурсов и маневра ими, для контроля за эффективно­стью работы и реализации иных функций управления.

Административные и экономические методы управления име­ют наряду с характерными отличиями и много общего. В практике управления они дополняют друг друга. Важно подчеркнуть, что административные решения — это не просто некие директивы, а решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесо­образности.

Эффективное повседневное применение в управлении пред­приятием экономических методов предполагает наличие объек­тивных предпосылок и умений пользоваться такими инструмен­тами рыночной экономики, как цены и налоги, кредиты и бан­ковские ставки, котировки ценных бумаг.

Контрольные вопросы

1. Что такое методы управления?

2. Как классифицируются методы управления?

3. Чем характерны административные и экономические методы?

4. В чем различия и каковы возможности применения административных и эко­номических методов управления?

В РЕГИОНЕ

Собственности и рынка

В современных условиях под воздействием НТР воспроизвод­ство стало преимущественно интенсивным, значительно ускори­лись обновление и модернизация основного капитала на новой технической основе. На первый план выходит воспроизводство организационно-экономических и управленческих отношений, т.е. технологии и организации производства. Быстро развиваются инфраструктурные звенья общественного производства: транс­порт, связь, информационное обслуживание, сфера бытовых и сервисных услуг, подготовка и переподготовка кадров.

Основная особенность унаследованной от прошлого структу­ры экономики — ее несбалансированность, имеющая множество форм проявления, которые можно рассматривать в двух аспек­тах: во-первых, как неравномерность в развитии отдельных сфер отраслей регионов, материализующихся в структуре совокупного общественного продукта; во-вторых, как неравномерность в тех­ническом и технологическом оснащении различных отраслей и отдельных предприятий.

С точки зрения общих экономических закономерностей, регулирующих движение процесса воспроизводства, происходит интенсивное развитие сферы услуг на фоне спада промышленного производства и сельского хозяйства.

Динамика воспроизводственной структуры ВВП развитых и развивающихся стран (в ценах США 1975 г.) за 1951—1985 гг. и структурных сдвигов в экономике России (в текущих ценах про­изводителя) за 1990—1995 гг. приведена в табл. 13.1.

Таблица 13.1

Особенности организации

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

Наука управления имеет в своей основе систему исходных положений — принципов, которые обеспечивают функциониро­вание и развитие управляемой системы.

Объекта управления

Принцип правовой защищенности управленческого решения.Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с опреде­ленным риском, а в России после ее вступления в конкурентные рыночные отношения и при не устоявшихся еще правовых нор­мах — особенно. Выполнять или хотя бы считаться с действую­щими законами необходимо, иначе неминуемы крупные штрафы или даже решения о полном прекращении работы предприятия.

Многие сферы бизнеса, сулящие несомненную и быструю прибыль, находятся или в противоречии с действующими зако­нами (торговля оружием, наркотиками), или на грани с их нару­шением (игорные заведения, многочисленные «массажные» каби­неты и другие фирмы по организации «элитного отдыха»). Реше­ния о вложении капитала в подобные акции при всей их коммер­ческой заманчивости практически неминуемо приведут к краху как не имеющие правовой защищенности, не говоря уж о морально-этической стороне подобного бизнеса. Нельзя путать деловой риск с риском преступить закон.

С переходом России к открытой экономике, с резким возрас­танием роли международных связей предприятиям стало необхо­димо знать и постоянно изучать законодательные акты стран — партнеров по бизнесу и в первую очередь учитывать действующие торговые ограничения этих стран — величины налогов на ввози­мые товары, размеры квот, перечни запрещенных видов импорта, особенности валютного контроля, нетарифные барьеры. Что ка­сается последних, то отдельные страны налагают жесткий запрет на ввоз товаров, не соответствующих принятым в стране стандар­там, причем не только по критериям экологичности. Например, Голландия запрещает импорт тракторов, которые двигаются со скоростью более 10 миль в час.

Принцип правовой защищенности требует от руководителей предприятий знания действующего законодательства и умения принимать управленческие решения только с учетом их соответ­ствия действующим правовым актам, нормам морали и этики.

Принцип оптимизации управления.Этот основополагающий принцип управления дает ответы на важнейшие, принципиальные, имеющие большое практическое значение вопросы: какое решение должен принять руководитель — сконцентрировать полноту власти в своих руках или раздать большую ее часть своим коллегам? Чему отдать предпочтение — централизации или децентрализации? В каких случаях централизация необходима? Сколько сотрудников должно непосредственно подчиняться ру­ководителю: трое, пятеро, а может быть десять или даже больше? Какая структура управления в конкретной производственной ситуации является оптимальной?

Централизация управления, как свидетельствует теория и подтверждает практика, имеет несомненные преимущества при ре­шении глобальных, стратегических задач. Она позволяет оптимально распределять резервы и ресурсы, но одновременно неизбежно подавляется творческая инициатива исполнителей, не всегда оптимально решаются тактические задачи. Подтверждение этому — печальный опыт социалистического строительства в нашей стране, трагические эпизоды Великой Отечественной войны, изуродованные судьбы миллионов советских людей, особенно творческих профессий. Яркий пример всемирной истории — разгром непобедимой армии Наполеона в битве при Ватерлоо результат неоправданно жесткой централизации управления.

Но в некоторых, чаще всего экстремальных, ситуациях единоначалие совершенно незаменимо: война, пожар, стихийные бедствия.

Централизация управления имеет важное следствие: работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника. Это ясное и понятное всем правило нарушается постоянно, начальнику трудно преодолеть искушение самому вмешаться в производственный процесс и его указания кажутся ему самыми мудрыми.

Децентрализация управления освобождает членов коллектива от постоянной докучливой опеки, эффективно стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности личности. Рядовой работник выполняет задание с удвоенной энергией, если ему предоставляется хотя бы минимальная возможность действительного контроля ситуации.

Однако децентрализация управления имеет опасную тенден­цию к превращению управляемого процесса в анархию, хаос. Часто даже опытные руководители обоснованно опасаются по­терять контроль над децентрализованной управляемой системой, а слабые боятся появления компетентного неформального лиде­ра, который может подменить своего начальника, подорвать его авторитет. Нередко случается, что, делегировав свои полномо­чия исполнителям, руководитель оказывается не в состоянии ответить на конкретные вопросы как своего непосредственного начальства, так и сотрудников коллектива.

Итак, как разумнее должен распорядиться своей властью руководитель, первое лицо предприятия, особенно если это пред­приятие — частная фирма? Теория управления дает четкие, од­нозначные рекомендации: руководитель должен взять всю орга­низационно-распорядительную власть в свои руки, делегировав при этом значительную часть своих полномочий опытным за­местителям, специалистам своего дела, не мешать их работе мелкой опекой, постоянным контролем, если они в основном успешно выполняют свои служебные обязанности. Лишь при явной угрозе срыва запланированных работ или очевидном не­соответствии исполнителя занимаемой должности руководитель обязан активно вмешаться в работу отстающего структурного подразделения, применив всю полноту власти вплоть до подме­ны собой исполнителя.

Остается еще один весьма существенный вопрос: сколько можно и нужно иметь подчиненных, какова норма управляемо­сти руководителя?

Научные исследования и сотни экспериментов выявили кри­терии и показатели, характеризующие количество должностных связей между руководителем и подчиненными в процессе взаи­модействия. Французский исследователь В.А. Грейкунас обосно­вал следующую формулу, определяющую количество связей ме­жду руководителем и его подчиненными в зависимости от чис­ленности последних:

K = n [2n-1+ (n − 1)],

где n — число подчиненных;

К — количество взаимосвязей.

Формула Грейкунаса показывает, что если руководителю непосредственно подчинено четыре исполнителя, то количество спорных вопросов, разногласий, а следовательно, и обращений за их решением к начальнику будет находиться на уровне 44 кон­тактов за рабочий день. Перспективы лавинообразного нараста­ния количества контактов видны из табл. 15.1.

Таблица 15.1

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА

Рамки для установления

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления. — М., 1996.

2. Брячихин А.М. Россия — город — власть. — М., 1995.

3. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства: — Обнинск, 1995.

4. Гаврилов А.И. Проблемы повышения эффективности мест­ного самоуправления. — М.: БЕК, 1994.

5. Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием. — М., 1993.

6. Гладышев А.В. Правовые основы местного самоуправления. ― М., 1996.

7. Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление. — М, 1997.

8. Европейская хартия о местном самоуправлении. Совет Ев­ропы, Страсбург, 1990.

9. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета. — 1996. — 9 апреля.

10. Мацнов Д.А. и др. Анализ экономического взаимодействия регионов России // Проблемы прогнозирования. — 1995. — №7.

11. Мацнов Д.А. Сохраним ли целостность общероссийского экономического пространства? // Российский экономиче­ский журнал. — 1995. — № 7.

12. Мельников С.Б. Корпоратизм — российский путь реформ. — М., 1996.

13. Менеджмент в сфере услуг / Под. ред. В.Ф. Уколова. — М., 1995.

14. Мельников С.Б. Формирование корпоративного управления муниципальными образованиями в России в условиях кри­зиса. — М., 1996.

15. Местное самоуправление в зарубежных странах. Информа­ционный обзор. — М., 1994.

16. Местное самоуправление в России: Сборник материалов по проблемам становления местного самоуправления в Россий­ской Федерации. Вып. 1. — М., 1995.

17. Местное самоуправление в России: технологии, проблемы, перспективы. Спецкурс. Вып. 6. — М., 1997.

18. Моргачев В.Н. Формы и методы территориального управ­ления в США и Канаде. — М., 1987.

19. Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации. Федеральный закон // Рос­сийская газета. — 1995.— 9 апреля.

20. Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управле­ния. ― М., 1987.

21. Региональное управление. Зарубежный опыт / Отв. ред. Г.И. Иванов. ― М., 1993.

22. Региональная экономика / Под ред. Т.Г. Морозовой. — М., 1993.

23. Регион и Федерация: в поисках оптимума. — Невельск, 1966.

24. Регулирование территориального развития в условиях ры­ночной экономики / Под общ. ред. Б.М. Штульберга. — М., 1997.

25. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Пулатова. — М.: БЕК, 1994.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Основные понятия и определения экономики региона

1.1. Национальная экономика как сфера организации воспроизводственных процессов

1.2. Понятия «регион», «экономический район»

Литература

[1] Гаврилов А.Н. Организация воспроизводственных процессов в регионе. — М.: Курсы повышения квалификации РАГС, 2000.

Факторов размещения

Из всей совокупности факторов выделяются главные, дейст­вующие в конкретном регионе и/или преимущественно воздейст­вующие на выбор месторасположения конкретного предприятия.

Таблица 11.3

Ранжирование факторов размещения по отраслям

Наши рекомендации