Другими науками об управлении.
Разработка управленческих решений является важным процессом,
связывающим основные функции управления: планирование,
организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые
руководителями любой организации, определяют не только
эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого
развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире.
Принятие эффективных решений— одно из наиболее важных
условий эффективного существования и развития организации.
Важность процесса принятия решений была осознана чело-
вечеством одновременно с началом его сознательной коллективной
деятельности.
Поэтому вслед за возникновением и развитием теории управления
возникла и развивалась теория принятия решений.
Современная наука об управлении, а вместе с ней и теория
принятия управленческих решений возникли после того, как появились
организации в современном понимании.
Современные организации отличает от организаций старого типа
наличие существенно большего числа крупных и гигантских
организаций, а в таких организациях роль управленческого решения
возрастает.
В отличие от организаций старого типа в современных ор-
ганизациях большое количество руководителей высшего и среднего
управленческого звена. Профессиональной обязанностью каждого
руководителя является принятие управленческого решения в
соответствии с делегированным ему объемом полномочий.
В современной эффективно функционирующей организации
занятие руководящего поста происходит по праву компетентности и
принятого в организации порядка. Компетентность руководителя
определяется, в первую очередь, эффективностью принимаемых им
решений и умением принятое решение реализовать.
Деятельность современной организации отличает наличие
сравнительно большого числа специалистов, не являющихся даже
руководителями, которым в силу делегированных им полномочий в
организации необходимо принимать важные для организации решения.
Коллективная работа и рациональность, в основе которых
профессиональное управленческое решение, стали стержнем
организационной культуры современной фирмы.
Перечисленные выше причины оказали значительное влияние на
возникновение принципиально нового характера управления
организацией, на интенсивное развитие теории и практики принятия
управленческого решения.
Одно из основных достижений современной науки об управлении, и
прежде всего школы научного управления, возглавлявшейся Тейлором,
состоит в том что впервые управленческие функции планирования
работы и анализа производственной ситуации были отделены от самой
работы.
А это означает, что процесс принятия управленческого решения
впервые стал рассматриваться как самостоятельный управленческий акт.
Предметом самостоятельного изучения, анализа и разработки
рекомендаций функции принятия управленческих решении стали лишь
после возникновения современной науки об управлении.
Как нам уже известно, исторически наука об управлении как
самостоятельная научная дисциплина возникла в начале XX в.
Что же касается теории принятия управленческих решений то
началом ее интенсивного развития как научной дисциплины можно
считать 40-е годы, когда во время второй мировой войны в Англии
группе ученых было поручено решить такие сложные управленческие
проблемы, как оптимальное размещение объектов гражданской
обороны, огневых позиций, оптимизация глубины подрыва
противолодочных бомб и конвоя транспортных караванов.
В 50—60-е годы сложившаяся и получившая широкое исполь-
зование система методов принятия управленческих решений была
переосмыслена и сформулирована в виде специально возникших
научных дисциплин, таких, как исследование операций, системный
анализ, управление техническими системами и др.
В каждую из них неотъемлемой составной частью входила теория
принятия решений.
Действительно, например, в определении исследования операций
находим: "Исследование операций является... прикладной наукой,
применяющей все известные научные методы для решения
специфических проблем, являющихся в данном случае основой для
принятия решений исполнительным органом".
Встречаются два определения теории принятия решений:
Расширенное;
Узкое.
В расширенном определении принятие решений отождествляется со
всем процессом управления В узком определении принятие решений
понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных
вариантов Многие не соглашаются с узким определением, считая, что
принятие решений не может ограничиваться лишь выбором наилучшего
решения. В теорию принятия решений имеет смысл включать также и их
исполнение, контроль и анализ результатов действий, последовавших за
принятым решением.
Неотъемлемой частью теории принятия управленческих решений
является и генерирование альтернативных вариантов решений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что все сложившиеся в
середине XX в. управленческие науки в значительной степени
переплетены, взаимосвязаны и их конкретное название определяет
прежде всего тот аспект управленческого процесса, на который сделан
основной акцент. Но везде одним из основных изучаемых
управленческих процессов является выработка и принятие
управленческого решения.
Но есть и существенные различия. Это прежде всего тот факт, что
исследование операций и другие науки об управлении оперируют
преимущественно количественными данными, критериями и оценками.
Специалисты всегда понимали, что для принятия решений
ограничиться только количественными данными невозможно.
Однако в последующем исследование операций и другие
упомянутые выше науки сконцентрировали основное внимание на
математических (количественных) аспектах решения управленческих
задач Так, центральное место в них заняло использование научного
метода, включающего наблюдение, формулирование гипотезы и
верификацию, системную ориентацию и использование принципа
моделирования.
Широко использовались физические, аналоговые, имитационные и
математические модели.
Наиболее известны модели теории игр, отражающие конкурентную
ситуацию и ожидаемое воздействие на конкурентов принятого
управленческого решения, модели теории очередей или оптимального
обслуживания, управления запасами, линейного программирования,
экономического анализа и др.
Предметом же теории принятия решений наряду с количе-
ственными методами стали также методы, позволяющие получать и
анализировать качественную (неколичественную) информацию.
Это прежде всего методы экспертного оценивания, мно-
гокритериального анализа, содержательного анализа ситуаций и др.
То же самое относится и ко многим аспектам менеджмента, не
подпадающим под методы количественного анализа, многие проблемы в
котором могут быть решены лишь методами качественного анализа,
успешно используемыми в теории принятия решений.
Принятие решений затрагивает практически все области
человеческой деятельности и есть неотъемлемая часть процесса
управления.
В рамках теории принятия решений развивались методы получения
и анализа не только количественной, но и качественной
(неколичественной) информации, существенно расширившие воз-
можности общей теории управления.
Иногда можно услышать мнение, что практика принятия Решений
существует сама по себе, а теория - сама по себе.
Это одно из основных заблуждений руководителя, действующего
по принципу "я все знаю сам", не говоря уже о том, что для принятия
эффективного управленческого решения опыта и знаний одного
человека оказывается, как правило, недостаточно, современному
руководителю необходимо владеть современными технологиями
принятия управленческих решений.
Современная наука в области принятия управленческих решений
поднялась на качественно новый уровень, на ее основе разработаны
эффективные управленческие технологии, позволяющие решать
сложные управленческие задачи, характерные для современных
организаций.
Значительную роль сыграло резкое увеличение объема ин-
формации, которую приходится учитывать при разработке уп-
равленческого решения сегодня, появление современной вы-
числительной техники с ее воистину удивительными возможностями по
оперированию и обработке больших массивов как количественной, так и
качественной информации.
Созданы современные компьютерные системы поддержки принятия
решений, экспертные системы, автоматизированные системы
экспертного оценивания, предназначенные для исполнения в процессе
принятия решений и позволяющие принимать эффективные
управленческие решения в сложных ситуациях, осуществлять в рамках
подготовки к принятию решений значительные объемы экономических,
математических, логических и других видов расчетов
Необходимость решения широкого класса разнообразных
управленческих задач в процессе подготовки решений ставит перед
теорией принятия решений новые задачи, в частности в области
управления современной экономикой при значительных экономических
преобразованиях, происходящих в нашем обществе.
В настоящее время использование современных технологий
принятия управленческих решений является жизненно важным для
руководителя, одним из основных профессиональных умений которого
является умение принимать эффективные управленческие решения. И в
острой конкурентной борьбе при прочих примерно равных условиях
добиваются успеха, устойчиво развиваются и выживают те организации,
которые поставили себе на службу дополнительные возможности, пре-
доставляемые современными технологиями принятия управленческих
решений.
Вопрос 3. Сущность,Назначение и содержание управленческого решения.
Сущность и содержание управленческих решений
Разработка управленческих решений представляет собой процесс, объединяющий основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Решения, принимаемые органами власти, определяют не только качество и эффективность протекающих в управляемой системе процессов, но и возможность устойчивого и адаптивного развития в быстро меняющемся современном мире.
Процессы принятия решений охватывают практически все области человеческой деятельности и являются неотъемлемой составляющей процессов управления. Основные стадии процесса приведены на рис. 1.1.
Существует два определения теории принятия решений: расширенное и узкое. Расширенное отождествляет принятие решений со всем процессом управления. Узкое трактует процесс как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов. Многие авторы считают, что в теорию принятия решений имеет смысл включать также генерирование альтернативных вариантов, исполнение, контроль и анализ результатов.
Управленческое решение в системе управления. Следует уточнить, что не всякое решение, принимаемое руководителем, является управленческим. Например, решения, связанные с технической стороной деятельности организации, направленные на подведение итогов или оформление документации, таковыми не являются [55].
Управленческим называется решение, принятое в социальной системе и направленное:
на управление управленческой деятельностью;
проектирование системы управления организации (методология, структура, процесс, механизм);
стратегическое планирование;
управление кадрами;
управленческое консультирование;
взаимодействие с внешней средой.
Рис. 1.1. Стадии принятия решения в процессе управления
Примером управленческого решения в области стратегического планирования муниципального образования является программа комплексного социально-экономического развития.
Управленческим решением (УР) называют творческое, волевое действие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов разрешения проблемы [55]. УР является основой процесса управления. Управлять — значит решать. Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление (рис. 1.2). Как процесс УР — это поиск, переработка и анализ информации, разработка альтернатив, выбор лучшей из них, утверждение и реализация. Как явление УР — это план действий, приказ, программа, постановление, устное или письменное распоряжение.
Рис. 1.2. Основные значения термина «управленческое решение»
Сущность управленческих решений. Любое УР связано с социальными, экономическими, организационными, правовыми и технологическими интересами организации (рис. 1.3) [55].
Социальная сущность УР заложена в механизме управления персоналом, который включает способы воздействия на людей с целью согласования их деятельности. Чтобы успешно воздействовать на подчиненных, руководитель должен четко представлять их интересы и потребности, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги, неформальную структуру рабочих групп. Социальная сущность УР проявляется в цели. Приоритетом при разработке решений должно быть создание комфортной домашней и рабочей обстановки, всестороннее развитие личности в профессиональном и общекультурном плане, развитие системы участия в управлении.
Рис. 1.3. Сущность управленческих решений
Экономическая сущность УР заключается в том, что для разработки и реализации любого решения требуются финансовые, материальные, временные и иные затраты. Каждое УР имеет реальную стоимость. Эффективные и качественные решения должны принести организации (муниципальному образованию, стране) доход, а ошибочные приводят к убыткам. Необходимо учитывать материальную заинтересованность всех участников процесса разработки и реализации, эффективность использования всех видов ресурсов.
Организационная сущность состоит в том, что в процессе разработки и реализации управленческого решения участвуют работники организации. Для организации эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать должностные инструкции и положения, наделить сотрудников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, обеспечить систему контроля, предоставить необходимые ресурсы и технические средства, постоянно координировать работу.
Правовая сущность УР проявляется в точном соблюдении правовых норм при подготовке и реализации. Нарушение законодательства в процессе разработки и реализации УР может привести к его отмене, а также быть предметом рассмотрения в суде. Вся организация может понести ощутимые потери, если уже разработанное решение будет отменено, так как уже были потрачены ресурсы и необходимо будет потратить дополнительные средства на новую разработку. За незаконно реализованное решение может быть наложен штраф или начато уголовное преследование кого-либо из инициаторов. Незнание законодательства не освобождает от ответственности. Чтобы избежать подобных ситуаций, во многих организациях проводятся правовые экспертизы УР.
Технологическая сущность УР заключается в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационно-коммуникационными средствами и ресурсами для разработки и реализации решения. Иногда разработчики недостаточно четко представляют себе объект, на который направлено решение, или используют устаревшую, недостоверную или неполную информацию.
Обобщенная схема процесса разработки управленческих решений. Каждое УР имеет целевую направленность. Процесс разработки и реализации УР представлен на рис. 1.4 [55].
Рис. 1.4. Обобщенная схема процесса разработки решения:
1 — решение направлено на изменение цели
2 — решение направлено на изменение ситуации
Глобальная цель управления социальной системой — это максимальное удовлетворение потребностей и интересов личности, коллектива, общества. Например, стратегической долгосрочной целью управления социально-экономическим развитием муниципального образования является повышение качества жизни населения. Глобальная цель может включать технократические, социальные и экономические цели. К технократическим относятся технические, технологические цели, достижение которых основано на формализованных подходах и алгоритмах. К социальным — обеспечение социальной справедливости, регулирование занятости и трудовых отношений, решение жилищных проблем, социальная поддержка отдельных групп населения, охрана окружающей среды и здоровья населения, создание условий для профессионального и общекультурного развития личности, развитие физической культуры и спорта. К экономическим — рациональное использование земли и природных ресурсов, эффективное управление муниципальными финансами и имуществом, обеспечение налогового, ценового и тарифного регулирования, налаживание внешних экономических связей. Конкретная ситуация — это реальное положение дел в контексте установленной цели. Проблема трактуется как «разность» между целью и ситуацией.
Группы проблем обобщаются в общую проблему (П), которая является индикатором эффективности реализуемых решений. Чаще всего проблему анализируют с точки зрения остроты и решаемости.
В процессе анализа составляют таблицу, в которой остроте и решаемости проблемы присваиваются численные показатели от 0 до 10 (0 — самый высокий). Решение должно быть направлено на изменение ситуации и приближение к цели, значит, масштаб проблемы будет убывать до минимально допустимого Пзад. Если ситуация не меняется, то следует сосредоточиться на изменении цели до достижения значения Пзад (см. рис. 1.4). Довольно часто сложная на первый взгляд проблема в результате оценки по данным критериям может оказаться незначительной. Тогда процесс разработки управленческого решения (РУР) завершается. Никакое решение разрабатывать и реализовывать не нужно.
Рассмотрим примеры управленческих решений в различных сферах [55].
Формирование и учет муниципальной собственности.
1. Разработать проекты нормативно-правовых актов органа местного самоуправления по формированию и учету муниципальной собственности.
2. Разработать методику расчета платежей за пользование муниципальным имуществом.
Стратегическое планирование.
1. Разработать концепцию молодежной политики муниципального образования.
2. Разработать и утвердить концепцию комплексного управления экономикой и финансами муниципального образования.
Управление человеческими ресурсами.
1. Сформировать службу управления персоналом и включить в ее состав отдел кадров, отдел профессионального обучения, отдел оценки и аттестации персонала, отдел оплаты труда, отдел социальной защиты, отдел охраны труда и техники безопасности.
2. Службе управления персоналом разработать систему управления проблемными сотрудниками. Выявить объективные характеристики при оценке работы, определить проблемы, связанные с характером подчиненных.
3. Разработать и внедрить системы повышения эффективности работы коллектива. Определить факторы, влияющие на групповое поведение и эффективность труда.
Управление качеством.
Разработать систему управления качеством. Определить стандарты и требования, выявить отклонения и принять меры, провести организационные и технические мероприятия.
Коммуникации с внешней средой.
1. Силами информационного отдела разработать и внедрить муниципальную информационно-коммуникационную систему для повышения эффективности информационного взаимодействия с муниципалитетами других городов.
2. Начальнику кадровой службы принять на временную работу для чтения персоналу лекций по жилищно-коммунальному хозяйству заместителя начальника отдела ЖКХ администрации города.
Особенности процесса принятия управленческих решений на муниципальном уровне. Специфика муниципального управления и процесса принятия решений предполагает осуществление управляющих воздействий субъектом (население, органы местного самоуправления) на объект управления (муниципальное образование). В муниципальном управлении сами субъекты являются источниками и причинами неопределенности и субъективности принимаемых решений. Особенности процесса муниципального управления вытекают из особенностей самого муниципального образования как объекта управления, а также из особенностей муниципального управления как вида управленческой деятельности [54].
Если проанализировать возможности воздействия субъекта управления на объект, то характеристики муниципального образования подразделяются на две группы: устойчивые, которые достаточно сложно или невозможно изменить в процессе управления, и изменяемые, восприимчивые к управляющим воздействиям (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Характеристики муниципального образования по восприятию управляющих воздействий
Поскольку особенность устойчивых характеристик муниципального образования как объекта управления состоит в том, что их изменение приводит к корректировке сущностных параметров объекта и влечет за собой коренное изменение соотношений между объектом и субъектом, процесс муниципального управления осуществляется главным образом в рамках воздействия на изменяемые характеристики. Так, при повышении квалификации персонала или совершенствовании системы взаимоотношений органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и структурами гражданского общества существенно улучшается социально-экономическая ситуация в муниципальном образовании.
Процесс муниципального управления, как и любой другой управленческий процесс, включает изучение и анализ исходной ситуации, выявление и оценку проблем, формулирование цели, координацию, разработку, принятие и реализацию управленческих решений, а также контроль их реализации. Специфические особенности принятия и реализации управленческих решений, характерные для системы муниципального управления, таковы:
необходимость анализа мнений различных групп населения в процессе подготовки управленческих решений;
наиболее важные решения принимаются коллегиально, что соответствует федеральному законодательству и уставу муниципального образования;
необходимость разработки механизма взаимоотношений между отдельными органами местного самоуправления (глава муниципального образования — представительный орган — администрация) в процессе принятия управленческих решений;
наличие, помимо обычных видов контроля реализуемых управленческих решений, дополнительной формы контроля — общественного.
Соблюдение данных принципов, бесспорно, усложняет процесс муниципального управления, однако обеспечивает принятие более качественных решений и более эффективный контроль их исполнения, а их нарушение приводит к сбоям в системе муниципального управления, вызывая конфликты между ветвями муниципальной власти и недовольство населения [54].
Технология управленческого решения в социально-экономической системе (например, при решении проблем муниципального образования) включает три этапа: подготовку, принятие и выполнение управленческих решений (рис. 1.6) [15]. Эффективность социального управления зависит от соблюдения всех требований на каждом из этапов. Для управления социальными процессами необходимы социальные цели и нормы, в соответствии с которыми и будут оказываться целенаправленные воздействия. Разработка социальных целей и норм составляет содержание первого этапа управленческой технологии.
Причинами разработки нового управленческого решения являются: неполадки в управляемой подсистеме — 27%; указания вышестоящих органов — 24%; истечение срока действия предыдущего решения — 17%; необходимость корректировки ранее принятого решения — 15%; новое состояние управляющей подсистемы — 14%. Доля других причин невелика.
Таким образом, социальные проблемы непосредственно побуждают к разработке и принятию новых управленческих решений. Они связаны с различными отклонениями фактического состояния управляемой подсистемы от планируемого, а также с изменениями механизма функционирования системы в целом. При этом если характер и частота каких-либо отклонений и изменений оказываются не случайными, а проявляются последовательно, это может рассматриваться как свидетельство несовершенства данной системы.
Технологии разработки политических, административных, экономических и иных решений похожи, так как модели перечисленных видов деятельности в основном совпадают [15]. Этап подготовки управленческого решения включает в себя пять стадий (см. рис. 1.6). Он начинается с выявления социальных проблем и прогнозирования возможных вариантов решения приоритетной из них, а завершается разработкой проектов нормативных актов на основе приоритетных целей и представлением окончательного проекта государственному или иному органу, административному должностному лицу, с которым согласовывается процедура принятия решения.
На этапе принятия управленческого решения устанавливается перечень государственных и негосударственных органов, которые обладают правом нормативной инициативы по данному вопросу; подготавливаются нормативные акты к рассмотрению; формируются планы рассмотрения нормативных актов; подготавливаются заседания для рассмотрения нормативных актов; проводятся заседания; принимаются нормативные акты и осуществляется информирование других государственных и иных органов, а также населения о принятых нормативных актах. На этапе выполнения управленческого ре-
Рис. 1.6. Этапы технологии принятия решения в социальном управлении
шения осуществляются планирование, исполнение и контроль реализации.
Ввиду отсутствия нормативов по технологии подготовки управленческих решений во многих органах власти и управления разрабатывают памятки, определенные рекомендации. Разработка общих унифицированных требований для подготовки однотипных решений по-прежнему актуальна.
ВОПРОС 4?!! На какие области направлено управленческое решение