Принципы формирования моделей.

Можно выделить тримодели менеджмента. Это японская, американская и западноевропейская модели менеджмента. В современных условиях западноевропейские и японские компании приобрели многие общие с американскими фирмами черты в применении принципов децентрализации управления. Это обусловлено усилением процессов концентрации и централизации производства под влиянием научно-технической революции и обострения конкурентной борьбы на мировом рынке. Прежде всего отмечается рост размеров западноевропейских и японских компаний, которые по оборотам приближаются к американским.

Рост масштабов хозяйственной деятельности обусловил произведенную большинством западноевропейских компаний реорганизацию управления и использование американского опыта в формировании организационной структуры управления. Большое значение имеет отход как западноевропейских, так и японских фирм от узкой специализации производства и превращение их в высоко диверсифицированные комплексы.

Однако наряду со многими общими чертами американские, западноевропейские и японские ТНК имеют в организации управления свои особенности, которые прежде всего вытекают из исторических условий развития определенных типов компаний в разных странах. Американские фирмы на ранней ступени своего развития создавались в форме трестов. Поэтому в таких компаниях, как, например, «Дженерал моторз», «Крайслер», «Форд моторз», промышленные предприятия, входящие в производственные отделения, лишены всякой самостоятельности.

В компаниях западноевропейских стран и Японии производственные отделения играют несколько иную роль. С переходом на децентрализованную форму управления производственные отделения выполняют роль координаторов деятельности входящих в них дочерних компаний, обладающих оперативно-хозяйственной, финансовой и юридической самостоятельностью. При этом дочерние компании выступают сами не только центрами прибыли, но и центрами ответственности. Последнее означает, что они самостоятельно разрабатывают стратегические направления производственной деятельности в рамках закрепленной за ними товарной номенклатуры, ведут научные исследования и разработки.

Каждая модель формируется из определенного набора принципов.

1. Американская модель.

Ø Принцип индивидуализма принятия решений

Ø Формальные отношения между сотрудниками одной организации

Ø Отсутствие патриотизма по отношению к фирме

2. Японская модель.

Ø Принцип коллективизма в принятии решений

Ø Принцип патриотизма по отношению к фирме

Ø Принцип карьеризма (продвижение в своей фирме)

Ø Принцип внимательного отношения к предложению каждого сотрудника

Культуру США можно охарактеризовать как индивидуалистическую, ориентированную на самоценность времени. Они не придают большого значения традициям, церемониям, формальности. В Японии большое внимание уделяется группе, а сотрудничество важнее индивидуализма.

Следует заметить также, что американский стиль управления существенно отличается от японского. Так, в американских компаниях ответственность каждого работника четко определена и каждый руководитель несет личную ответственность за выполнение установленных показателей в условиях директивного планирования, в то время как в японских компаниях предусматривается коллективная ответственность за выработку, принятие и выполнение решений. Другая особенность состоит в том, что зарубежные филиалы американских корпораций более свободно используют капитал, технологию, организационный и управленческий опыт материнской компании. В правовом отношении подавляющее большинство зарубежных фирм американских ТНК – это дочерние компании, подчиняющиеся местным законам, тогда как у японских ТНК преобладают филиалы со 100% участием японского капитала и полным контролем за их деятельностью со стороны материнской компании.

Особенностью организации управления в японских компаниях является то, что они первостепенное значение придают совершенствованию стиля и методов управления. Японские компании, как правило, более централизованы, чем американские и западноевропейские. Однако в рамках высокой централизации широко распространены принципы согласования, координации действий, выработки решений после их тщательного предварительного обсуждения и одобрения исполнительским звеном. Считается, что японский стиль управления, основанный на принятии групповых решений, является более эффективным, поскольку предполагает:

Ø Участие среднего звена управления в выработке решения путем согласования и обсуждения проектов решений не только с руководителями, но и с персоналом соответствующих заведений.

Ø Соблюдение принципа единогласия в принятии решений.

Ø Отсутствие четких должностных инструкций, определяющих круг обязанностей работника; предполагается, что содержание работы каждого работника может постоянно меняться и они обязаны уметь выполнять любую работу в рамках своей компетенции.

Ø Использование специфической системы управления персоналом, предусматривающий в основном пожизненный наем сотрудников, продвижение по службе и повышение заработной платы за выслугу лет, социальное обеспечение по старости и болезни.

Ø Постоянное совершенствование искусства управления, в том числе качеством продукции, эффективностью и маркетинговой деятельности; контроля за ходом производственного процесса.

Наши рекомендации