Функциональная устойчивость системы

Устойчивость системы - свойство системы возвращаться к исходному состоянию после прекращения воздействия, которое вывело ее из этого состояния.

В живых системах устойчивость проявляется в виде способности приспосабливаться к изменяющимся условиям существования.

вопросу устойчивости производственных систем не уделяется должного внимания и поэтому данная проблема не получила широкого обсуждения с экономической точки зрения, как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

В различных сферах науки, применительно к системам, в литературе встречается большое количество определений устойчивости. Однако, исследование вопросов сущности и содержания устойчивости производственных систем, в том числе организационно-экономической устойчивости предприятий показало отсутствие единого общепринятого мнения по определению данной категории.

устойчивость системы характеризуется заданной областью допустимых отклонений от состояния равновесия. Когда система достигает границы заданной области и переходит их, то считается, что она находится уже в неустойчивом состоянии равновесия. Поэтому в данном случае главным для системы является сохранение постоянства, неизменности своего положения после некоторого начального возмущения и последующего за ним свободного от влияния фактора возмущённого движения системы.

Аналогично, с точки зрения постоянства, неизменности своих свойств, состояния понимается устойчивость технических систем. Например, устойчивость сооружения – это его способность противостоять усилиям, стремящимся вывести его из исходного состояния статического или динамического равновесия.

Широкое применение термин “устойчивость” получил и в таких естественных науках как математика и биология.

Акцентируя своё внимание на устойчивости тех или иных систем в разных областях науки, видно, что устойчивость во всех случаях связывают: 1) со способностью противоборствовать воздействиюокружающей среды; 2) со способностью сохранять свои основные функциональные параметры; 3) со способностью восстанавливать установившиеся параметры, характеристики

Вопрос 6

Диагностический анализ.

Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой способ установления характеристик нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. К примеру, если темпы роста выручки выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плановых заданий (мероприятий) по механизации и автоматизации производства, улучшению организации труда и на этой основе сокращения численности работающих. Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений, не производя непосредственных измерений, то есть без действий, которые требуют дополнительного времени и средств.

диагностика систем.

Организационная диагностика — это систематический сбор и анализ информации о состоянии организации или отдельных ее подсистем с целью выявления проблем функционирования и определения путей их преодоления. Теоретические основы

Считается, что организационная диагностика как исследовательская деятельность должна состоять из:

концептуальной модели объекта диагностики (интегральной или аспектно ориентированной);

диагностических методик (интервью, опросы, наблюдения и т. д.);

диагностического процесса.

Одной из важнейших особенностей орг. диагностики является то, она преследует, прежде всего, практические, а не научные, цели. Диагностика нацелена не на получение нового знания, а фиксирует по определённым параметрам текущее состояние и оценивает его в сравнении с имеющимися представлениями об «идеальном» состоянии или с точки зрения соответствия текущей ситуации и условиям внешней среды. Организационная диагностика как практическая деятельность сегодня достаточно широко распространена в сфере управленческого консультирования, являясь, по сути, первым этапом реализации любого проекта.

Задачи организационной диагностики:описание состояния,прогнозирование ситуации,поиск путей решения текущих и возможных проблем

Виды организационной диагностики

по срокам проведения:

Предварительная — Текущая

Предварительная диагностика помогает выяснить проблемы, определить узкие места предприятия, составить программу будущих изменений и должна отвечать на вопросы: можно ли решить выявленные проблемы, в какой последовательности их необходимо решать; с помощью каких инструментов это можно сделать и т. д. Текущая диагностика — это часть процесса управления организационным развитием. Она позволяет исследовать ситуацию на предприятии в прошлом, настоящем и в перспективе, предоставляя руководителю информацию о сильных и слабых сторонах управленческих процессов.

по широте охвата:

Общая — Cпециальная

Общая диагностика необходима, чтобы узнать структуру проблем и сильные стороны предприятия в целом. Частная диагностика концентрируется на каком-то одном конкретном комплексе проблем или вообще на одной проблеме, чтобы выявить причины и факторы её возникновения, а также определить текущее состояние и оценить возможность решить ее в перспективе.

Основная цель диагностики — ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого диагностика обеспечивает выполнение следующих задач:· координацию управленческой деятельности по достижению целей предприятия;

· информационную и консультационную поддержку принятия управленческих решений;

· создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;

· обеспечение рациональности управленческого процесса.

Необходимость совершенствования диагностики в настоящее время объясняется следующими причинами:

· повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления организацией:

· смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

· увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости системы управления;

· необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах орг

Проводить диагностику предприятия необходимо по нескольким причинам:

Во-первых, это необходимо делать с целью выявления первых признаков "застоя" или "топтания на месте".

Во-вторых, с целью видения, насколько успешно предприятие развивается. Какие у него имеются ресурсы и перспективы для дальнейшего роста? Имеются ли они вообще? Если они имеются, то в какую сторону двигаться? Если их нет, то, как быть?

В-третьих, пожалуй, самое главное, необходимо ответить на вопрос: какие шаги (действия) предпринимать не стоит?

Вопрос 7

Наши рекомендации