И 22. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Важнейшие экономические группировки. КСП.

С 1992 г. в РФ разработан и функционирует 31 ОК технико-экономической и социальной информации в области С., из них 8 – в др. сферах деят-ти, 23 – в области С. Прав-во постановлением от 1993 г. утвердило перечень министерств и ведомств, которые отвечают за разработку и ведение ОК.

ОК яв-ся основанием для автоматизац. инф-ии на уровне п/п субъекта федерации и страны в целом..

В бухгалтерской и стат. отчётности п/п поставляют коды по таким клас. признакам, как вид деят-ти ОКВЭД, адрес организации по классификатору ОКАТО, № регистрации п/п в ЕГРПО в соответствии с ОКПО, организац. правовую форму п/п в соответствии с ОКОПФ, формы собственности п/п по ОКФС.

ОКУД.

Разрабатывает и вводит изменения в госстандарт РФ. Исп-ся для решения след. задач:

  1. Регистрация форм документов
  2. Упорядочение инф. потоков по видам эк. деят-ти.
  3. Сокращение кол-ва применяемых форм.
  4. Исключение из обращения неизвестных форм документов.
  5. Обеспечение учёта и систематизация унифицир. форм документов на основе их регистрации.
  6. Контроль за составом форм документов и исключение дублирование информации, применяемой в сфере управления.

Первые 2 цифры по ОКУД обозначают сферу применения соответст. документа. На бланках форм документа обычно печатают коды ОКУД. Например, 02 – принадлежит к унифицир. системе организац.-распорядительной документации.

ОКЕИ.

Предназначен для использования при решении задач колич. оценки технико-экономической и соц. показателей в целях осущ. гос. учёта и отчётности анализа и пригнозирование развития эк-ки обеспечения междунар. стат. сопоставлений и т. д.

Разделы: Ед. длины, площади, объёма, массы, технические, времени, экономические.

Разделя: международные ед. измерения, национальные.

ОКОАТД

ОКАТО

Исп-ся для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизир. обработки инф-ии в разрядах АТД.

Объекты классификации: республики, края, области, города и т. д.

ОК эк. регионов:

Здесь выделены 14 классификац. групп. Начинается деление по фед. округам.

ОКПО.

Предназначен для регистрации п/п в соответст. с принципами единого гос. регистра ПО (ЕГРПО).

ЕГРПО – система гос. регистрации юр. лиц. Сущ. эл. версия.

Эту систему ведёт Росстат на основе представленной выписки налогового органа о регистрации или реорганизации юр. лица.

Все юр. лица рег. документы, включая учредит. документы, устав представляют налоговые органы по месту нахождения юр. лица.

Налоговые органы регистрируют п/п в реестре юр. лица и оформляют 13 выписок в органы исполнит. власти, правовые органы и территориальный орган Росстат . с указанием данных от утвержд. перечню.

На основе выписки территориальный орган гос. стат. присвавает коды по ОК данному юр. лицу и оформляет карточку учёта юр. лица, где указывают присвоенные коды по классификатору.

ОКВЭД.

Введён с 01.01.2003 вместо ОКОНХ. Переходным считались 2 года: 2003-2004.

С 1 янв. 2005 г. все п/п перерегистрировались по новому классификатору полностью и указывают ВЭД, проводимые в организации, т. е. классификац. признаком считается ВЫД.

По ОКОНХ объектом классификац. считались п/п, к-е относили к опр- отрасли, в зависимости от сферы деят-ти и предназначения.

ОКВЭД полностью соответст. междунар. стандарту МСОК.

По ОКВЭД с 01.01.2005 проводится группировка деят-ти п/п на хар-ку показателей макроэкономики по СНС и субъектов федерации.

ОКФС

Введён 01.01.2000. Разработан Управлением статистического планирования Госкомстата России

ОКФС предназначен для:

- формирования информационных ресурсов, регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о субъектах гражданского права;

- решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом;

- обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико - экономической и социальной информации;

- анализа и прогнозирования социально - экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.

Объектами классификации ОКФС являются формы собственности, установленные Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, а также разл. Федеральными законами.

Каждая позиция в классификаторе содержит:

- двухразрядный цифровой код;

- наименование формы собственности;

- алгоритм сбора.

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

┌────┬─────────────────────────────────────────────────────┬────────────┐

│Код │ Наименование │ Алгоритм │

│ │ │ сбора │

└────┴─────────────────────────────────────────────────────┴────────────┘

10 РОССИЙСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 11 + 14 + 15

+ 16 + 17 +

18 + 19

11 Государственная собственность 12 + 13

12 Федеральная собственность

13 Собственность субъектов Российской Федерации

14 Муниципальная собственность

16 Частная собственность

18 Собственность российских граждан, постоянно

проживающих за границей

19 Собственность потребительской кооперации

15 Собственность общественных и религиозных организаций 50 + 51 + 52

(объединений) + 53 + 54

50 Собственность благотворительных организаций

51 Собственность политических общественных объединений

52 Собственность профессиональных союзов

53 Собственность общественных объединений

54 Собственность религиозных объединений

17 Смешанная российская собственность 40 + 49

(в ред. Изменения N 1/99, утв. Госстандартом РФ)

20 ИНОСТРАННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 21 + 22 + 23

+ 24 + 27

21 Собственность международных организаций

22 Собственность иностранных государств

23 Собственность иностранных юридических лиц

24 Собственность иностранных граждан и лиц без

гражданства

27 Смешанная иностранная собственность

30 СОВМЕСТНАЯ РОССИЙСКАЯ И ИНОСТРАННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 31 + 32 + 33

+ 34 + 35

31 Совместная федеральная и иностранная собственность

32 Совместная собственность субъектов Российской

Федерации и иностранная собственность

33 Совместная муниципальная и иностранная собственность

34 Совместная частная и иностранная собственность

35 Совместная собственность общественных и религиозных

организаций (объединений) и иностранная

собственность

40 СМЕШАННАЯ РОССИЙСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ С ДОЛЕЙ 41 + 42 + 43

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

(введено Изменением N 1/99, утв. Госстандартом РФ)

41 Смешанная российская собственность с долей

федеральной собственности

(введено Изменением N 1/99, утв. Госстандартом РФ)

42 Смешанная российская собственность с долей

собственности субъектов Российской Федерации

(введено Изменением N 1/99, утв. Госстандартом РФ)

43 Смешанная российская собственность с долями

федеральной собственности и собственности субъектов

Российской Федерации

(введено Изменением N 1/99, утв. Госстандартом РФ)

49 Иная смешанная российская собственность

(введено Изменением N 1/99, утв. Госстандартом РФ)

ОКОПФ (организац.-правовые формы).

Записаны особенности формирования и правовые вопросы каждой ОПФ. Действует с 01.01.2005.

Общероссийский классификатор организационно - правовых форм (далее - ОКОПФ) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

ОКОПФ разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами с учетом практического использования Классификатора организационно - правовых форм (далее - КОПФ), утвержденного Постановлением Госкомстата России от 20 апреля 1993 г. N 47.

ОКОПФ предназначен для:

- формирования информационных ресурсов регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о хозяйствующих субъектах;

- решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом;

- обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико - экономической и социальной информации;

- анализа и прогнозирования социально - экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.

Объектами классификации ОКОПФ являются организационно - правовые формы хозяйствующих субъектов, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, а также разл. Федеральными законами и нормативными актами:

ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ

┌────┬─────────────────────────────────────────────────────┬────────────┐

│Код │ Наименование │ Алгоритм │

│ │ │ сбора │

└────┴─────────────────────────────────────────────────────┴────────────┘

39 ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ КОММЕРЧЕСКИМИ 40 + 48 + 52

ОРГАНИЗАЦИЯМИ + 53

48 Хозяйственные товарищества и общества 51 + 60 + 64

+ 65 + 66

51 Полные товарищества

64 Товарищества на вере

65 Общества с ограниченной ответственностью

66 Общества с дополнительной ответственностью

60 Акционерные общества 47 + 67

47 Открытые акционерные общества

67 Закрытые акционерные общества

52 Производственные кооперативы

53 Крестьянские (фермерские) хозяйства

40 Унитарные предприятия 41 + 42 + 68

42 Унитарные предприятия, основанные на праве

хозяйственного ведения

41 Унитарные предприятия, основанные на праве

оперативного управления

68 Дочерние унитарные предприятия

70 ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ 76 + 77 + 78

НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ + 80 + 81 +

82 + 83 + 84

+ 85 + 88 +

89 + 93 + 94

+ 96 + 97

(в ред. Изменения N 1/99, утв. Госстандартом РФ)

85 Потребительские кооперативы

83 Общественные и религиозные организации (объединения)

84 Общественные движения

88 Фонды

81 Учреждения

82 Государственные корпорации

(введено Изменением N 1/99, утв. Госстандартом РФ)

78 Органы общественной самодеятельности

96 Некоммерческие партнерства

97 Автономные некоммерческие организации

93 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

77 Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств

80 Территориальные общественные самоуправления

94 Товарищества собственников жилья

76 Садоводческие, огороднические или дачные

некоммерческие товарищества

89 Прочие некоммерческие организации

(введено Изменением N 1/99, утв. Госстандартом РФ)

99 ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 79 + 87 + 90

+ 92 + 98

(в ред. Изменения N 2/2001, утв. Госстандартом РФ)

79 Финансово - промышленные группы

92 Паевые инвестиционные фонды

87 Простые товарищества

90 Представительства и филиалы

91 Индивидуальные предприниматели 91

(в ред. Изменения N 2/2001, утв. Госстандартом РФ)

98 Иные неюридические лица

23 СТАТИСТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА: понятие, состав и структура.

Показатели объема, структуры и дина­мики национального богатства

Важнейшим показателем, характеризующим экономическую мощь, потенциал страны, является национальное богатство.

Национальное богатство (НБ)— совокупность накопленных ресурсов в стране (экономических активов), создающих необхо­димые условия производства товаров, оказания услуг и обеспе­чения жизни людей.

Объем национального богатства исчисляется, как правило, в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых (постоян­ных ценах) на определенный момент времени ( обычно на начало и конец года).

Экономические активы, включаемые в состав НБ в соответ­ствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН, под­разделяются на две основные группы: нефинансовые и финансовые.

Нефинансовые активы

В зависимости от способа создания нефинансовые активы в свою очередь подразделяются на нефинансовые произведенные активы и нефинансовые не произведенные активы.

Нефинансовые произведенные активысоздаются в результате производственных процессов и включают три основных элемен­та: основные фонды (основной капитал), функционирующие в от­раслях, производящих товары и оказывающих услуги; запасы материальных оборотных средств и ценности.

1. Основные фонды(основной капитал) — важнейшая часть национального богатства — представляют собой произведенные активы, неоднократно или постоянно используемые для произ­водства товаров и оказания рыночных и нерыночных услуг и функционируют в течение длительного времени. При этом в статистической практике Российской Федерации к основным фондам относятся объекты со сроком службы не менее одного

года и стоимостью выше определенной величины, устанавли­ваемой в зависимости от динамики цен на продукцию фондооб­разующих отраслей (с 1 января 1996 г. в размере пятидесяти-кратной установленной законом минимальной месячной оплаты труда на дату их приобретения).

>- Материальный основной капиталсостоит из зданий (вклю­чая жилища), сооружений, машин и оборудования, а также вы­ращиваемых активов (стоимость племенного, молочного, тягло­вого и другого скота, плодовых садов, виноградников и других многолетних насаждений, дающих неоднократные урожаи).

>• К основным фондам относятся и нематериальные произ­веденные активы— объекты, создаваемые трудом человека, представляющие собой необщедоступную информацию, нане­сенную на какой-нибудь носитель. Стоимость этих объектов оп­ределяется именно заключенной вних информацией, поэтому они относятся к нематериальным активам. К объектам такого рода относятся стоимость расходов на разведку полезных иско­паемых, программного обеспечения, оригинальных произведе­ний развлекательного жанра, литературы и искусства.

2. Вторым элементом, входящим в состав произведенных нефинансовых активов, являются запасы материальных обо­ротных средств (оборотные фонды)— наиболее мобильный, постоянно возобновляемый элемент национального богатства страны. Включают производственные запасы (сырье, материа­лы, топливо, инструменты, хозтовары, семена, посадочный ма­териал, корма и фураж, животных на откорме, молодняк жи­вотных и др.), незавершенное производство, готовую продук­цию и товары для перепродажи, материальные резервы (запа­сы стратегических материалов зерна и других товаров, имею­щих особое значение для страны).

3. В состав произведенных материальных активов включают ценности,т.е. дорогостоящие товары длительного пользования, которые приобретаются и хранятся в качестве запасов стоимо­сти, и как правило, не используются в процессе производства или для потребления. При этом владельцы ценностей рассчи­тывают на то, что реальная стоимость таких товаров повысится, либо по крайней мере не изменится. К ценностям относятся:

драгоценные металлы и камни, антикварные и ювелирные из­делия, имеющие значительную стоимость, уникальные произве­дения искусств; коллекции.

Нефинансовые непроизведенные активыне являются результа­том производственного процесса. Они подразделяются на две группы: материальные и нематериальные.

> Материальные непроизведенные нефинансовые активы -природные активы (земля, богатства недр) , биологические и под­земные водные ресурсы. Характерной особенностью этих при­родных ресурсов является то, что право владения ими может быть установлено и передано от одного субъекта к другому.

Стоимостная оценка земли и других непроизведенных при­родных ресурсов в практике отечественной статистики до сих пор не производилась. Пока они учитываются только в нату­ральном выражении. Стоимостные расчеты будут осваиваться по мере вовлечения этих активов в рыночный оборот.

> Нематериальные не произведенные нефинансовые активы

создаются вне процесса производства и право владения ими уста­навливается путем юридических или учетных действий. Они включают патенты, авторское право, договора об аренде и другие передаваемые контракты, купленный «Гудвилл» (репутация фир­мы, ее название, деловые связи, используемые торговые марки и т.д.) и т.п., которые могут быть переданы или не переданы.

Показатели, характеризующие нематериальные и не произведен­ные активы, введены в бухгалтерскую и статистическую отчетность.

Финансовые активы

Финансовые активы- активы, которым, как правило, про­тивостоят финансовые обязательства другого собственника. Ис­ключение составляют монетарное золото и специальные права заимствования (СПЗ) Международного валютного фонда. Фи­нансовые обязательства возникают, когда одна институциональ­ная единица предоставляет финансовые ресурсы другой. В этом случае средства кредитора - это его финансовый актив, так как он получает от должника платежи за пользование предоставляе­мыми резервами. Для должника полученные им финансовые средства - это обязательства.

Финансовые активы включают:

• монетарное золото и СПЗ;

• валюту и депозиты, ценные бумаги , кроме акций;

• акции и прочие виды акционерного капитала;

• займы;

• страховые технические резервы;

• прочие дебиторскую и кредиторскую задолженности;

• прямые иностранные инвестиции (справочно).

В целях осуществления расчетов национального богатства в со­ответствии с требованиями СНС ООН 1998 г. в России разрабаты­вается серия общероссийских классификаторов по всем основным видам экономических активов, в том числе и классификатор фи­нансовых активов, аналога которому в нашей стране не было.

Наши рекомендации