Государственное управление в БЖД и ЗОС. Структура управления.

Обеспечение управления достигается правильностью ~ своевременностью принимаемых управленческих решений в масштабах страны, в отраслях и на отдельно взятых производственных объектах, предприятиях и в организациях. Управление Ведется по трем самостоятельным направлениям (рис. 1), каждое из которых имеет свою правовую (законодательную). нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы. Этими направлениями являются обеспечение безопасности (охраны) труда„защиты (охраны) окружающей среды и защиты в ЧС (прогнозирование„ предупреждение и ликвидация последствий ЧС).

По всем трем направлениям соответствующее законодательство включает в себя федеральные законы и нормативные правовые акты. Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения. Подзаконными актами могут быть постановления Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также постановления специально уполномоченных органов ~ области управления, в частности, об утверждении разного юда положений и правил. Последние могут приниматься и в отраслях экономики.

Для Осуществления практической деятельности применяют нормативы и правила ведения соответствующих работ. Это нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения.

Рис1. Система управления БЖД и ЗОС.

Государственное управление в БЖД и ЗОС. Структура управления. - student2.ru

Безопасность труда.

Безопасность труда составляет часть общего комплекса мероприятий по охране труда, обеспечивающих здоровые, рациональные и безопасные условия труда па производстве.

Полная безопасность работающих обеспечивается правилами электробезопасности и противопожарными мероприятиями.

Рабочие, поступающие на ремонтное предприятие, должны пройти инструктаж по общим правилам безопасности труда, правилам электробезопасности, поведения на рабочем месте при ремонте электрического оборудования, правилам внутреннего распорядка.

Законодательство по безопасности (охране) труда включает в себя целый ряд законов(рис. 2), основным из которых являются Федеральный закон «0б основах охраны пруда и Российской Федерации» и Трудовой кодекс РФ. Оба закона направлены на обеспечение сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, определяют права и обязанности работающих и работодателей в области охраны труда.
Согласно Федеральному закону Об основах охраны труда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право:
-на рабочее место. защищенное от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;
-возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;
- получение достоверной информации от работодателя, государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных и травмоопасных производственных факторов;
- отказ, без каких-либо необоснованных последствий для него, от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;
- обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных актов об охране труда за счет средств работодателя.

Рис. 2. Структура законодательной и нормативной документации по охране труда

Государственное управление в БЖД и ЗОС. Структура управления. - student2.ru

Охрана окружающей среды.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологичесном благополучии населения», о соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитание и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требование охраны окружающей среды зафиксированно в Основах
законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5478-1 и в Законе РФ «О защите прав потребителей»

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране отрывающей среды». Этот закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления его. В нем зафиксировано право граждан Российской Федерации на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел данного закона «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платности использовании природных ресурсов. Размер платы зависит от того, превышены или нет установленные лимиты природопользования, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды (в согласованных с соответствующими государственными органами пределах или нет).В ряде случаев предусмотрена плата за воспроизводство природных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т.д.).

Закон устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы. экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы закона посвящена: чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным Исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.

Из других эаконодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ, Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136 - ФЗ, федеральные законы от 4 мая: 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «об экологической экспертизе» от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производство о потребления».

Наши рекомендации