Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К.

Минск 2007

УДК 311.3.(076.5):[33+316.42]

ББК 60.6:65я7

Р П69

Рецензенты:

кандидат экономических наук, доцент В.Н.Нагорнов

кандидат экономических наук, доцент Е.И.Сапелкина

Относительная величина динамики

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Существует следующая взаимосвязь:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru

СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Средняя арифметическая простая исчисляется путем деления суммы значений признака на число значений:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ,

где Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru – средняя арифметическая;

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru – отдельные значения признака;

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru – число значений признака.

Если данные представлены в виде дискретного ряда распределения, то расчет средней производится по формуле средней арифметической взвешенной: Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ,

где х – значение признака;

f – частота повторения соответствующего признака (веса).

Средняя гармоническая представляет собой обратную величину средней арифметической из обратных величин. Она бывает простая и взвешенная:

Простая – Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru

Взвешенная – Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ,

Средняя квадратическая используется в том случае, когда необходимо возводить варианты в квадрат:

Простая – Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ;

Взвешенная – Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Средняя геометрическая– Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Средняя хронологическая:

Простая – Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ;

взвешенная – Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Если данные представлены в виде интервального ряда распределения, предварительно вычисляется среднее значение признака для каждого интервала, представляющее полусумму нижнего и верхнего значений интервала Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ,

где Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ;

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru – нижняя граница интервала;

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru – верхняя граница интервала.

Способ исчисления средней арифметической с использованием ее свойств известен в статистике как способ «условного нуля» или «условной средней», а также как «способ моментов».

Этот способ расчета находит отражение в следующей формуле:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Если уменьшенные варианты Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru обозначить через Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru , то Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Мода – это наиболее часто встречающееся значение признака в совокупности. Медианойназывается численное значение признака, расположенное в середине ранжированного ряда, которое делит этот ряд на две равные по численности части. Для определения медианы сначала находят ее место в ряду по формуле Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru , где n – число членов ряда ( Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ). Если число единиц четное, то место медианы в ряду определяется как Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Для определения моды в рядах с равными интервалами распределения модальный интервал определяется по наибольшей частоте, а в рядах с неравными интервалами – по наибольшей плотности распределения.

Для определения моды в рядах с равными интервалами используют формулу:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ,

где Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru – нижняя граница модального интервала;

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru – величина интервала;

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru – частоты предмодального, модального и послемодального интервала.

Для расчета медианы в интервальном ряду воспользуемся следующими формулами:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ,

или Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ,

где Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru – нижняя граница медианного интервала;

i – величина интервала медианного;

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru – порядковый номер медианы;

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru – частота, накопленная до медианного интервала;

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru – частота медианного интервала.

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru – верхняя граница медианного интервала;

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru – накопленная частота медианного интервала.

Задача 1. Имеются следующие данные о производстве продукции за смену.

Группы рабочих по количеству произведенной продукции за смену, шт. Число рабочих
До 5  
5 – 7  
7 – 9  
9 – 11  
Свыше 11  
Итого 100

Определите среднюю выработку продукции за смену.

Задача 2. Определите средний размер инвестиций на одно предприятие методом моментов.

Группы предприятий по размеру инвестиций, млрд. руб. Число предприятий
8 – 10
10 – 12
12 – 14
14 – 16
16 – 18
18 – 20

Задача 3. Определить средний возраст рабочих.

Возраст, лет До 20 20-30 30-40 40-50 50-60 Свыше 60
Число рабочих

Задача 4. Вычислите средний объем производства.

Группы бригад по объему производства, млн. руб. Число бригад
До 200
200-400
400-600
600-800
800-1000
1000-1200
Свыше 1200

Задача 5. Определите средний размер заработной платы за месяц одного рабочего.

Размер заработной платы, тыс. руб.
Количество рабочих, чел.

Задача 6. Определите способом моментов среднегодовое производство продукции на одно предприятие.

Группы предприятий по объему выпуска, т Число предприятий в процентах к итогу
1000 – 3000
3000 – 5000
5000 – 7000
7000 – 9000
9000 – 11000

Задача 7. Определите по трем предприятиям в целом:

среднее число отработанных рабочими человеко-дней;

среднюю дневную выработку рабочих;

средние затраты на 1 тыс. руб. произведенной продукции.

№ предприятия Число рабочих, чел Среднее число отработанных рабочими чел.-дней Средняя дневная выработка рабочих, тыс. руб. Затраты на 1 тыс. руб. продукции, руб.
25,0 90,6
30,0 85,4
28,0 82,0

Задача 8. Определите средний процент брака по следующим данным:

Цех
Процент брака 0,8 1,2 0,5
Фактическая стоимость продукции, млн. руб.

Задача 9. Определить средний процент выполнения плана за каждый год.

Кварталы 2005 г. 2006 г.
% выполнения плана план, млрд. руб. % выполнения плана факт, млн. руб.
80,4 180,3 72,8 120,0
90,5 195,0 75,2 108,4
100,2 203,2 80,4 96,2
101,3 215,8 90,2 70,8

Задача 10. Определите средние затраты времени на производство 1 тыс. шт. кирпича по 1-й и 2-й группе заводов.

1-я группа 2-я группа
Затраты времени на производство 1 тыс.шт. кирпича, чел.-ч. Производство кирпича, тыс. шт. Затраты времени на производство 1 тыс.шт. кирпича, чел.-ч. Затраты времени на производство всего кирпича, чел.-ч.
6,0 6,5
6,5 7,0
7,2 7,5

Задача 11. Определите среднюю себестоимость единицы продукции и среднюю выработку продукции на одного рабочего.

№ предприятия Себестоимость, тыс. руб. Затраты на всю продукцию, млн. руб. Число рабочих

Задача 12. Определите среднюю себестоимость 1 т пшеницы и среднюю ее урожайность.

№ предприятия Затраты на производство пшеницы, тыс. руб. Себестоимость 1 т пшеницы, тыс. руб. Урожайность пшеницы, ц/га

Задача 13. Определите среднюю себестоимость 1 кВт-ч и средний расход условного топлива на 1 кВт-ч.

ТЭЦ Затраты на выработку электроэнергии, млн. руб. Себестоимость 1 кВт-ч, тыс. руб. Расход условного топлива на 1 кВт-ч электроэнергии, г.
0,59
0,60
0,62
0,57

Задача 14. Определите среднюю посевную площадь, среднюю урожайность пшеницы, среднюю себестоимость 1 т пшеницы.

Фермерское хозяйство Урожайность, ц/га Посевная площадь, га Себестоимость 1 т пшеницы, тыс. руб.

Задача 15. Определите средний удельный вес числа специализированных строительных организаций в их общей численности по Минской и по Брестской областям.

Минская область Брестская область
№ района общее число строительных организаций удельный вес специализированных организаций, % № района число специализированных строительных организаций удельный вес специализированных организаций, %

Задача 16. Определите среднюю выработку на одного рабочего в среднем по фабрике за 1-й и 2-й квартал.

1-й квартал 2-й квартал
№ цеха средняя выработка ткани за смену на 1 рабочего, м численность рабочих, чел. № цеха средняя выработка ткани за смену на 1 рабочего, м выработано ткани за смену, м

Задача 17. Определите среднюю посевную площадь, среднюю урожайность пшеницы, среднюю себестоимость 1 т пшеницы.

Агрофирма Посевная площадь, га Валовой сбор, ц Затраты на производство всей пшеницы, тыс. руб.

Задача 18. Определите среднюю урожайность пшеницы, средние затраты труда на 1 га посевной площади, средние затраты труда на 1 ц зерна.

Совхозы Валовой сбор, тыс.ц Урожайность, ц/га Затраты труда, чел.-ч.
на 1 га посевной площади на 1 ц зерна
3,0 21,1 34,3 1,6
2,2 11,4 54,4 4,7
4,2 23,0 46,7 2,0
1,9 13,2 67,8 5,0

Задача 19. Распределение студентов по количеству часов в неделю, затрачиваемых на самостоятельную подготовку к занятиям характеризуется следующими данными:

Бюджет времени, час До 20 20-25 25-30 30-35 35 и выше
Число студентов, чел.

Определите моду и медиану.

Задача 20. Определите моду и медиану по следующим данным:

Размер обуви
Число пар, в % к итогу

Задача 21. Определите модальный и медианный уровень заработной планы рабочих цеха

Группы рабочих по заработной плате, тыс.руб. 350-450 450-500 550-650 650-750 750-850 850-950
Число рабочих, чел.

Задача 22. Средняя себестоимость продукции одной марки на трех предприятиях, входящих в концерн, соответственно равна 8,7 тыс.руб.; 12,3 тыс.руб.; 14,1 тыс.руб. Определите среднюю себестоимость продукции по концерну в целом, если: 1) на каждом предприятии было произведено одинаковое количество продукции; 2) затраты на выпуск продукции на данных предприятиях одинаковы.

Задача 23. Определите средний объем инвестиций на одно предприятие методом моментов

Группа предприятий по объему инвестиций, тыс.руб. Число предприятий, ед.
1-3
3-5
5-7
7-9
9-11
11-13

Задача 24. При расчете средней величины к каждому значению осредняемого признака было добавлено 30 единиц. Полученные результаты были увеличены в 2 раза. Из преобразованных таким образом величин была рассчитана средняя величина и вес каждой варианты был уменьшен в 3 раза. Полученная после преобразований средняя равна 70.

Определите действительную среднюю величину признака.

Задача 25. В результате инфляции платные услуги населения возросли в 2000 г. в 1,049 раза, в 2001 г. – в 1,09 раз, в 2002 г. – в 1,087 раз, в 2003 г. – в 1,112 раз, в 2004 г. – в 1,129 раз и в 2005 г. – в 1,150 раз. Как изменились цены на платные услуги населению за период с 2000 по 2005 годы.

Задача 26. На обслуживание одного покупателя один продавец расходует 2 мин., второй – 3 мин., третий – 5 мин. Определите средние затраты времени продавцов на обслуживание одного покупателя в течение часа.

Задача 27. Автомобиль с грузом ехал к потребителю со скоростью 30 км/час., обратный путь порожняком на предприятие – со скоростью 40 км/час. С какой средней скоростью проделал весь путь автомобиль?

Задача 28.Автомобиль с грузом выехал к потребителю в соседний район, проделав одну треть пути со скоростью 40 км/час. и два трети пути со скоростью 50 км/час. С какой средней скоростью совершил весь путь к потребителю автомобиль?

3. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Для сравнения между собой отдельных уровней ряда динамики рассчитываются следующие показатели: абсолютные приросты, темпы (коэффициенты) роста, темпы прироста, абсолютное значение одного процента прироста. Расчет этих показателей основан на сравнении между собой уровней ряда динамики. При этом уровень, с которым производится сравнение, может быть базисным или цепным.

Абсолютный прирост (А) показывает, насколько в абсолютном выражении уровень отчетного периода больше или меньше уровня базисного периода.

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru (переменная база сравнения);

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru (постоянная база сравнения);

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru - уровень ряда, принятого за базу сравнения.

Коэффициент роста ( Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ) показывает, во сколько раз уровень отчетного периода больше или меньше уровня базисного периода.

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru или Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Коэффициенты роста, выраженные в процентах, носят название темпов роста ( Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ).

Темп роста ( Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ) показывает, на сколько процентов уровень отчетного периода больше или меньше уровня базисного.

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru или Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Абсолютное значение 1% прироста ( Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru )

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru или Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Средний уровень ряда динамики исчисляется различно в зависимости от вида ряда. Для интервального ряда он рассчитывается по формуле средней арифметической простой

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ,

где n – число уровней ряда.

Средний абсолютный прирост ( Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru )

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru или Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Средний коэффициент роста ( Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru )

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru или Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Средний темп роста Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Средний темп прироста Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Метод скользящей средней заключается в том, что вычисляется средний уровень из определенного числа первых по порядку уровней ряда, затем – средний уровень из такого же числа уровней, начиная со второго и т.д.:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ; Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ; Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Выравнивание ряда по прямойпредусматривает решение следующего уравнения: Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru , где t – время (порядковый номер интервала или момент времени).

Расчет параметров значительно упрощается, если Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru , следовательно Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru – средний уровень ряда;

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru , следовательно Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru – средний абсолютный прирост.

Глубину сезонных колебаний измеряют индексами сезонности (Iсез):

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ,

где Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru – средняя из фактических средних уровней одноименных месяцев;

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru – общая средняя за исследуемый период.

Задача 1. Остатки вкладов населения города характеризуются следующими данными (млрд. руб.):

на 01.01. - 532,5
на 01.03. - 570,1
на 01.05. - 640,4
на 01.07. - 487,5
на 01.09. - 540,2
на 01.11. - 620,3
на 01.01. следующего года - 749,3

Рассчитайте средний остаток вкладов за I и II полугодие и за год.

Задача 2. Определите недостающие данные.

Год Производство продукции, млн. у.е. А, млн. у.е. Тр, % Тпр, % А1%, млн. у.е.
92,5        
  1,8      
    104,0    
      5,8  
         
  7,0     1,15

Задача 3. Определите недостающие данные.

Год Фонд заработной платы, млрд. руб. А, млрд. руб. Тр, % Тпр, % А1%, млрд. руб.
143,2        
  18,9      
      5,4  
    103,4    
      1,2  

Задача 4. Приведите ряд к сопоставимому виду.

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru Годы   Показатель
Численность, тыс. чел - -
В старых границах
В новых границах    

Задача 5. Приведите ряд к сопоставимому виду (млн. т).

Годы Мазут Торф

Задача 6. Отпуск тепловой энергии ТЭЦ за пять лет следующий:

Год
Отпуск теплоэнергии, Гкал

Определите ежегодные абсолютные приросты с постоянной и переменной базой, темпы роста и прироста, абсолютное значение 1% прироста.

Задача 7. Среднесписочный состав автомобильного парка предприятия характеризуется следующими данными:

1) списочное число автомобилей на 01.01. – 900 шт.;

2) поступило автомобилей 15.01 – 15 шт.; 22.01. – 3 шт.; 10.02. – 5 шт.;

3) списано автомобилей 24.01. – 4 шт.; 12.02. – 3 шт.

Определите изменение среднесписочного числа автомобилей в феврале и в январе.

Задача 8. Производство цемента характеризуется следующими данными:

Год
Производство цемента, млн. т

Выровнять ряд по прямой и использовать уравнение для экстраполяции уровней на 2009 г. Построить график первичного и выровненного рядов.

Задача 9. Определите показатели динамики по следующим данным.

Год
Прибыль, млрд. руб. 10,3 10,5 12,2 13,0 13,5 14,1 16,0 18,0 20,2 22,9

Задача 10. Имеются данные о выработке продукции по предприятию за первую половину сентября (в млн. руб.):

Дни месяца

Произвести сглаживание ряда методом пятидневной скользящей средней и выровнять ряд по прямой. Представить на графике первичный и выровненные ряды.

Задача 11. Выполнить следующие расчеты: рассчитать показатели динамики с постоянной и переменной базой сравнения; рассчитать среднегодовые показатели динамики; произвести сглаживание ряда методом 3-х дневной скользящей средней; выровнять ряд по прямой; построить график искомого и выровненного ряда.

№ варианта Годы
Показатель
Мощность эл. станций, млн. кВт 115,0 166,1 217,5 266,7 315,1 338,9 341,4
Мощность ТЭС, млн. кВТ 92,8 133,8 172,1 201,9 225,1 239,7 239,6
Мощность ГЭС, млн. кВт 22,2 31,4 40,9 52,3 61,7 63,8 64,3
Производство эл. энергии эл. станциями, млрд. кВт-ч 506,7 740,9 1038,6 1293,9 1544,2 1705,0 1722,0
Производство эл. энергии ТЭС, млрд. кВт-ч 425,2 612,8 892,4 1037,1 1162,3 1258,6 1285,9
Производство электроэнергии ГЭС, млрд. кВт-ч 81,5 124,4 126,0 163,9 214,5 230,8 223,5
Выработка эл. энергии, млрд. кВт-ч 33,2 36,3 37,8 38,2 38,2 39,5 38,7
Выпуск эл. оборудования распр. сетей, млн. руб. 1549,3 1709,2 1926,7 2060,3 2404,4 2636,0 2491,9
Выпуск трансформаторов, млн. руб. 767,2 757,3 890,2 1006,4 916,6 939,7 1162,7
Эл. оборудование пром. назначения, млн. руб. 2975,1 3224,5 3796,8 4532,4 4209,1 4951,9 5613,2

Задача 12. По таксомоторному предприятию имеются следующие данные о величине платного пробега за 3 года (в тыс. км):

Месяц Год
Январь 60,0 70,0 100,2
Февраль 62,0 77,4 105,0
Март 66,4 78,2 107,0
Апрель 70,0 80,0 110,5
Май 78,4 88,4 113,7
Июнь 80,0 89,5 115,0
Июль 80,3 90,3 116,4
Август 86,5 94,6 120,0
Сентябрь 79,0 94,0 118,7
Октябрь 76,4 92,5 115,0
Ноябрь 75,0 90,0 107,5
Декабрь 70,4 85,5 98,2

На основе приведенных данных выявить наличие сезонной неравномерности и измерить ее степень.

Задача 12. На основе приведенных данных измерить сезонные колебания методом абсолютных разностей; методом относительных разностей; рассчитать индексы сезонности; изобразить графически сезонную волну.

Производство трансформаторов, тыс. шт.

Месяц Год
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Задача 13. На основе приведенных данных измерить сезонные колебания методом абсолютных разностей; методом относительных разностей; рассчитать индексы сезонности; изобразить графически сезонную волну.

Потребление жидкого топлива, тыс. шт.

Месяц Год
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Задача 14. На основе приведенных данных измерить сезонные колебания методом абсолютных разностей; методом относительных разностей; рассчитать индексы сезонности; изобразить графически сезонную волну.

Реализация электроосветительной аппаратуры, млн. руб.

Месяц Год
Январь 12,7 16,3 30,8
Февраль 11,5 17,4 24,1
Март 12,0 18,4 21,2
Апрель 45,6 78,9 73,1
Май 40,4 67,3 69,9
Июнь 60,0 66,6 77,7
Июль 42,0 42,7 43,6
Август 23,4 39,9 40,7
Сентябрь 14,1 28,9 70,0
Октябрь 14,6 25,2 40,7
Ноябрь 16,3 27,9 32,7
Декабрь 18,0 30,5 33,0

Задача 15. Вычислить средний остаток материалов на складе за первый квартал текущего года

Остаток материалов на складе, млн.руб.
На 1-е января На 1-е февраля На 1-е марта На 1-е апреля
24,8 25,6 21,2 18,1

4. ИНДЕКСЫ

Индекс стоимости

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ; Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Перемножим данные индексы:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Следовательно, Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Базисный агрегатный индекс физического объема продукции:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ; Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Цепной агрегатный индекс физического объема продукции:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ; Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Последовательно перемножение цепных агрегатных индексов физического объема продукции дает возможность получить базисный индекс:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Средний арифметический индекс физического объема:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru.

Средний гармонический индекс цен: Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Индекс переменного состава:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Индекс постоянного (фиксированного) состава:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Индекс структурных сдвигов:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ,

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Сложным явлением следует считать такой показатель, который может быть представлен как произведение двух и более показателей. Предположим, что сложное явление А представляет собой произведение двух показателей: a и b, т.е. А=a · b, или Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru , где Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru – средняя заработная плата, Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru – среднесписочная численность работающих. Изменение сложного явления может быть представлено индексом:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru или Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Абсолютное изменение явления под влиянием всех факторов представляет разность между числителем и знаменателем:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru или Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Метод экстраполяции

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Пересчет осуществляется на основе использования следующего равенства:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Выбор метода расчета ВВП и ВДС в постоянных ценах:

                       
    Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru
 
    Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru   Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru
 
      Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru
 
      Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru
 
  Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru
 
   
нет данных о Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru

При анализе макроэкономических показателей в динамике рассчитывается абсолютный прирост стоимости ВВП:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Для того, чтобы оценить влияние цены на изменение ВВП, рассчитывают следующее изменение:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Для оценки влияния физического объема на изменение ВВП используют следующую зависимость:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Для анализа влияния на изменение ВВП объема валового выпуска и доли ВВН в ВВ используют следующую индексную модель:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru или Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Рассмотрим влияние изменения Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru и Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru на общее изменение ВВП за период:

1. Рассчитаем абсолютный прирост ВВП за счет изменения ВВ:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

2. Абсолютное изменение за счет изменения Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru :

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

3. Общее изменение ВВП:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Определение валового внутреннего продукта распределительным методом:

ВВП = ОТ + ЧНП + ДНП + ВПЭ

ЧНП – чистые налоги на производство и импорт;

ДНП – другие налоги на производство.

Для статистического анализа необходимо определить структуру ВВП и выявить закономерности в его изменении.

Анализ изменения суммы оплаты труда можно также проводить с помощью следующей индексной модели:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Аналогично работают индексные модели для ЧНП и ВПЭ:

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ,

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru .

Годовые нормы амортизации

Манцерова, Т.Ф. , Капшина Ю.К. - student2.ru ,

где А – амортизационные отчисления.

Объем основных фондов по полной первоначальной стоимости на конец года (