Социально-трудовые отношения: формы, структурные элементы, принципы и факторы, определяющие их характер.
Социально-трудовые отношения - это комплекс взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, субъектами и органами сторон при участии государства
в сфере труда государство может выступать в роли собственника (работодателя), посредника, арбитра, координатора и организатора регулирования этих отношений, гаранта прав и свобод и т.д.
Эти отношения охватывают широкий круг вопросов связанных с коллективными и индивидуальными переговорами, заключением договоров и соглашений, определением условий и размеров оплаты труда, решением трудовых конфликтов, участием наемных работников в управлении производством и т.д.
четыре группы субъектов социально-трудовых отношений. Первая группа - это первичные носители прав и интересов. Вторая группа - представительские организации и их органы. Третья группа - органы, через которые реализуется социальный диалог Четвертая группа - это органы, призванные минимизировать последствия возможных конфликтов, предупреждать обострения социально-трудовых отношений
принципы:
1. Принцип солидарности стимулирует проявление личной инициативы и ответственности у каждого участника социально-трудовых отношений.
3. Принцип субсидиарности стимулирует стремление человека к ответственности и самореализации, а не перенесения ответственности на общество.
5. Принцип партнерства предусматривает защиту собственных интересов субъектами социально-трудовых отношений на основе партнерства с государством.
6. Принцип всеобщности предусматривает распространение социальной защиты на всех лиц: работающих, безработных, неработоспособных, независимо от социального статуса.
7. Принцип адресности имеет значение при реализации социальной защиты, когда необходимы механизмы и адресные программы их реализации.
8. Принцип интегрированности включает взаимодействие всех форм, элементов и методов социальной защиты, цель которой заключается в обеспечении стабильности функционирования социально-трудовой сферы.
6. Государственные инвестиции в образование.
Образование – это одна из отраслей национальной экономики. Согласно существующей классификации, она входит в отдельный хозяйственный комплекс экономики Республики Беларусь – комплекс отраслей социальной сферы.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. первоочередными задачами в сфере образования являются повышение его качества, создание гибкой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями инновационного развития страны [9].
Государственные учреждения образования финансируются из республиканского и (или) местных бюджетов. Объем бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной системы образования утверждается законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год и устанавливается в размере не менее 10 процентов от валового внутреннего продукта [7].
Дополнительное финансирование может осуществляться за счет иных средств, выделяемых базовыми шефствующими предприятиями, попечительскими советами, спонсорами.
Приоритетными также являются задачи обеспечения функциональной грамотности населения за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
В стране функционируют почти 10 тысяч учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 2,0 млн. детей, учащихся и студентов обеспечивают около 445 тыс. работников.
Приняты социальные стандарты в области образования и обеспечивается их выполнение. Создана развитая система социальной поддержки обучающихся.
На образовательную систему в последние годы государством выделяется не менее 6% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в развитых европейских странах [3].
Республика Беларусь располагает эффективной нормативной правовой базой, регулирующей общественные отношения в сфере образования. Правовую основу отрасли составляют Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь ”Об образовании“ (1991), ”О профессионально-техническом образовании“ (2003), ”Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)“ (2004), ”Об общем среднем образовании“ (2006), ”О высшем образовании“ (2007).
Важным событием для системы образования стало принятие 13 января 2011 года Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Государство оказывает большую поддержку молодым ученым.
Поддержка одаренной молодежи в Беларуси является делом государственной важности, ведь достояние народа определяется его творческим потенциалом. Регулярно проводятся церемонии награждения стипендиатов специального фонда Президента Беларуси по социальной поддержке учащихся и студентов.
Специальный фонд Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов был создан в 1996 году Одаренной молодежи оказывается не только материальная, но и социальная поддержка.
система государственного инвестирования в образование – это приоритетное направление деятельности любого государства, в том числе Республики Беларусь, как основной области наращивания трудового потенциала страны.