Определение передаточного числа редуктора.
Введение
Курсовое проектирование является важным этапом изучение курса “Теория электропривода” и предлагает законченным освоение курсов теоретических основ электротехники, теории автоматического управления и электрических машин.
Целью курсовой работы является приобретение навыков в разработке, применение известных методов расчета и проектирование приводов производственных механизмов, которые бы обеспечивали высокую производительность, имели бы. Необходимо, прежде всего, уяснить технологические особенности работы механизма: величину и характер изменения статического момента, плавность и пределы регулирования скорости, частоту и условия пусков и торможений, требования к статическим и динамическим режимам и т.д., что позволит выбрать целесообразный тип и рациональную мощность привода, обеспечивающего высокую производительность производственного механизма, его надежность и долговечность, минимальные массогабаритные показатели и энергозатраты, а также возможность комплексной автоматизации данного производственного процесса.
В курсовой работе предусматривается разработка электропривода по системе генератор-двигатель с асинхронным приводом двигателем с фазным ротором для одного из общепромышленных механизмов циклического действия. Выбор такой системы электропривода обусловлен учебными задачами - закрепление знаний по курсу “Теория электропривода”.
Задание на курсовую работу
Задачей курсовой работы является разработка разомкнутой системы реверсивного электропривода производственного механизма, выбор и расчет его силовых элементов, расчет и построение нагрузочных диаграмм и тахограммы, статических и динамических характеристик, кривых переходного процессов и проверка двигателя по нагреву.
На рис. 1.1 приведена кинематическая схема механизма наклонного подъемника, электропривод которого надлежит разработать.
Рисунок 1.1 – Кинематическая схема механизма наклонного подъемника
Наклонный подъемник состоит из тележки 1, перемещающейся по рельсовому пути, уложенному под углом α к горизонтали. Тележка совершает челночное движение по перемещению груза из нижнего положения (из точки А или А’) в верхнее положение (в точку С) на расстояние ℓ или ℓ’. После разгрузки в верхнем положении тележка порожней возвращается в нижнее положении, где проводится ее загрузка, а за тем цикл повторяется.
Перемещение тележки осуществляется при помощи троса 5 (система кинематических связей, для упрощения ее изображения, приведена на рисунке 1.1 схематично), наматываемого на барабан 2, который сочленяется через редуктор 3 с двигателем 4. Для улучшения режима работы двигателя, к барабану, через трос 5, присоединяется противовес 6. При остановках в нижнем и верхнем положениях тележка удерживается с помощью электромагнитных тормозов. В общем случае предлагается, что при пуске двигателя его растормаживание происходит мгновенно в момент времени, когда электромагнитный момент двигателя Мg сравняется со статическим моментом Мс.
Цикл работы подъемника состоит из следующих этапов. Из нижнего положения, точка А (А'), загруженная тележка, разогнавшись, осуществляет движение с постоянной рабочей скоростью Vраб. После прохождения тележкой расстояния ℓ’’ (ℓ’ + ℓ’') подается сигнал на снижение напряжения питания обмотки возбуждения генератора и двигатель переключается работать на новую статическую характеристику с меньшей угловой скоростью, а тележка, притормозив под действием статических сил сопротивления, переходит на движение с ползучей скоростью Vполз. Затем отключается возбуждение генератора и тележка, под действием сил сопротивления, останавливается в точке С с последующим наложением тормозов (сигнал на срабатывание тормозов может поступать от датчиков перемещения тележки). В аварийном случае, когда тележка не останавливается в предельном положении, сигнал от концевых выключателей вызывает накладывание тормозов еще до ее остановки. После остановки тележка разгружается и затем, разогнавшись до рабочей скорости Vраб, двигается вниз до отметки, отстоящей от точки С на расстояние ℓ’’, после чего снижается напряжение питания обмотки возбуждения генератора и двигатель переключается работать на новую статическую характеристику с меньшей угловой скоростью, а тележка, притормозив под действием статических сил сопротивления, переходит на движение с ползучей скоростью. Остановка тележки в точке А (A') происходит аналогично остановке в точке С. Затем тележка загружается и на этом очередной цикл заканчивается.
Ходовая часть тележки, к.п.д. редуктора и барабана характеризуется следующими величинами:
1) диаметр колеса тележки
2) диаметр цапфы колеса
3) коэффициент трения качения колеса по рельсу
4) коэффициент трения скольжения в подшипниках колес ;
5) коэффициент, учитывающий сопротивление движению колеса от трения его реборды о рельс, от трения на торцевых частях ступицы и т.д. ;
6) к.п.д. редуктора ;
7) к.п.д. барабана .
Массогабаритные и скоростные показатели транспортного средства:
1) масса тележки mт = 60, кг;
2) масса груза mг = 240, кг;
3) масса противовеса mпр = 115, кг;
4) рабочая скорость тележки Vраб = 0,6, м/с;
5) ползучая скорость тележки Vполз = 0,05, м/с;
6) допустимое ускорение тележки адоп = 0,66, м/с2;
7) момент инерции барабана Jб = 4, кгм2;
8) диаметр барабана Dб = 0,36, м;
9) угол наклона пути α = 40, град.
Показатели работы транспортного средства и транспортного пути:
1) время загрузки tз = 10, с;
2) время разгрузки tр = 8, с;
3) длина пути движения между точками А и С ℓ = 10, м;
4) длина пути движения между точками А и A' ℓ' = 1,5, м;
5) длина пути разгона и движения груженой тележки с Vраб ℓ'' = 9, м;
6) длина пути разгона и движения порожней тележки с Vраб ℓ''' = 9,2, м.
В качестве электропривода используется система генератор-двигатель постоянного тока независимого возбуждения (Г-Д) с приводным асинхронным двигателем с фазным ротором.
При выполнении курсовой работы необходимо:
1. привести кинематическую схему механизма наклонного подъемника и в соответствии с вариантом записать его показатели;
2. определить величины моментов сопротивления относительно вала барабана для обоих направлений движений тележки;
3. определить предварительную мощность электрических машин системы с учетом ПВ% и рациональное передаточное число редуктора;
4. рассчитать и построить тахограмму и нагрузочные диаграммы , электропривода с учетом динамических нагрузок и при условии постоянства ускорений в периоды переходных процессов;
5. проверить предварительно выбранный двигатель по мощности, используя методы эквивалентных (средних) величин, и по перегрузочной способности. Представить принципиальную схему электропривода;
6. рассчитать и построить статические механические (электромеханические) характеристики для всех режимов работы привода: для груженой и порожней тележки при работе с и ;
7. рассчитать и построить графики переходных процессов электропривода:
, и для всех участков, а также динамическую механическую
характеристику ;
8. проверить двигатель по нагреву с учетом реальных переходных процессов;
9. рассчитать и выбрать пусковые резисторы приводного асинхронного двигателя.
Определение сил и моментов.
Поскольку передаточное число редуктора неизвестно и его еще предстоит определить с учетом действующих сил, то целесообразно рассчитать мощность на валу барабана 2 (рис. 2.1), являющегося последним кинематическим звеном производственного механизма пред редуктором и насаженном на его выходном валу. Учитывая технологические особенности работы производственного механизма за период цикла (различия в скоростях и направления движения, масс грузовой тележки), тахограмма и нагрузочные диаграммы будут представлять собой ломаные графики с отрезками, расположенными по разные стороны от оси абсцисс (оси времени) и на разном от нее удалении. Учитывая сказанное, необходимо определить силы и моменты на соответствующих интервалах движения тележки.
Рисунок 2.1 – Силы и моменты, действующие на производственный механизм при различных направлениях движения тележки.
Величина и направление момента на барабане:
, (2.1)
где - результирующая реактивной и активной сил, Н;
- сила сопротивления от реактивной статической нагрузки, Н;
- коэффициент сопротивления движению, зависящий от коэффициентов трения качания по рельсу ,м, трения скольжения в подшипниках колес и коэффициента к, учитывающего трения реборды колеса о рельс, торцевых частей ступицы и т.д.;
- радиус цапфы колеса, м ;
- диаметр колеса, м ;
- нормальная составляющая от веса тележки (при движении вверх , а при движение вниз , Н);
- тангенциальная составляющая от веса тележки , Н;
- вес (сила тяжести) противовеса, Н;
- радиус барабана, м;
Движение вверх:
- угловая скорость барабана,
где V-скорость движения тележки, ;
- мощность на барабане при подъеме.
Движение вниз:
- мощность на барабане при спуске.
Предварительный расчет мощности электродвигателя.
Для точного расчета и выбора электродвигателя необходимо иметь тахограмму и нагрузочную диаграмму двигателя. Нагрузочная диаграмма определяется не только статическими, нагрузками, но и передаточным числом редуктора, выбор которого связан с параметрами двигателя, а так же динамическими нагрузками, которые в значительной мере зависят от инерционных масс системы электропривода, в том числе и от момента инерции двигателя. При этих условиях нагрузочная диаграмма двигателя построена быть не может. Поэтому необходимо предварительно выбрать двигатель с учетом ПВ% по средним эквивалентным значениям мощности статической нагрузки, с последующей проверкой его по условиям нагрева и допустимого значения максимального момента.
Рисунок 3.1 – Упрощенная нагрузочная диаграмма механизма
Оси пронумеровать
Предварительный выбор двигателя может быть выполнен на основании расчета среднего или эквивалентного значения статической мощности за время в пределах цикла:
(3.1)
(3.2)
где - коэффициент, учитывающий отличие динамической нагрузочной диаграммы двигателя от статической.
– статические мощности на валу двигателя с учетом к.п.д. редуктора и барабана при движении тележки вверх и вниз.
Мощность двигателя с учетом ПВ%
Заключение
В данном курсовом проекте была разработана схема электропривода производственного механизма передвижения тележки.
В ходе проектирования был выбран двигатель, генератор и асинхронный двигатель, в качестве приводного. Для данного привода была построена тахограмма и нагрузочные диаграммы, двигатель бы проверен по перегрузочной способности с учетом нагрева и переходных процессов. Проверка показала, что данный двигатель соответствует предъявляемым требованиям.
Список используемой литературы
1. «Методические указания к курсовой работе»,
под редакцией Н.С. Бурянина, Д.Ф. Зенков 1988г.
2. Чиликин М.Г., Сандлер А.С. “Теория электропривода” ,
М. Энергоиздательство 1981г.
3. Вешеневский С.Н. “Характеристики двигателей в электроприводе”
М. Энергия 1977г.
4. Романов М.Н. «Методические указания по правилам оформления отчетов по лабораторным работам и расчетно-пояснительных записок для курсовых проектов», Новосибирск 1994г.
Введение
Курсовое проектирование является важным этапом изучение курса “Теория электропривода” и предлагает законченным освоение курсов теоретических основ электротехники, теории автоматического управления и электрических машин.
Целью курсовой работы является приобретение навыков в разработке, применение известных методов расчета и проектирование приводов производственных механизмов, которые бы обеспечивали высокую производительность, имели бы. Необходимо, прежде всего, уяснить технологические особенности работы механизма: величину и характер изменения статического момента, плавность и пределы регулирования скорости, частоту и условия пусков и торможений, требования к статическим и динамическим режимам и т.д., что позволит выбрать целесообразный тип и рациональную мощность привода, обеспечивающего высокую производительность производственного механизма, его надежность и долговечность, минимальные массогабаритные показатели и энергозатраты, а также возможность комплексной автоматизации данного производственного процесса.
В курсовой работе предусматривается разработка электропривода по системе генератор-двигатель с асинхронным приводом двигателем с фазным ротором для одного из общепромышленных механизмов циклического действия. Выбор такой системы электропривода обусловлен учебными задачами - закрепление знаний по курсу “Теория электропривода”.
Задание на курсовую работу
Задачей курсовой работы является разработка разомкнутой системы реверсивного электропривода производственного механизма, выбор и расчет его силовых элементов, расчет и построение нагрузочных диаграмм и тахограммы, статических и динамических характеристик, кривых переходного процессов и проверка двигателя по нагреву.
На рис. 1.1 приведена кинематическая схема механизма наклонного подъемника, электропривод которого надлежит разработать.
Рисунок 1.1 – Кинематическая схема механизма наклонного подъемника
Наклонный подъемник состоит из тележки 1, перемещающейся по рельсовому пути, уложенному под углом α к горизонтали. Тележка совершает челночное движение по перемещению груза из нижнего положения (из точки А или А’) в верхнее положение (в точку С) на расстояние ℓ или ℓ’. После разгрузки в верхнем положении тележка порожней возвращается в нижнее положении, где проводится ее загрузка, а за тем цикл повторяется.
Перемещение тележки осуществляется при помощи троса 5 (система кинематических связей, для упрощения ее изображения, приведена на рисунке 1.1 схематично), наматываемого на барабан 2, который сочленяется через редуктор 3 с двигателем 4. Для улучшения режима работы двигателя, к барабану, через трос 5, присоединяется противовес 6. При остановках в нижнем и верхнем положениях тележка удерживается с помощью электромагнитных тормозов. В общем случае предлагается, что при пуске двигателя его растормаживание происходит мгновенно в момент времени, когда электромагнитный момент двигателя Мg сравняется со статическим моментом Мс.
Цикл работы подъемника состоит из следующих этапов. Из нижнего положения, точка А (А'), загруженная тележка, разогнавшись, осуществляет движение с постоянной рабочей скоростью Vраб. После прохождения тележкой расстояния ℓ’’ (ℓ’ + ℓ’') подается сигнал на снижение напряжения питания обмотки возбуждения генератора и двигатель переключается работать на новую статическую характеристику с меньшей угловой скоростью, а тележка, притормозив под действием статических сил сопротивления, переходит на движение с ползучей скоростью Vполз. Затем отключается возбуждение генератора и тележка, под действием сил сопротивления, останавливается в точке С с последующим наложением тормозов (сигнал на срабатывание тормозов может поступать от датчиков перемещения тележки). В аварийном случае, когда тележка не останавливается в предельном положении, сигнал от концевых выключателей вызывает накладывание тормозов еще до ее остановки. После остановки тележка разгружается и затем, разогнавшись до рабочей скорости Vраб, двигается вниз до отметки, отстоящей от точки С на расстояние ℓ’’, после чего снижается напряжение питания обмотки возбуждения генератора и двигатель переключается работать на новую статическую характеристику с меньшей угловой скоростью, а тележка, притормозив под действием статических сил сопротивления, переходит на движение с ползучей скоростью. Остановка тележки в точке А (A') происходит аналогично остановке в точке С. Затем тележка загружается и на этом очередной цикл заканчивается.
Ходовая часть тележки, к.п.д. редуктора и барабана характеризуется следующими величинами:
1) диаметр колеса тележки
2) диаметр цапфы колеса
3) коэффициент трения качения колеса по рельсу
4) коэффициент трения скольжения в подшипниках колес ;
5) коэффициент, учитывающий сопротивление движению колеса от трения его реборды о рельс, от трения на торцевых частях ступицы и т.д. ;
6) к.п.д. редуктора ;
7) к.п.д. барабана .
Массогабаритные и скоростные показатели транспортного средства:
1) масса тележки mт = 60, кг;
2) масса груза mг = 240, кг;
3) масса противовеса mпр = 115, кг;
4) рабочая скорость тележки Vраб = 0,6, м/с;
5) ползучая скорость тележки Vполз = 0,05, м/с;
6) допустимое ускорение тележки адоп = 0,66, м/с2;
7) момент инерции барабана Jб = 4, кгм2;
8) диаметр барабана Dб = 0,36, м;
9) угол наклона пути α = 40, град.
Показатели работы транспортного средства и транспортного пути:
1) время загрузки tз = 10, с;
2) время разгрузки tр = 8, с;
3) длина пути движения между точками А и С ℓ = 10, м;
4) длина пути движения между точками А и A' ℓ' = 1,5, м;
5) длина пути разгона и движения груженой тележки с Vраб ℓ'' = 9, м;
6) длина пути разгона и движения порожней тележки с Vраб ℓ''' = 9,2, м.
В качестве электропривода используется система генератор-двигатель постоянного тока независимого возбуждения (Г-Д) с приводным асинхронным двигателем с фазным ротором.
При выполнении курсовой работы необходимо:
1. привести кинематическую схему механизма наклонного подъемника и в соответствии с вариантом записать его показатели;
2. определить величины моментов сопротивления относительно вала барабана для обоих направлений движений тележки;
3. определить предварительную мощность электрических машин системы с учетом ПВ% и рациональное передаточное число редуктора;
4. рассчитать и построить тахограмму и нагрузочные диаграммы , электропривода с учетом динамических нагрузок и при условии постоянства ускорений в периоды переходных процессов;
5. проверить предварительно выбранный двигатель по мощности, используя методы эквивалентных (средних) величин, и по перегрузочной способности. Представить принципиальную схему электропривода;
6. рассчитать и построить статические механические (электромеханические) характеристики для всех режимов работы привода: для груженой и порожней тележки при работе с и ;
7. рассчитать и построить графики переходных процессов электропривода:
, и для всех участков, а также динамическую механическую
характеристику ;
8. проверить двигатель по нагреву с учетом реальных переходных процессов;
9. рассчитать и выбрать пусковые резисторы приводного асинхронного двигателя.
Определение сил и моментов.
Поскольку передаточное число редуктора неизвестно и его еще предстоит определить с учетом действующих сил, то целесообразно рассчитать мощность на валу барабана 2 (рис. 2.1), являющегося последним кинематическим звеном производственного механизма пред редуктором и насаженном на его выходном валу. Учитывая технологические особенности работы производственного механизма за период цикла (различия в скоростях и направления движения, масс грузовой тележки), тахограмма и нагрузочные диаграммы будут представлять собой ломаные графики с отрезками, расположенными по разные стороны от оси абсцисс (оси времени) и на разном от нее удалении. Учитывая сказанное, необходимо определить силы и моменты на соответствующих интервалах движения тележки.
Рисунок 2.1 – Силы и моменты, действующие на производственный механизм при различных направлениях движения тележки.
Величина и направление момента на барабане:
, (2.1)
где - результирующая реактивной и активной сил, Н;
- сила сопротивления от реактивной статической нагрузки, Н;
- коэффициент сопротивления движению, зависящий от коэффициентов трения качания по рельсу ,м, трения скольжения в подшипниках колес и коэффициента к, учитывающего трения реборды колеса о рельс, торцевых частей ступицы и т.д.;
- радиус цапфы колеса, м ;
- диаметр колеса, м ;
- нормальная составляющая от веса тележки (при движении вверх , а при движение вниз , Н);
- тангенциальная составляющая от веса тележки , Н;
- вес (сила тяжести) противовеса, Н;
- радиус барабана, м;
Движение вверх:
- угловая скорость барабана,
где V-скорость движения тележки, ;
- мощность на барабане при подъеме.
Движение вниз:
- мощность на барабане при спуске.
Предварительный расчет мощности электродвигателя.
Для точного расчета и выбора электродвигателя необходимо иметь тахограмму и нагрузочную диаграмму двигателя. Нагрузочная диаграмма определяется не только статическими, нагрузками, но и передаточным числом редуктора, выбор которого связан с параметрами двигателя, а так же динамическими нагрузками, которые в значительной мере зависят от инерционных масс системы электропривода, в том числе и от момента инерции двигателя. При этих условиях нагрузочная диаграмма двигателя построена быть не может. Поэтому необходимо предварительно выбрать двигатель с учетом ПВ% по средним эквивалентным значениям мощности статической нагрузки, с последующей проверкой его по условиям нагрева и допустимого значения максимального момента.
Рисунок 3.1 – Упрощенная нагрузочная диаграмма механизма
Оси пронумеровать
Предварительный выбор двигателя может быть выполнен на основании расчета среднего или эквивалентного значения статической мощности за время в пределах цикла:
(3.1)
(3.2)
где - коэффициент, учитывающий отличие динамической нагрузочной диаграммы двигателя от статической.
– статические мощности на валу двигателя с учетом к.п.д. редуктора и барабана при движении тележки вверх и вниз.
Мощность двигателя с учетом ПВ%
Определение передаточного числа редуктора.
Из таблицы приложений выбираем три двигателя серии “П”, мощностью наиболее близкой к, полученной в предыдущем пункте, предварительной мощности двигателя:
Таблица 4.1
Двигатели постоянного тока сери “П” продолжительного режима, защищенные, с самовентиляцией, 220В, возбуждение независимое
Тип двигателя | Номинальная мощность Рном | Номинальная частота вращения nном | Номинальный ток якоря Iн | Сопротивление обмотки якоря и доп. полюсов Zя+Zдп | Число активных проводников якоря | Сопротивление независимой обмотки Zв | Число витков независимой обмотки на полюс Wнх | Номинальный ток независимой обмотки Iвн | Номинальный магнитный поток на полюс Фн | Номинальный кпд ηн | Момент инерции якоря J |
кВт | Об/мин. | А | Ом | Ом | А | мВб | % | кгм2 | |||
П21 | 0,7 | 4,3 | 6,75 | 0,3 | 3,1 | 73,6 | 0,042 | ||||
П31 | 0,7 | 2,9 | 9,48 | 0,29 | 5,2 | 0,09 | |||||
П32 | 0,7 | 4,2 | 4,98 | 0,31 | 8,1 | 0,116 |
Выбираем двигатель, руководствуясь следующими данными:
, (4.1)
где - передаточное число редуктора;
- номинальная угловая скорость.
П21: ; ;
.
П31: ; ;
.
П32: ; ;
.
Руководствуясь требованием , выбираем двигатель серии П32.
Для дальнейших расчетов выбираем ближайшее меньшее стандартное передаточное число редуктора и его тип РМ-500: .
Рассчитываем мощность генератора:
В качестве генератора будем использовать двигатель типа:
Таблица 4.2
Двигатели постоянного тока сери “П” продолжительного режима, защищенные, с самовентиляцией, 220В, возбуждение независимое
Тип двигателя | Номинальная мощность Рном | Номинальная частота вращения nном | Номинальный ток якоря Iн | Сопротивление обмотки якоря и доп. полюсов Zя+Zдп | Число активных проводников якоря | Сопротивление независимой обмотки Zв | Число витков независимой обмотки на полюс Wнх | Номинальный ток независимой обмотки Iвн | Номинальный магнитный поток на полюс Фн | Номинальный кпд ηн | Момент инерции якоря J |
кВт | Об/мин. | А | Ом | Ом | А | мВб | % | кгм2 | |||
П42 | 1.5 | 9,75 | 2,92 | 0,69 | 5,1 | 74,1 | 0,18 |
Рассчитываем мощность АД:
Здесь всю формулу расшифровать
В качестве гонного двигателя используем асинхронный двигатель серии МТН с фазным ротором:
Таблица 4.3
Металлургические двигатели серии МТН с фазным ротором 380/220В, ПВ%=100%
Тип двигателя | Мощность на валу Р2Н | Номинальная частота вращения nном | Номинальный ток ротора Iрн | ЭДС между кольцами неподвижного разомкнутого ротора Ер.р. | Номинальный момент Мн, Нм | Критический момент Мкр | Момент инерции ротора J | Номинальное скольжение Sн | Критическое скольжение Sкр | Сопротивление фазы ротора Zр | Номинальный кпд ηн |
кВт | Об/мин. | А | В | Нм | Нм | кгм2 | % | % | Ом | % | |
МТН 111-6 | 8,5 | 20,3 | 0,0488 | 0,06 | 0,7 | 0,717 |
5. Построение тахограммы и нагрузочных диаграмм.
Тахограмма представляет собой зависимость на интервале цикла. Для построения тахограммы необходимо определить интервалы времени работы двигателя в каждом режиме:
Подъём:
1 интервал - время разгона двигателя и длина участка пути:
2 интервал - время работы двигателя с , соответствующей рабочей скорости перемещения тележки , и длина участка пути:
3 интервал - время перехода от до и длина участка пути:
4 интервал - время работы двигателя с , соответствующей «ползучей» скорости перемещения тележки , и длина участка пути:
где - определяется на пятом интервале из условия, что после отключения напряжения обмотки возбуждения генератора остановка произойдет в конечной точке при замедлении под действием статических сил сопротивления.
5 интервал - время замедления скорости тележки до “0” и длина участка пути:
где - замедление тележки под действием статических сил сопротивления после отключения напряжения обмотки возбуждения генератора , считая условно, что при этом и соответственно становится мгновенно равным нулю;
- момент статических сил сопротивления, приведенный к валу двигателя;
- момент инерции системы производственный механизм- двигатель, приведенный к валу двигателя;
- момент инерции произведенного механизма, приведенный к валу барабана.
6 интервал - время разгрузки:
Аналогично рассчитывается интервалы второй половины цикла. При этом время разгона двигателя и длина пути на спуске равны этим значениям на подъеме:
Спуск:
7 интервал:
8 интервал:
9 интервал:
10 интервал: